Технологии безопасности – Журнал «Сибирская нефть»

Технологии безопасности

«Газпром нефть» создает цифровую платформу управления рисками в сфере производственной безопасности

Текст: Сергей Орлов
Фото: GETTY IMAGES

Построение современной системы производственной безопасности (ПБ) невозможно без использования цифровых технологий. Проект «Цифровое управление барьерами», предполагающий создание эффективной цифровой платформы ПБ, стал одним из важных элементов комплексной трансформации системы управления безопасности «Газпром нефти»

Цифровые технологии в безопасности стремительно развиваются. Решения, которые еще вчера казались фантастикой, сегодня появляются на рынке и становятся доступными для тестирования. Термобелье со встроенными датчиками, непрерывно измеряющими температуру тела и артериальное давление, отслеживающими частоту пульса и дыхания, снимающими электрокардиограмму. Комплект одежды, способный защитить от сверхнизких температур, выдерживающий воздействие открытого пламени и противостоящий агрессивным веществам и достаточно серьезному механическому воздействию. Защитный шлем, снабженный модулем спутникового позиционирования, датчиками положения человека в пространстве, метеостанцией, измеряющей атмосферное давление, температуру, влажность, напряженность электромагнитного поля, с системой беспроводной связи и светодиодными фонарями в козырьке. Это не описание скафандров супергероев или космонавтов, а вполне реальные образцы снаряжения для работы в экстремальных условиях. Их дополняют умные системы, умеющие анализировать данные различных датчиков и видеоинформацию и способные оценить угрозу жизни и здоровью, а в случае какой-либо опасности —отправить предупреждение, например, о нахождении в опасной зоне, приближении к источникам высокого напряжения или об опасном уровне шума.

Подобные технологии тестируются и на объектах «Газпром нефти». Они и многие другие цифровые проекты могут стать барьерами на пути неприемлемых потерь, с которыми борется компания, и частью системы сбора информации, на основе которой будет оцениваться эффективность защиты и разрабатываться новые барьеры, если существующих недостаточно.

Все на платформу

В целом процесс цифровизации ПБ в «Газпром нефти» принципиально ничем не отличается от подобного процесса, призванного повысить эффективность производства. Речь, так же как и в добыче, и в переработке, и в реализации, идет о создании высокотехнологичной платформы — только управляющей с помощью данных не производством, а системой безопасности, формирующейся из цифровых продуктов, разработанных для разных сфер бизнеса.

ПБ-ориентированную информацию могут, например, поставлять системы мониторинга производственных процессов, основанные на технологиях цифровых двойников. Такие цифровые двойники сегодня создаются во всех сферах бизнеса, и именно они станут основой цифровой трансформации бизнеса «Газпром нефти». «Система позволит анализировать сигналы, поступающие от цифрового двойника, которые могут привести к ПБ-событиям, — например, о сбоях в работе оборудования, — рассказал руководитель проекта „Цифровое управление барьерами“ дирекции производственной безопасности „Газпром нефти“ Андрей Коробов. — То есть двойник тот же, но взгляд на него чуть под другим углом. К этой же платформе будет подключаться система мониторинга движения автотранспорта».

Такая система под названием G-CAR в «Газпромнефть-Транспорте», управляющем парком бензовозов компании, уже работает и включает целый комплекс мер, способствующих повышению транспортной безопасности. Например, каждому водителю система начисляет рейтинговые баллы исходя из его поведения на дороге. Учитывается все: резкие торможения и ускорения, внезапные перестроения, повороты на опасной скорости. Кроме того, каждый бензовоз оснащен четырьмя видеорегистраторами, в том числе фиксирующими ситуацию в кабине: подвозит ли водитель посторонних, соблюдает ли режим труда, пристегивается ли ремнем безопасности, разговаривает ли по телефону во время движения и даже надевает ли спецодежду. Рейтинг водителя напрямую связан с системой мотивации. Сегодня для большего контроля над процессами к обработке и анализу поступающей информации подключается искусственный интеллект.

Подобный программный продукт — «Система мониторинга автотранспорта» (СМА) — используется и в блоке разведки и добычи, при этом он призван решить еще более сложную задачу — обеспечить безопасность не в собственной «дочке», а в сторонних компаниях-подрядчиках, оказывающих транспортные услуги «Газпром нефти». В режиме онлайн СМА позволяет контролировать местонахождение автотранспортных средств и параметры соблюдения ими требований безопасности дорожного движения. При этом система не заменяет мониторинговые продукты, установленные в подрядных организациях, а агрегирует данные, представляя их в едином информационном пространстве.

Оценивать безопасность на буровых может «Цифровой супервайзер» — набор устройств и технологий, автоматически контролирующий исполнение всех технологических операций: с помощью специальных алгоритмов робот будет определять факт их начала и окончания, выяснять, чем в конкретный момент времени занят персонал на буровой. Например, программа будет знать, что если буровая колонна стоит на клиньях, то после этого может быть только приподъем со снятием с клиньев, но никак не бурение. Детектирование иных операций будет определяться системой как ошибка в действиях буровой бригады.

Информационные срезы

Все эти и многие другие цифровые продукты — это не только и не столько инструменты, ценные сами по себе. Главное, что они дадут возможность обеспечить сбор информации, необходимой для точной настройки системы безопасности в компании.

Более того, применение инструментов цифровизации изменит саму идеологию работы в сфере производственной безопасности. Сегодня системные решения, направленные на предотвращение происшествий, зачастую принимаются реактивно — по результатам событий и анализа их причин. Глобальная цифровизация производственных процессов, автоматизация и использование технологий больших данных дают возможность действовать в этой области проактивно. На основе информации, поставляемой практически в режиме онлайн, компания, по сути, может прогнозировать возможность происшествий и заранее предпринимать меры по их предупреждению. Это кардинально улучшит ситуацию в том, что не всегда показывает статистика, но при этом очень значимо для обеспечения безопасности. Речь идет об анализе информации, прежде всего — о самых массовых событиях в пирамиде происшествий: происшествиях без последствий, которые потенциально могли произойти, но, к счастью, не случились, опасных действиях персонала и опасных условиях, складывающихся на объектах компании. К таким инструментам, внедренным уже сегодня, можно отнести, например, системы сбора отказов и срабатывания систем аварийной защиты.

Кроме того, анализ колоссального массива данных с помощью цифровых методов будет формировать реальную картину эффективности выставленных барьеров по предотвращению происшествий и снижению их последствий, а также оценивать динамику изменения ситуации.

«Все программные продукты, которые мы собираемся использовать, так или иначе будут интегрированы с корпоративной платформой анализа данных, которая сейчас формируется дирекцией по цифровой трансформации, — пояснил Андрей Коробов. — Эта аналитическая платформа будет собирать данные из имеющихся разрозненных источников, в том числе внешних, и даст нам возможность получить цифровую оценку рисков и проактивно влиять на них». При этом речь не идет об анализе всего объема существующих данных для поиска их возможного бизнес-применения. В дирекции производственной безопасности решили пойти по другому пути — формулирования списка первоочередных бизнес-задач, которые можно решить при помощи данных и поиска нужных источников в уже существующем потоке, или создания новых источников в случае необходимости.

Создать цифровую систему управления барьерами, причем уже не в виде прототипа, а реально работающий продукт, не идеальный, но позволяющий приступить к более тонкой настройке, планируется уже в 2019 году. Решить столь сложную задачу в столь сжатый срок в дирекции производственной безопасности «Газпром нефти» рассчитывают в том числе за счет адаптации имеющихся на рынке готовых решений в партнерстве с внешними игроками и решений, уже успешно действующих в компании. Например, базой для системы анализа происшествий станет программа «Стройконтроль», которую успешно использует оператор крупных проектов компании «Газпромнефть-Развитие». «В целом он закроет 60–70% наших потребностей, — уточнил руководитель проекта „Цифровое управление барьерами“. — Таким образом, мы получим достаточно серьезное ускорение до конца следующего года и время на доработку продуктов до идеального состояния, их точной настройки. Именно в возможности постоянной доработки состоит преимущество продуктового подхода».

То есть уже в следующем году компания должна получать информационный срез состояния как минимум одного из технических барьеров — состояние противоаварийной защиты в целом по компании. А какие именно технологии будут использоваться, будет решаться уже исходя из анализа полученной информации. Далеко не факт, что строителей трубопроводов на Ямале имеет смысл снаряжать как космонавтов. Возможно, будет достаточно использования интеллектуальных систем видеонаблюдения или каких-то других инструментов. В этом и есть смысл обновления системы безопасности компании: без неоправданных затрат сформировать комплекс надежных и эффективных барьеров, позволяющих максимально снизить риск возникновения неприемлемых ущербов. Использование цифровых технологий управления не только позволит поддерживать стабильную работу системы, но и обеспечит ее постоянное совершенствование.