Протестировано в «Газпром нефти» – Журнал «Сибирская нефть»

Протестировано в «Газпром нефти»


Фото: Михаил Мокрушин, GETTY IMAGES

Шлам закатают в дорогу

Дороги — кровеносная сеть любого мегаполиса. То же самое утверждение справедливо относится и к нефтегородам, а точнее промыслам. Сейчас протяженность автодорог «Газпром нефти» превышает 5 тысяч километров, не считая зимников. Ежегодно эта сеть растет на 100 километров, съедая 10% из бюджета капитального строительства.

Как снизить расходы и увеличить долговечность внутрипромысловых дорог? Специалисты «Газпром нефти» предложили отказаться от дорогого привозного щебня и в качестве одной из составляющих использовать буровой шлам, который обычно нефтяным компаниям приходится утилизировать. Исследования в лаборатории Научно-исследовательского центра (НИЦ) «Газпромнефть — Битумных материалов» в Рязани доказали, что продукт бурения скважин способствует даже лучшему набору прочности, а полотно, сделанное с его использованием, сопротивляется износу и морозоустойчиво. Кроме того, была разработана специальная комплексная добавка «Брит» из минеральной части и органического битума, которая призвана стабилизировать дорожное покрытие.

Для укладки дорожного покрытия была выбрана передовая технология холодного ресайклинга, когда компоненты смешиваются прямо во время укладки покрытия. Такой метод позволяет строить с высокой скоростью. Следом за ресайклером двигаются катки, уплотняя получившийся слой. Через 5 дней новая магистраль готова служить нефтяникам. Как подсчитали специалисты, новая технология добавления бурового шлама сэкономит до 12%. Тестирование она прошла в НИЦ в Рязани. Здесь моделировали реальные условия эксплуатации дорожного покрытия с учетом климата и нагрузок от транспорта. А продолжился эксперимент на одном из промыслов «Газпром нефти», где был уложен первый опытный участок.

Умная система отбора

Нефтяная отрасль активно использует возможности, которые предоставляет мощь компьютерного мозга, для анализа различных данных. В «Газпром нефти» создали еще одну программу, работа которой будет основана на искусственном интеллекте. На этот раз — для подбора оптимального комплекса геофизических исследований скважин (ГИС).

ГИС — это целый комплекс методов изучения около- или междускважинного пространства. Такие исследования проводятся, чтобы определить геологическое строение породы, найти продуктивные нефтяные пласты, провести технический контроль скважины. Методов и видов ГИС свыше десятка, для их успешного проведения специалисты подбирают к каждой скважине особенный комплект оборудования с учетом структуры и состава пород, диаметра, глубины и наклона скважины.

Для повышения эффективности планирования таких исследований создана система «iChart Design ГИС» с базой данных из свыше 700 отечественных и зарубежных геофизических приборов и алгоритмом выбора из них оптимальных. При загрузке в программу геолого-технических условий скважины она самостоятельно подбирает комплекс исследований. При этом «iChart Design ГИС» не только помогает выбирать из уже заданных параметров, но и обучается, анализируя запросы пользователей. Специалисты рассчитывают, что в перспективе искусственный интеллект полностью автоматизирует планирование ГИС, а экономия средств от использования системы составит не менее 450 млн рублей. Кроме того, сейчас прорабатывается возможность внедрения в систему технологии NeyroSpider, которая сама будет искать в сети информацию о последних наработках в области ГИС и анализировать возможность их применения на активах «Газпром нефти».

Цифровой гардероб

В рабочем гардеробе нефтяника можно найти деловой костюм, антистатический спецкомплект и даже гидротермальный костюм для полетов над морем. А скоро этот набор может дополнить не вполне обычный цифровой наряд. «Газпромнефть — смазочные материалы» тестируют умный костюм Teslasuit с обратной тактильной связью, который позволяет осязать цифровую среду.

Teslasuit — стартап родом из Белоруссии. Начинался как проект по разработке костюма, способного целиком погрузить человека в компьютерную игру. Внутри черного одеяния мощный компьютер — он контролирует движения, температуру и биометрию. Программное обеспечение позволяет спроектировать ощущения, например прикосновение или удар, передать тепло или холод. Нервную систему и мышцы владельца костюма стимулируют встроенные электроды. При этом датчики снимают показания ЭКГ, считывают информацию об уровне стресса и реакции на различные воздействия. За визуальную информацию отвечает шлем виртуальной реальности.

Сам по себе костюм пока недешев, да и разработчики игровых вселенных не спешат адаптировать продукты под новые возможности. Зато корпоративный рынок с удовольствием изучает возможности Teslasuit для применения иммерсивных технологий в обучении и тренировках персонала. Совместно с Modum Lab, разработчиком бизнес-продуктов на основе VR/AR, специалисты «Газпромнефть — СМ» создали тестовый кейс: обучение безопасной работе на нефтеналивной эстакаде. Тренирующийся передвигается по виртуальному пространству, а тренер удаленно следит за подопечным. Человек чувствует все предметы и преграды, в руку подается обратная связь, когда прикладывается усилие. Если ошибиться, могут загореться нефтепродукты, и, по словам разработчиков, в это время находиться в костюме рядом с цифровым огнем становится неприятно.

Использование костюма позволяет получить моторные навыки в виртуальной среде и укрепить знания регламента через реакцию костюма на верные и неверные действия. Пока костюм активно тестируется на тренингах «Газпромнефть — СМ». По итогам испытаний будет принято решение о его дальнейшем использовании в обучающих программах «Газпром нефти».

Робот-заправщик

Роботами в XXI веке мало кого удивишь. Они проводят сложные хирургические операции, водят машины, исследуют Марс, танцуют и поют. Мы сталкиваемся с роботами повсеместно и часто не обращаем на них внимания. Мало ли куда ползет ваш робот-пылесос? Впрочем, для того, чтобы заправить топливом свой автомобиль, нам по-прежнему приходится выходить из салона.

Осенью этого года «Газпром нефть» представила сразу двух роботов, которые вскоре могут появиться на заправках и в аэропортах России. Первый из них был показан на конференции Фонда развития интернет-инициатив Spb Startup Day. На мероприятии роботизированная рука-манипулятор продемонстрировала, как ловко и точно она справляется с небольшими предметами, самостоятельно открывая бутылки с фирменным энергетиком G-Drive. За несколько часов робот разлил тысячу емкостей с напитком участникам форума.

Второй концепт робота-манипулятора сразу отправился на боевое крещение. В аэропорту Шереметьево «Газпром нефть» презентовала роботизированную систему загрузки нефтепродуктов в аэродромный топливозаправщик (ТЗА). Это совместный проект «Газпромнефть-Аэро», Центра цифровых инноваций компании и разработчика — ЦНИИ РТК. По словам специалистов, сложность заключалась в создании уникального технического зрения робота. Машина должна предельно четко определить место стыковки шланга и горловины ТЗА, чтобы избежать даже самой малой утечки авиакеросина. На принятие решения, готов ли топливозаправщик принимать нефтепродукт, у робота уходит не более 10 секунд. Одна из главных задач робота — избавить сотрудника от монотонной работы и тем самым снизить риск возникновения нештатной ситуации. Еще один плюс — ускорение почти в два раза самой операции по стыковке.

Тестироваться новая технология будет до конца 2018 года. Следующим шагом станет интеграция робота в общую систему управления топливозаправочного комплекса. В будущем модификации робота-манипулятора могут применяться и на других производственных активах, где точность машины позволит безопасно и быстро выполнять работу человека, оставив ему контролирующие функции. Например, на АЗС.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ