Южный форпост — Журнал «Сибирская нефть» — №154 (сентябрь 2018)

Южный форпост

«Газпром нефть» начала создание сети битумных терминалов с покупки актива в Сальске

Текст: Федор Егоров

Этим летом компания «Газпромнефть — Битумные материалы», оператор битумного бизнеса «Газпром нефти», приобрела производственно-логистический терминал на юго-востоке Ростовской области, в городе Сальске. Это приобретение само по себе стало событием для рынка. Однако речь идет не просто о покупке очередного актива, но о начале нового важного этапа в развитии битумного бизнеса «Газпром нефти» и битумного рынка в целом

Совокупная мощность терминалов для хранения битума в России на конец 2017 года, по оценкам экспертов, превысила 1,2 млн тонн. Самая значительная доля мощностей битумных терминалов управляется дорожно-строительными и эксплуатационными организациями (60%), а также производителями строительных и кровельных материалов (22%). На независимых операторов приходится 18% мощностей хранения жидкого битума. При этом самые крупные мощности сконцентрированы в Европейской части России, на них приходится более 700 тыс. тонн.

В среднем объемы перевалки битума через терминалы в России составляют 22%. Это не очень много, если сравнить с аналогичными показателями в Европе (54%) и в США (70%). Но удивляться тут нечему — на Западе терминальные сети развиваются давно, причем всеми участниками рынка. Лидеры глобального битумного сектора уже давно встроили терминалы в свои цепочки поставок продуктов на внутренние и внешние рынки. Так, в терминальных сетях компаний Shell, Colas, Nynas, Puma Bitumen работает свыше 20 хабов, французская Total эксплуатирует 7 битумных терминалов. Свою терминальную сеть — первой среди российских вертикально интегрированных нефтяных компаний — начала строить и «Газпром нефть».

Анатолий Чернер
Анатолий Чернер,
заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту «Газпром нефти»:

«Газпром нефть» комплексно развивает битумный бизнес, предоставляя полный цикл сопутствующих услуг: мультимодальную логистику, оптимальные решения по фасовке, техническое и научное сопровождение применения битумных материалов и IT-сервисы. Создание собственной терминальной сети позволит укрепить лидирующие позиции компании на битумном рынке и расширить географию поставок современной и качественной продукции.

Продажи компании «Газпромнефть — Битумные материалы» демонстрируют уверенный рост: в первом полугодии 2018 года дорожно-строительные предприятия получили 1,2 млн тонн битумной продукции, что на 36% выше показателей аналогичного периода 2017 года. Увеличению продаж поспособствовал чемпионат мира по футболу: в ходе подготовки городов к приему футбольного первенства была проведена большая работа по реконструкции транспортной инфраструктуры, а также реализация приоритетного государственного проекта «Безопасные и качественные дороги». Свою лепту в рост продаж в первом полугодии внесло также экспортное направление: порядка 150 тыс. тонн вяжущих было поставлено на рынки Европы, Южной Америки и Азии. Работа с использованием собственной терминальной сети должна дополнительно повысить эффективность бизнеса.

«Газпромнефть — Битумный терминал Юг» (г. Сальск)

По международным стандартам

Один из факторов, влияющих на качество битума, — условия хранения. На терминалах битум хранится в емкостях в жидком виде, а для поддержания этого состояния емкости тем или иным образом подогреваются. При отсутствии механизмов для перемешивания битум нагревается неравномерно и его качественные характеристики ухудшаются. Эти недостатки характерны для большинства действующих битумных хранилищ в России, где битумы в емкостях нагреваются электрическими тэнами или даже открытым пламенем. Поэтому высокая технологичность терминала в Сальске — одно из основных конкурентных преимуществ нового актива «Газпром нефти».

«Газпромнефть — Битумный терминал Юг»

Сальский битумный терминал, получивший новое название — «Газпромнефть — Битумный терминал Юг», построен в 2014 году. Инфраструктура терминала позволяет ежегодно осуществлять перевалку до 140 тыс. тонн битумных вяжущих; резервуарный парк обеспечивает единовременное хранение порядка 30 тыс. тонн готовой продукции. В технологическую схему объекта включены установка по выпуску полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) мощностью 300 т/сутки, автоматизированный пункт налива автомобильного транспорта (до 2 тыс. т/сутки), железнодорожная эстакада для погрузки фасованного битума и слива-налива железнодорожных цистерн. Поставки сырья на терминал в Сальске будут осуществляться с Московского НПЗ «Газпром нефти».

Терминал рассчитан на перевалку 140 тыс. тонн битумных материалов в год. Условия хранения позволяют гарантировать сохранение качества продукции, которое контролируется в собственной лаборатории предприятия. Соблюдение температурного режима в емкостях с битумом обеспечивается автоматизированным контролем, а система перемешивания сохраняет однородность сырья. Кроме того, высокая степень автоматизации терминала обеспечивает его промышленную безопасность. Перевалка битумных материалов может выполняться как автомобильным, так и железнодорожным транспортом; система фасовки поддерживает все современные варианты упаковки — биг-бэги, евробочки и кловертейнеры.

Дмитрий Орлов
Дмитрий Орлов,
генеральный директор компании «Газпромнефть — Битумные материалы»:

Инициативу создания сети региональных логистических битумных терминалов в России активно поддерживает ФДА «Росавтодор». Проект вторичной логистики позволяет «Газпромнефть — Битумным материалам» за счет значительного сокращения транспортного плеча между производством и потребителем эффективно расширять географию поставок, осваивать новые целевые рынки, обеспечивать дорожные компании качественной продукцией. По мнению экспертов, к 2025 году в России доля перевалки битума через региональные терминалы может увеличиться до 45%. Поэтому битумные терминалы станут нашим важным логистическим звеном и конкурентным преимуществом.

Еще одна отличительная особенность сальского терминала — наличие установки по производству полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) — высокотехнологичного модифицированного битума с улучшенными характеристиками. За счет смешения обычного битума с различными присадками и пластификаторами здесь можно получать материалы с заданными свойствами, актуальными для конкретной задачи (температурных условий эксплуатации, нагрузок на трассу, и т. п.).

Важность технической составляющей нового проекта «Газпром нефти» отметили эксперты ФАУ «РосдорНИИ», государственного НИИ, занимающегося проблемами дорожного строительства, подчеркнув в интервью порталу Neftegaz.ru, что для дорожных организаций проблема сохранения характеристик битумных материалов при их транспортировке и хранении как нельзя актуальна, а оснащение терминала в Сальске полностью соответствует международным стандартам и позволяет поставлять на рынок качественный продукт.

Опережая рынок

Преимущества Сальского производственно-логистического комплекса очевидны, но для «Газпром нефти» это не просто еще один качественный актив. Предпосылкой для его покупки в первую очередь стала ситуация на рынке.

В том, что дорожной отрасли нужна развитая, технологичная сеть логистических битумных терминалов во всех регионах страны, сомнения нет. В рамках поручения президента РФ инициатива по созданию такой сети реализуется Росавтодором — терминалы должны обеспечивать поставки качественного битума для реализации федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». С другой стороны, растущий рынок заставляет его участников искать новые конкурентные преимущества. В том числе и рассматривать возможность создания собственных терминальных сетей.

Делая шаг в этом направлении, «Газпром нефть» сознательно выбрала отправной точкой для развития сети южные регионы. Собственного производства здесь у компании нет, битум заказчикам приходится привозить из Москвы. При этом основные заказы начинают поступать в высокий сезон — летом, когда битумная установка на МНПЗ и так работает на пределе мощности. Терминал в Сальске поможет компании выровнять объемы заказов в течение всего года, а потребителям даст определенные преимущества по цене и гарантию, что битум будет поставлен в срок. Кроме того, при доставке на небольшие расстояния проще сохранять температуру битумных вяжущих в битумовозах, а следовательно, гарантировать их качество.

Годовое потребление битумной продукции в ЮФО сегодня оценивается в 510 тыс. тонн в год, производство битума в регионе — в 334 тыс. тонн. Солидный спрос на поставки привозных битумных материалов открывает «Газпромнефть — Битумным материалам» широкие перспективы на южном рынке, а высокая технологичность производимой продукции дает дополнительные конкурентные преимущества. Начав работать с Сальским терминалом в 2017 году, «Газпром нефть» уже увеличила объемы поставок битумных продуктов в южные регионы России в 2 раза.

Свои плюсы получает и битумное производство на Московском НПЗ. Как уже было сказано выше, терминал помогает сбалансировать нагрузку в течение всего года. Кроме того, терминал оборудован установкой по производству полимерно-битумных вяжущих, а это означает, что для южного региона МНПЗ сможет поставлять только базовый битум, тем самым разгрузив свою установку по производству ПБВ и сосредоточившись на других рынках. Выпуск же продукции с улучшенными эксплуатационными характеристиками — модифицированного вяжущего — возможен прямо на месте. Это дает возможность выпускать полимерно-битумные вяжущие под индивидуальные требования потребителей региона.

«Газпром нефть» вышла на важный этап в развитии своего битумного бизнеса. С приобретением собственного терминала и намерением не останавливаться на достигнутом компания заявила о серьезных амбициях по расширению рынков сбыта в России. Но и отрасль в целом не стоит на месте — масштабные федеральные дорожные проекты разгоняют спрос и усиливают конкуренцию. Так что очередных новостей с рынка битумных материалов нам не придется долго ждать.

Проект федерального масштаба

Проект «Безопасные и качественные дороги» входит в число приоритетных государственных инициатив, его цель — приведение в нормативное состояние дорожной инфраструктуры в 38 городских агломерациях России с количеством жителей более 500 тыс. человек. Отдельным пунктом проекта указывают необходимость повышения уровня безопасности дорог и минимизации мест, в которых высока вероятность дорожно-транспортных происшествий, в том числе за счет установки барьерных ограждений, освещения, светофоров и т. п. Разумеется, одна из главных задач в рамках проекта — собственно дорожное строительство, создание дорожного полотна.

Общая протяженность дорог, обозначенных в проекте, составляет 50 тысяч километров. Это почти в 10 раз больше расстояния от Москвы до Иркутска. 28 тысяч километров из общей протяженности сети приходится на местные дороги, многие из которых находятся в неудовлетворительном состоянии. Охваченные проектом региональные трассы — это еще 16 тысяч, а федеральные магистрали — около 6 тысяч километров.

Сумма финансирования проекта в 2017 году, в год запуска инициативы, составила около 65 млрд рублей. Целевые показатели: уже к концу 2018 года увеличить в выбранных регионах количество дорог, соответствующих нормативным требованиям, с 38% (на начало проекта) до 50%. А к завершению проекта в 2025 году эта цифра должна будет достигнуть 85%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ