Научная экспертиза – Журнал «Сибирская нефть»

Научная экспертиза

Научно-исследовательский центр «Газпромнефть — Битумных материалов» становится отраслевым экспертом

Текст: Любовь Холопова
Фото: Дмитрий Вороширин, Стоян Васев

Научно-исследовательский центр (НИЦ) битумных материалов «Газпром нефти» заключил с РосдорНИИ соглашение о сотрудничестве в сфере взаимодействия по разработке новых отраслевых нормативно-технических документов. Это первый случай партнерства государственного института с нефтяниками для выработки новых стандартов, соответствующих современным тенденциям в дорожном строительстве

Первые в России

Стремление российских властей привести в порядок автомобильные дороги на законодательном уровне выражается в переходе дорожной отрасли на межгосударственные стандарты технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011). Новые требования влекут за собой необходимость разработки новых государственных нормативов для всех составляющих дорожного строительства — от щебня до инновационных битумных материалов. Написанием ГОСТов, призванных существенно улучшить ситуацию с качеством дорог, занимается и РосдорНИИ. В свою очередь, нефтяники также заинтересованы в участии в этом процессе, ведь от того, насколько проработанной окажется документация, впоследствии будет зависеть применимость и выполнимость этих нормативов.

В октябре этого года «Газпромнефть — Битумные материалы» подписали пятилетнее соглашение с РосдорНИИ, включающее в том числе и сотрудничество в сфере совершенствования нормативной и методической базы процессов разработки, производства и применения битумных материалов. Это партнерство стало возможным во многом благодаря созданию два года назад Научно-исследовательского центра (НИЦ) «Газпромнефть — Битумных материалов» в Рязани. Накопленный в НИЦ огромный массив данных и опыт технического сопровождения проектов по строительству дорожных магистралей любой сложности сегодня позволил центру получить статус отраслевого эксперта и участвовать в создании важнейших отраслевых документов.

«За последние годы в дорожной отрасли разработано более 170 межгосударственных стандартов, применение которых обеспечивает соблюдение требований ТР ТС 014/2011. Ведется работа по внедрению системы объемного проектирования Superpave (более 50 национальных стандартов), а также создается множество иных отраслевых методических документов, устанавливающих требования как к материалам, так и к технологиям, — отметил начальник отдела нормативно-технического сопровождения продукции „Газпромнефть — БМ“ Николай Зубов. — Участие специалистов компании в разработке и переработке этих документов имеет ключевое значение. Так, мы можем своевременно направлять наши предложения по требованиям к битумным вяжущим, битумопроизводной продукции и асфальтобетонам с учетом опыта и компетенций Научно-исследовательского центра, а также лучших межотраслевых методик и практик».

Специалисты компании выявляют в разрабатываемых документах слабые места, которые впоследствии могут серьезно осложнить работу всем участникам дорожного строительства. Кроме того, в НИЦ многие предварительные стандарты обкатываются в условиях, приближенных к реальным. Здесь проверяется, насколько обоснованы предъявляемые нормативные требования к материалам и насколько релевантны предлагаемые методики их испытаний.

Участие НИЦ в создании отраслевых стандартов — это результат успешной двухлетней работы центра, включающей не только контроль качества вяжущих «Газпромнефть — БМ», но и активное взаимодействие с госрегуляторами, заказчиками и потребителями битумной продукции.

Карта технологий

Появление новых стандартов для дорожных битумов, ужесточающих требования по целому ряду показателей, совпало с другой важной отраслевой тенденцией. Сегодня ведущие российские НПЗ озадачены модернизацией, направленной на увеличение выхода светлых нефтепродуктов. Для битумно-дорожной отрасли это в перспективе означает ухудшение качества сырьевой базы. Рентабельно выпускать в таких условиях высококачественные битумные материалы можно будет, только опираясь на серьезную научную базу. Именно такой базой для «Газпромнефть — БМ» стал Научно-исследовательский центр в Рязани.

Основная идея создания НИЦ «Газпромнефть — БМ» — научиться создавать дорожные покрытия с увеличенным сроком службы. Сегодня уже очевидно, что с этой задачей НИЦ прекрасно справляется. «В НИЦ проводится полный цикл исследований вяжущих и асфальтобетонов. Это базовые направления деятельности центра. Здесь можно моделировать, прогнозировать, экспериментировать, пробовать различные варианты рецептур вяжущих и асфальтобетонов по любым из действующих национальных и международных стандартов, — рассказывает начальник управления разработки технологий и контроля качества — руководитель НИЦ „Газпромнефть — Битумных материалов“ Алексей Коротков. — И новой компетенцией Научно-исследовательского центра стал анализ пула сырья для производства вяжущих».

Уже за первый год работы специалисты НИЦ провели свыше трех тысяч лабораторных испытаний вяжущих и более 500 испытаний компонентов асфальтобетона. Кстати, НИЦ оказался первым в России подразделением вертикально интегрированной нефтяной компании, где начали работать с комплексным дорожным покрытием — асфальтобетоном. Обычно нефтяники ограничиваются только лабораторными исследованиями выпускаемых ими вяжущих. Оборудование центра позволяет проводить углубленные исследования битумных материалов по самым современным методикам. В частности, разрабатывать вяжущие по методологии Superpave, получившей широкое распространение в мире. С ее помощью в НИЦ создаются рецептуры вяжущих под разные климатические условия, трафик и осевые нагрузки. Эти компетенции НИЦ оказались востребованы не только для оптимизации рецептур собственных битумных продуктов, но и на внешнем рынке.

Сотрудничество с регионами

Сегодня Научно-исследовательский центр активно сотрудничает с заинтересованными регионами, разрабатывая для них вяжущие под конкретные требования или оказывая услуги лабораторных исследований. В прошлом году по методологии Superpave в лабораториях НИЦ были получены полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) с рабочим диапазоном температур больше 120 градусов (свыше + 82°C и ниже —40°C). Этот модифицированный битум был создан специально для трасс, работающих в условиях экстремальных нагрузок или сурового климата. Например, его использовали для укладки опытного участка трассы на Камчатке — в регионе с особенными климатическими условиями, зимой ртутный столбик здесь переходит границу в 0 градусов порядка 200 раз, и обычные битумы такие перепады не выдерживают. Мониторинг построенных участков позволяет совершенствовать марку ПБВ.

Благодаря своим улучшенным свойствам модифицированные битумы все чаще применяются в дорожном строительстве, в том числе и в проектах, реализуемых в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». Проверить, насколько честно сработали дорожники и действительно ли использовали в процессе укладки асфальтобетона полимерные материалы, можно только с помощью специальных исследований. В этом вопросе на помощь контролирующим организациям также приходят технологи НИЦ.

«За два года в рамках подписанного соглашения с правительством Рязанской области по заказу Министерства транспорта региона мы провели испытания асфальтобетонов на наличие ПБВ в верхних слоях покрытий на 46 объектах в Рязанской области. На трех участках модифицированных вяжущих в составе асфальта не оказалось, и подрядчики переделывали дороги за свой счет», — привел пример Алексей Коротков.

Есть опыт аналогичного сотрудничества НИЦ и с другими регионами. Лабораторное оборудование и компетенции специалистов центра позволяют проверить какие инертные материалы применялись при строительстве дороги, воссоздать рецептуру, по которой была приготовлена асфальтобетонная смесь, и сравнить ее с документацией. Например, в одном из таких исследований выяснилось, что недавно уложенное покрытие дороги начало быстро разрушаться из-за того, что использованный щебень имеет низкую адгезию, а значит, битум не может связать все компоненты асфальтобетона.

Таким образом, Научно-исследовательский центр становится независимой научной площадкой, деятельность которой оказывается полезной не только для «Газпром нефти», но и для дорожной отрасли в целом.

Научный кластер

Востребованность в услугах НИЦ растет не только внутри компании, но и на внешнем рынке, а значит, центру постоянно требуются новые высококлассные специалисты. Не хватает профессионалов и на битумном рынке в целом. Чтобы обеспечить себя и дорожную отрасль квалифицированными кадрами, НИЦ активно сотрудничает с вузами. Разработана и утверждена программа повышения квалификации для лаборантов по испытаниям битумов с Московским автомобильно-дорожным институтом (МАДИ). В этом году при участии Научно-исследовательского центра «Газпромнефть — Битумных материалов» для подготовки будущих инженеров-дорожников на базе Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета открылся новый профиль — «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». В планах — разработка курсов повышения квалификации по асфальтобетонам и вяжущим для обучения специалистов как дорожной отрасли, так и нефтепереработки.

«Основой обучения станут практические занятия, закрепляющие навыки, а не только теория и зачеты. Для этого в рамках НИЦ планируем в следующем году организовать обучающий класс — лабораторию», — рассказал Алексей Коротков.