Искусство вдохновения — Журнал «Сибирская нефть» — №154 (сентябрь 2018)

Искусство вдохновения

Текст: Екатерина Жабина
Фото: Максим Лоскутов, Стоян Васев, Олег Ковалюк, ТАСС, РИА «НОВОСТИ»

«Современное поколение должно видеть достижения науки и вдохновляться космосом» — слова Юрия Гагарина стали своеобразным девизом фестиваля уличного искусства «Стенограффия-2018». О том, как именно горожан вдохновлял стрит-арт в этом году, — в репортаже «Сибирской нефти»

Российские регионы в четвертый раз приняли фестиваль уличного искусства «Стенограффия», который прошел при поддержке «Газпром нефти» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» в Екатеринбурге, Оренбурге, Омске, Томске, Ханты-Мансийске, Ноябрьске, Муравленко, Мыс-Каменном и Новом Порту.

С мая по сентябрь художники путешествовали по городам и создавали яркие арт-объекты на жилых домах и технических постройках, чтобы не просто добавить красок в северный контекст, но и внести свой вклад в создание привлекательной атмосферы для жизни и творчества. Фестиваль успешно справляется с этой задачей: благодаря «Стенограффии» за несколько лет в российских городах появилось более 500 арт-объектов, многие из которых стали настоящими достопримечательностями. И если кто-то до сих пор мог не замечать усилия художников, то в этом году остаться в неведении стало практически невозможно — все благодаря новым форматам творческих акций и рекордным масштабам граффити-рисунков, которые видны даже из иллюминатора самолета.

Ольга Андреева
Ольга Андреева,
генеральный директор фонда «Родные города»:

Почему «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города» поддерживает стрит-арт — молодежную субкультуру, которая сравнительно недавно получила признание? Зачем компании такого уровня нужно разрисовывать стены? Все просто — в данном случае совпадают две идеи: сделать родные города лучше, интереснее, ярче и дать импульс развитию их креативной среды. Для северных территорий особенно важно оживить холодное серое пространство красочными работами. «Родные города» и «Стенограффия» меняют это пространство, пространство меняет людей, люди меняют мир вокруг!

Стрит-арт в масштабе

Первый объект «Стенограффии» потребовал для своего создания нечеловеческих в прямом смысле этого слова усилий. В роли художника выступил сконструированный командой фестиваля робот-принтер. Он перенес на фасад пятиэтажного здания в Екатеринбурге изображение древней испанской фрески IV века, утраченные части которой были восстановлены при помощи нейросети «Яндекса». Как отмечают организаторы, такой микс технологий — первый в мире эксперимент, в ходе которого удалось без участия человека воссоздать исторический памятник и сделать из него современный арт-объект.

Александр Бурков
Александр Бурков,
губернатор Омской области:

Я благодарен «Газпром нефти» за ту социальную политику, которую она проводит в рамках программы «Родные города». Поддержка с нашей стороны фестиваля «Стенограффия» — не просто вклад в благоустройство города, это практика, придающая импульс развитию территорий через формирование креативной среды. Городскую среду создаем мы сами, поэтому я считаю программу «Родные города» очень актуальной для нас.

Технологичная работа задала тон всему фестивалю — наука стала чуть ли не главной темой новых работ. Гигантский граффити-рисунок, на который выходят окна инновационной школы «Перспектива» в Томске, обыгрывает важную метафору о свете науки и представляет знания как маяк для всех, кто стремится к открытиям. В Оренбурге на стене девятиэтажного дома создали 3D-интерпретацию астрофизического понятия «мост Эйнштейна — Розена» — портал между измерениями.

Испанскую фреску нанес на стену дома робот-принтер, Екатеринбург

Губернатор Омской области Александр Бурков принял участие в фестивале

«Динозавромойка» — рекордный объект фестиваля площадью 1000 кв. м, Екатеринбург

«Это напоминание о том, что наука — жутко интересная штука, полная своей романтики и безумств. Это напоминание о том, что Юрий Гагарин, начав свой путь именно в Оренбурге, открыл космос для человека и теперь дело за нами. Мы мечтаем о том, что однажды эта работа заинтересует проходящего мимо школьника, он захочет узнать больше астрофизических секретов и квантовых тайн и это приведет его к большим свершениям», — отмечает пресс-секретарь фестиваля «Стенограффия» Дарья Мельникова.

Вообще, рост числа масштабных объектов стал главной особенностью «Стенограффии-2018». Количество больших поверхностей, выделенных для фестиваля, за последний год увеличилось почти втрое. В этом году в портфолио «Стенограффии» 16 фасадов зданий в пять и девять этажей, 2 трамвая и 20 технических построек. Это важный для организаторов знак: городские администрации не просто согласовывают объекты, но и воспринимают их как важный элемент благоустройства и раскрытия идентичности регионов.

Наталья Комарова
Наталья Комарова,
губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры:

«Стенограффия» органично дополняет наш проект «Марафон благоустройства», в ходе которого люди сами решают, как улучшить свой дом, улицу и регион в целом. Фестиваль «Стенограффия» и его работы привносят в эту программу яркую культурную составляющую. Подобные конструктивные инициативы не только улучшают условия жизни в городе, но и объединяют всех нас.

Рекордным объектом фестиваля стала гигантская «Динозавромойка» площадью 1000 кв. м, которая разместилась на поверхности паркинга в Екатеринбурге. Чтобы представить масштаб работы, достаточно разглядеть на рисунке человека на лестнице, которого художники изобразили в натуральную величину.

В Омске на стене культурного центра «Современник» расположился огромный мистический моллюск «Наутилус» площадью 600 кв. м от краснодарского художника Георгия Куринова. «С большими форматами мне работать проще: на огромной площади я дышу, а на маленьких задыхаюсь, и мне очень нравится, когда размер самой маленькой кисточки — это размер самого большого валика, который можно купить в магазине», — поделился эмоциями Георгий Gooze Куринов.

Фестиваль вне рамок

Рост числа масштабных объектов стал главной особенностью «Стенограффии-2018»

Впрочем, не только масштаб изображений сделал нынешнюю «Стенограффию» такой запоминающейся. Фестиваль вышел за рамки стен городских сооружений и перекинулся на другие объекты, а заодно привлек в свои ряды необычных участников. В Омске художник Максим Реванш расписал трамвай, который благодаря своей яркости настолько полюбился местному трамвайному депо, что теперь курсирует не только по своему стандартному маршруту № 8, но и по другим линиям.

В Ханты-Мансийске художники продолжили преображать стену рядом с Центром искусств для одаренных детей Севера, а на Комсомольской улице законсервировали кусочек летнего неба. В городах и поселках Ямала — Ноябрьске, Муравленко, Мыс-Каменном и Новом Порту — подчеркнули особенности региона: здесь можно увидеть национальные мотивы, орнаменты, рисунки, посвященные атмосфере добрососедства и дружбы и бескрайнему звездному небу. Фестиваль в регионах сопровождали традиционные городские праздники с конкурсами и мастер-классами, участниками которых стали более 10 000 человек.

Участниками мероприятий в рамках «Стенограффии-2018» стали более 10 000 человек

Губернатор ХМАО — Югры Наталья Комарова и член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль осмотрели граффити, созданные уличными художниками за годы работы фестиваля

В Омске и Ханты-Мансийске в мероприятиях «Стенограффии» приняли участие губернаторы регионов. В столице Югры Наталья Комарова осмотрела новые стрит-арт-объекты фестиваля.

В Омске губернатор Омской области Александр Бурков вместе с художниками нарисовал смешариков под окнами областной детской клинической больницы и тем самым поддержал юных пациентов и их родителей, которые вынуждены в течение долгого времени оставаться на лечении.

«Стенограффия» в «Родных городах»

Четвертый год «Стенограффия» проходит в регионах деятельности «Газпром нефти»: Ханты-Мансийске и Ноябрьске, Муравленко и Оренбурег, Омске и Томске, заполярных поселках Новый Порт и Мыс-Каменный. Авторские работы преображают стены жилых домов, промышленных зданий и технических сооружений

Научно-техническая тематика фестиваля нашла отражение в работе «Робот», Омск, пр. Мира, 44

Идею добрососедских отношений человека и природы художники отобразили в работе «Дружба», Ноябрьск, пр. Мира, 82в

Работа «День и ночь», Муравленко, ул. Муравленко, 21

Мистический моллюск «Наутилус» на стене культурного центра «Современник, площадь работы — 600 кв. м, Омск, ул. Ипподромная, 12

3D-интерпретация астрофизического понятия «мост Эйнштейна — Розена» — портал между измерениями, Оренбург, ул. Восточная, 29

Рисунки с национальными мотивами коренных народов Севера украсили стены домов в ямальских поселках. «Танец», п. Новый Порт, ул. Полярная, 1; «Большое плавание», п. Мыс-Каменный, ул. Геологов, 30