Нефтяные дороги – Журнал «Сибирская нефть»

Нефтяные дороги

Рынок битумных вяжущих растет благодаря реализации масштабных дорожных госпрограмм

Текст: Ольга Вильде
Фото: Стоян Васев

Федеральное дорожное агентство и государственная компания «Автодор» подписали соглашение о сотрудничестве с оператором битумного бизнеса «Газпром нефти» — «Газпромнефть — Битумными материалами». Цель взаимодействия компаний — совместными усилиями усовершенствовать нормативную базу, которая будет способствовать эффективному внедрению инновационных технологий и материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Актуальность этой задачи продиктована в первую очередь необходимостью достичь значимых результатов в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», затрагивающем всех участников рынка

Увеличение темпов развития автодорожной сети и реализация целого ряда масштабных проектов в этой сфере сформировали в России устойчивый спрос на качественные материалы для строительства дорог, в том числе на битум и  полимерно-битумные вяжущие Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) — материалы на основе базовых битумов с добавлением полимеров и пластификатора. По сравнению с базовым битумом имеют повышенную сопротивляемость к деформации, улучшенные свойства при высоких и низких температурах, повышенное сопротивление старению. , улучшающие свойства асфальтобетона. Например, только ГК «Автодор» заявляет о потребности более 1,5 млн тонн битумных вяжущих в период до 2024 года.

Высококачественные дорожно-строительные материалы — залог успешной реализации амбициозного национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который уже к 2024 году должен кардинально изменить российскую дорожную сеть, приведя большую часть магистралей в соответствие с нормативами.

Одна из стратегических целей этого нацпроекта — технологический рост дорожной отрасли за счет создания и внедрения инновационных материалов: к 2024 году доля контрактов с использованием современных технологий и материалов должна быть увеличена с сегодняшних 10 процентов до 80. Одним из индикаторов повышения качества дорог будет длительность межремонтного интервала использования дорожного покрытия: в идеальном варианте он должен достигать 12 лет.

Обеспечить дорожников необходимыми объемами качественных высокотехнологичных материалов — задача нефтяных компаний. В свою очередь, нефтяники выделяют еще несколько задач, от решения которых зависит процветание не только отдельных компаний, но и всей нефтедорожной отрасли (этот относительно новый термин появился на межотраслевой конференции «PRO Битум и ПБВ» в 2017 году и лег в основу объединения нефтяной и дорожной отраслей). Речь идет о новых критериях для определения качества продукции, выравнивании спроса, колеблющегося из-за сезонности заказов, и о необходимости стабилизации цен на битум. Работа по разрешению всех этих проблем идет не первый год, в ней активно участвуют Министерство транспорта и Министерство энергетики, Антимонопольная служба, а также ведущие производители битума и ПБВ, в числе которых крупнейший в России поставщик модифицированных вяжущих — «Газпром нефть».

Хорошего битума...

Усилия участников нефтедорожной отрасли по обеспечению высокого качества продукции увенчались успехом. На сегодня все они с удовлетворением отмечают, что в полную силу заработал новый государственный стандарт — 33133-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования». Он был разработан в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» и вступил в силу с 15 февраля 2015 года. От прежнего стандарта — ГОСТ 22245-90 — новый отличается повышенными требованиями к растяжимости, устойчивости битума к старению в процессе его транспортировки и при приготовлении асфальтобетонной смеси и рядом других ужесточений. Выпуск битумов по новому стандарту призван повысить качество дорожного покрытия и увеличить его срок службы.

Локализация и загрузка активов основных производителей битума в 2018 году, ед., %

Переход на новую нормативную базу потребовал модернизации некоторых производств — по различным оценкам, российские нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия в общей сложности инвестировали в перевооружение мощностей более 10 млрд рублей.

«Газпромнефть — Битумные материалы» одними из первых перешли на выпуск вяжущих по ГОСТ 33133-2014: высококачественный битум производится на всех мощностях компании в Москве, Омске и Ярославле. Также на всех этих площадках работают дооснащенные всем необходимым оборудованием испытательные лаборатории.

Участники рынка ведут постоянную работу по актуализации требований нового ГОСТа. Активно обсуждаются вопросы увеличения объемов паспортизуемой партии вяжущих (с 400 до 1000 т) и температуры отгрузки вяжущего. Кроме того, разрабатывается национальный стандарт РФ, который, развивая требования ГОСТ 33133-2014, определяет дополнительные показатели динамической вязкости вяжущих.

...должно быть много

Несмотря на то что объемы производства битума и ПБВ в России растут, дорожная отрасль ежегодно испытывает дефицит этих материалов. Это связано в первую очередь с сезонным характером битумного рынка. В низкий сезон и межсезонье, которые длятся с октября по апрель, спрос на битумы невелик. А в высокий сезон, с мая по сентябрь, когда осуществляется основной ремонт дорог, вяжущих не хватает. Неравномерность спроса обуславливает и скачки цен на материалы: в условиях высокого дефицита в летний сезон битум становится дороже, а в низкий сезон при минимальном спросе его цена падает до минимальных отметок.

Статистика потребления битума (для федеральных трасс)

По данным «Газпромнефть — Битумных материалов», в 2018 году в стране было произведено и реализовано 6,5 млн тонн битума. И практически весь этот объем был потреблен в течение высокого сезона, а средневзвешенная загрузка производственных мощностей составила 63%. Между тем российские нефтеперерабатывающие заводы при равномерной полной загрузке могут выпускать более 13 млн тонн битума в год, что потребует использования дополнительных мощностей хранения, ведь сезон дорожно-строительных работ в РФ в среднем длится с мая по октябрь.

Но здесь отрасль сталкивается с проблемой нехватки на территориях нефтеперерабатывающих заводов терминалов для хранения битума и ПБВ. Ведь дозагрузка мощностей в период низкого спроса возможна при условии ритмичного и гарантированного вывоза нефтепродуктов, а также наличия свободных мощностей в специализированных битумных хранилищах. Реализации инвестиционных планов компаний по созданию сети битумных терминалов будет способствовать разработка прогнозов спроса на вяжущие со стороны дорожников по регионам. По словам представителей Росавтодора, такая работа сейчас ведется.

В качестве образцового битумного терминала участники отрасли называют производственно-логистический терминал «Газпром нефти» в Сальске Ростовской области. Компания приобрела этот актив летом 2018 года, и он стал важным звеном логистической системы обеспечения юга России современной битумной продукцией — сюда осуществляется отгрузка вяжущих с Московского НПЗ. По сути, этот терминал представляет собой не просто склад, а мини-завод по хранению и производству модифицированных битумов: в его составе работают установка мощностью 300 тонн ПБВ в сутки, испытательная лаборатория, площадка для фасовки, пункты налива в автомобильный транспорт и железнодорожная эстакада. Инфраструктура сальского терминала обеспечивает перевалку 140 тыс. тонн вяжущих в год, а в резервуарах можно единовременно хранить до 30 тыс. тонн продукции, которые в случае необходимости оперативно отгружаются потребителям. «По нашим прогнозам, к 2025 году доля перевалки битума через региональные терминалы в России достигнет 45%, — рассказал генеральный директор „Газпромнефть — Битумных материалов“ Дмитрий Орлов. — Включение в производственно-логистическую цепь битумных терминалов — общемировая практика. Созданием собственных терминальных сетей активно занимаются все ведущие игроки мирового битумного рынка. Приобретение в Сальске терминала с возможностью производства ПБВ — это не только первый наш шаг в развитии терминальной сети, но и выход в новый для компании южный регион».

Подогреть интерес

В результате завершения налогового маневра, начала обнуления экспортной пошлины на нефть в период с 2019 по 2024 год внутренние цены на битум могут вырасти из-за роста себестоимости на 45–60%. Для того чтобы компенсировать потребителям рост стоимости битумных материалов, дорожные фонды должны будут выделить на это дополнительные средства. В 2019 году размер компенсации составит, по оценкам аналитиков, 8,44 млрд рублей, а к 2024 году достигнет 61,6 млрд рублей — при прогнозируемом Минтрансом и Минэнерго РФ росте уровня потребления и производства битума и битумных материалов с 6,5 млн тонн в 2018 году до 10,185 млн тонн в 2024 году. Однако эти меры пока в отрасли не предусмотрены.

Одновременно с этим нужны меры, которые стимулировали бы нефтяные компании к увеличению производства битума как отдельного востребованного продукта, а не как побочной продукции нефтеперерабатывающих производств. Для этого в среднесрочной перспективе даже не требуется строительства новых мощностей — существующих вполне достаточно: на сегодня они загружены чуть менее чем на две трети, потенциал для увеличения объемов выпуска продукции есть.

Мировая практика подтверждает возможность и экономическую целесообразность применения технологии получения битумов из остаточных продуктов переработки тяжелых нефтей. Например, во Франции 85% всего используемого битума — это остаточные битумы. Между тем сегодня в России эта технология пока используется мало: в государстве нет предпосылок к стимулированию производства битумов из тяжелых нефтей в краткосрочной перспективе.

Динамика объема производства битума в РФ, тыс.т

Эта проблема может быть решена в ходе совместной работы, которую ведут Министерство транспорта, Министерство энергетики, ФДА, нефтеперерабатывающие и нефтехимические компании. Совместными усилиями участники отрасли разрабатывают механизмы предоставления экономических преференций, которые стимулировали бы развитие добычи и организации переработки тяжелых нефтей, а также открытие специализированных битумных производств. По предварительным оценкам экспертов, размер субсидирования производства 1 тонны битума из тяжелой нефти составляет 9,1 тыс. рублей.

Плюс в науке

Пока эти механизмы разрабатываются, крупнейшие производители битумных материалов используют все доступные возможности для повышения качества продукции. В 2016 году «Газпромнефть — Битумные материалы» создали собственный научно-исследовательский центр. НИЦ стал первой площадкой в структуре российских вертикально интегрированных нефтяных компаний, обеспечивающей научную поддержку битумного бизнеса.

В структуре НИЦ создан уникальный лабораторный комплекс для проведения полного цикла исследований не только битума и битумопроизводных продуктов, но и асфальтобетонных смесей. При испытаниях последних современное оборудование центра позволяет моделировать фактические транспортные нагрузки, интенсивность и характер движения, климатические условия различных регионов.

Возможность проведения комплексных исследований открывает широкие перспективы для разработки индивидуальных рецептур битумных материалов и асфальтобетона под конкретные условия эксплуатации и с учетом оценки местных инертных материалов — щебня, песка. Благодаря высокому уровню экспертизы в некоторых регионах России НИЦ выступает в качестве независимой лаборатории федерального проекта «Безопасные и качественные дороги».

Одно из наиболее актуальных направлений разработки вяжущих — методология «СПАС», базирующаяся на технологии объемного проектирования асфальтобетонных смесей (аналог зарубежной методологии Superpave).

«Газпромнефть — БМ» первыми в истории российской битумной отрасли разработали модифицированный битум по методологии Superpave. При создании рецептуры вяжущего PG 76-34 в 2016 году в расчет брались не только фактические транспортные нагрузки региона-потребителя, Вологодской области, — интенсивность и характер движения, — но и климатические условия. В итоге диапазон работы продукта для российского Севера составил 110 градусов: от верхней прогнозно-расчетной границы +76 до нижней в —34. Это стало рекордом для отечественного модифицированного битума.

Умные модификации

Использование при производстве битума различных модификаторов позволяет значительно улучшить его качества и получать продукцию с заранее заданными параметрами, полностью отвечающими требованиям того или иного проекта: транспортным нагрузкам конкретной дороги и климатическим особенностям региона. Наибольшее распространение сегодня получили битумы с добавлением СБС-полимеров (стирол-бутадиен-стирол). Так, в 2018 году в России было произведено 411 тыс. тонн ПБВ — это почти в 2 раза больше, чем в 2014 году, а доля модифицированных битумов в общем объеме потребления вяжущих выросла за последние четыре года с 4 до 7%. Крупнейшим игроком сегмента ПБВ является «Газпром нефть», на чьих заводах в прошлом году было произведено около половины всего объема полимерно-битумных вяжущих в РФ — 194 тыс. тонн. Компания стремительно наращивает темпы производства модифицированных битумов, увеличив их в период с 2014 по 2018 год в 4,7 раза.

«Стратегия развития битумного бизнеса „Газпром нефти“ предусматривает расширение географии реализации и рост объемов продаж модифицированных битумов, повышающих качество и срок службы дорожного покрытия», — отмечает Дмитрий Орлов.

При этом потенциал российского рынка модифицированных битумов достаточно широк: по оценкам Дмитрия Орлова, их доля может достигать 10–15%. В качестве примера он приводит Европу, где ПБВ составляют в среднем 12–14% всего объема потребляемых битумов, при этом, например, в Германии — 29%, а в Бельгии — 37%. «Все зависит от технической категории дороги, нельзя сказать, что абсолютно все они должны быть построены с применением модифицированного битума. Например, дороги с низкой интенсивностью движения или расположенные в регионах с умеренным климатом, без резких перепадов температур, не требуют модифицированных вяжущих», — говорит Дмитрий Орлов.

В последние несколько лет в российской дорожно-строительной отрасли наблюдается скачкообразный рост потребления модифицированных битумов. По словам председателя правления ГК «Автодор» Вячеслава Петушенко, компания на своих объектах применяет до 95% модифицированных вяжущих. «Это вдвое увеличивает срок службы дорожного покрытия, а затраты на его эксплуатацию снижаются», — констатировал Петушенко.

Активное использование улучшенных вяжущих связано с оптимизацией расходов бюджета на строительство и содержание автомобильных дорог, в том числе с переходом на так называемые контракты жизненного цикла. При таком подходе подрядчики и поставщики гарантируют качество дорожного покрытия на определенный срок и в случае необходимости преждевременного ремонта осуществляют его за свой счет. Это становится выгодно изначально: позаботиться о качестве применяемых материалов и инвестировать в наиболее надежные и современные материалы, нежели через пару лет полностью менять асфальт, неся при этом значительные расходы. А одной из основных целей нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является увеличение с нынешних 10 до 70% в 2024 году доли контрактов жизненного цикла, что, безусловно, повысит ответственность всех участников нефтедорожной отрасли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ