Проверено «Дакаром» – Журнал «Сибирская нефть»

Проверено «Дакаром»

«Газпром нефть» испытывает новые марки масел

Текст: Дмитрий Удашов

Прежде чем выпустить новое масло на рынок, инженеры «Газпромнефть — смазочных материалов» многократно испытывают продукт на соответствие запланированному уровню рабочих характеристик и запасу эксплуатационных свойств. О том, как тестируют смазочные материалы, — в обзоре «Сибирской нефти»

Специалисты «Газпромнефть — смазочных материалов» ежегодно разрабатывают порядка 50 наименований новых продуктов. Одна из серьезных новинок, выпущенных на рынок в 2018 году, — масло, предназначенное для использования в тяжелонагруженных дизельных двигателях коммерческой, специальной и внедорожной техники, — Gazpromneft Diesel Ultra. Продукт относится к категории UHPD (ultra high perfomance diesel) и предназначен для современных высокофорсированных дизелей с турбонаддувом. Прежде чем попасть к потребителю, масло прошло многочисленные испытания, в том числе и сложнейшие — в условиях «Дакара».

Качество превыше всего

Испытания смазочных материалов начинаются в лаборатории, где подтверждается соответствие состава продукта заявленной рецептуре, а качество — требуемым эксплуатационным характеристикам. Для этого новый продукт тестируют на окисление, коррозию, химическую совместимость, устойчивость при хранении, дисперсию, на сопротивление механическому воздействию, давление и так далее.

«Наша компания работает с ведущими западными лабораториями. Мы проверяем физико-технические свойства нового продукта и сравниваем показатели с прогнозируемыми», — рассказывает начальник отдела исследований и разработки новых продуктов «Газпромнефть — смазочных материалов» Петр Агафонов.

После оценки физико-технических свойств масел переходят к стендовым испытаниям. Их проводят на установках, моделирующих работу реальных агрегатов. В ходе разработки Gazpromneft Diesel Ultra проводились лабораторно- и моторно-стендовые испытания в одной из ведущих лабораторий мира — ISP (испытательный центр топлива и смазочных материалов Германии).

Помимо обычных тестов масло Gazpromneft Diesel Ultra было испытано на моторном стенде Mercedes-Benz OM501LA. Это один из наиболее критичных тестов для оценки современных масел для высоконагруженных дизельных двигателей. Полученный результат по чистоте поршней оказался соответствующим как отраслевым требованиям ACEA, так и более жестким требованиям, предъявляемым со стороны Mercedes-Benz.

Роман Кузьмин
Роман Кузьмин,
заместитель генерального директора «Газпромнефть — смазочных материалов» по операционному маркетингу:

«На протяжении 5 лет инженеры нашей компании сопровождают команду „МАЗ-СПОРТавто“ на „Дакаре“. Мы ежегодно проводим уникальную программу испытаний продукции, используемой как в боевых машинах спортивных команд, так и в автомобилях технического сопровождения.

В этом году мы испытали абсолютно новый продукт — масло Gazpromneft Diesel Ultra 10W-40. Это принципиально новая разработка с высоким щелочным числом и отличными противоизносными свойствами, что увеличивает срок эксплуатации двигателя даже при использовании топлива с высоким содержанием серы. Масла прекрасно справились с экстремальными нагрузками ралли-марафона: даже в таких сложных условиях показывают достаточный запас свойств».

Когда стендовые испытания закончены, инженеры тестируют новый продукт в реальных условиях эксплуатации. «Газпромнефть — смазочные материалы» проверяют свои разработки на самом сложном ралли-марафоне планеты — в песках «Дакара».

Испытания с обратной стороны планеты

Мобильная лаборатория «Газпромнефть — смазочных материалов» вот уже пятый год работает на «Дакаре» вместе с командой «МАЗ-СПОРТавто».

Задача инженеров компании — ежедневно проводить отбор проб смазочных материалов и делать экспресс-анализ. В распоряжении специалистов — ИК-спектрометр и рентген-спектрометр, мини-вискозиметр, а также оборудование для отбора проб из двигателей и агрегатов трансмиссии автомобилей. Системный мониторинг смазочных материалов позволяет контролировать динамику изменения физико-химических параметров работающих масел, накопления продуктов износа и загрязнений.

«Анализ масел помогает механикам команды получать актуальные данные о текущем техническом состоянии агрегатов машины и заблаговременно проводить необходимые ремонты. Например, при интенсивном снижении кинематической вязкости масла из-за попадания большого количества топлива в систему смазки необходимо продиагностировать и отрегулировать систему питания двигателя. В противном случае это приведет к отказу двигателя — его может заклинить в любой момент гонки, — рассказывает руководитель Центра технической компетенции «Газпромнефть — смазочных материалов» Станислав Дорошенко. — Однако помимо помощи гонщикам у инженеров «Газпром нефти» в этом году стояла стратегическая задача: испытать в боевых условиях новый продукт — масло Gazpromneft Diesel Ultra 10W-40. Оно было залито в машину технического сопровождения команды. Эксперты компании ежедневно мониторили ее состояние: щелочное число, кинематическую вязкость и накопление металлов износа, нитрование, окисление и т. д.

Инженеры «Газпромнефть — СМ» сопровождают команду «МАЗ-СПОРТавто» на «Дакаре» и ежедневно проводят отбор проб масла

«Суровые условия „Дакара“ позволяют как нельзя лучше проверить работу новых масел. Технические автомобили проезжают за 10 дней более 5000 км. Весь их маршрут проходит по ухабистой и каменистой местности, через горные перешейки на высоте 3000 метров, где людям ровно так же, как и моторам, не хватает кислорода. Нагруженные лафетами с гоночными грузовиками и запасными частями, они везут команду через пески и булыжники, чтобы спортсмены могли выйти на старт вовремя», — продолжает Станислав Дорошенко.

После гонки результаты испытаний смазочных материалов передают отделу разработки новых продуктов. Эксперты на основе данных принимают решение о доработке рецептуры.

Мобильная лаборатория

Уникальный комплекс для проведения экспресс-анализа масел оснащен тремя высокотехнологичными приборами: ИК-спектрометром Fluid Scan, XRF-спектрометром xSort и мини-вискозиметром MiniVisc.

ИК-спектрометр Fluid Scan оценивает степень деградации работающего масла по сравнению с образцом свежего продукта. Он измеряет относительное истощение пакета присадок, снижение щелочного числа, определяет загрязнение продукта охлаждающей жидкостью, водой, сажей, определяет степень нитрации, окисления, сульфатации продукта. Позволяет диагностировать состояние систем двигателя и оценивать старение продукта.

XRF-спектрометр xSort показывает содержание металлов и абразивных загрязнений (атмосферной пыли) в пробах работающего масла. Металлы в масле являются продуктами износа деталей, индикаторами присадок.

С помощью вискозиметра проводится оценка динамики изменения кинематической вязкости работающего масла, которая, в свою очередь, отвечает за обеспечение давления в системе смазки и необходимой толщины масляной пленки на трущихся, нагруженных деталях. Дает возможность диагностировать сбой в работе систем и износ деталей двигателя, определить присутствие загрязняющих веществ.

«Есть техническое поле, в рамках которого мы можем улучшать рецептуру, и это не требует повторного проведения масштабных моторно-стендовых испытаний. В случае с синтетическим маслом Gazpromneft Diesel Ultra эксплуатационные пробеги показали отличные результаты и доработок не потребовалось. Анализ щелочного числа — одного из основных показателей, который определяет запас эксплуатационных свойств, отвечает за нейтрализующие и моющие свойства продукта, — показал наименьшее снижение по сравнению с аналогичными маслами. Кроме этого, новое масло по результатам тестов обладает высокой устойчивостью к окислению. Таким образом, межсервисный интервал его использования может быть увеличен, — объясняет Петр Агафонов. — Масла Gazpromneft Diesel Ultra продемонстрировали превосходные противоизносные свойства — концентрация металлов износа практически в два раза меньше, чем в аналогичных маслах, работавших в однотипных двигателях и одинаковых условиях эксплуатации».

Грузовики Минского автомобильного завода проявили себя как одни из наиболее выносливых в условиях «Дакара-2019». До финиша добрались все 3 стартовавших грузовика, два из них — экипажи Сергея Вязовича и Александра Василевского — в итоговом зачете расположились в десятке сильнейших гонщиков.

Обратная связь — залог успеха

Помимо данных, полученных на всевозможных испытаниях, крайне информативной для специалистов компании оказывается обратная связь, полученная от потенциальных потребителей.

«Обмен информацией между разработчиками и эксплуатационниками принципиально важен для нас. Уже на уровне рецептуры мы понимаем, какие свойства должны заложить в новый продукт, чтобы он отвечал требованиям рынка и позволял нам решать задачи производителей техники, — констатирует Петр Агафонов. — Например, после диалога с гоночными командами при создании спортивной линейки масел G-Energy Racing мы использовали универсальную технологию, которая подходит как для тяжелонагруженных двигателей грузовиков, так и для легковых автомобилей. Особенность этих масел — использование сложных эфиров, которые обеспечивают работу двигателя при экстремальных нагрузках. Модификатор трения на основе молибдена снижает коэффициент трения и повышает КПД двигателя. Масла отлично себя зарекомендовали даже в тяжелейших условиях „Дакара“ — сложнейшего ралли планеты».

«Газпромнефть — смазочные материалы» испытывают масла на «Дакаре-2019»

Для индустриального сектора специалисты «Газпромнефть — смазочных материалов» тоже применяют индивидуальный подход. При разработке продуктов учитываются результаты эксплуатационного мониторинга на производстве, чтобы результат в полной мере соответствовал ожиданиям потребителя.

«Мы разработали масло для бумагоделательных машин — Gazpromneft PM 220. Через какое-то время благодаря постоянному взаимодействию с потребителем получили обратную связь о работе продукта на предприятии. Сняли все показания и доработали продукт с улучшенными эксплуатационными свойствами — Gazpromneft PM Plus 220. В индустриальном сегменте разрабатывать продукт под потребности клиентов — жизненно необходимо. Только постоянная коммуникация с заказчиками позволяет нам формулировать продукт, способствующий повышению эффективности производства», — добавляет Петр Агафонов.

G-ENERGY

Премиальный бренд моторных масел «Газпром нефти», предназначенных для самых современных легковых автомобилей. Уникальная адаптивная технология ACF (Adaptive Components Formula), используемая в масле, позволяет усиливать необходимые эксплуатационные свойства в зависимости от режимов работы двигателя, в нужный момент активируя необходимые присадки. Продукция выпускается на заводе «Газпромнефть — смазочных материалов» в городе Бари (Италия). Масла имеют одобрения ведущих мировых производителей (MB, VW, Renault, GM и др.).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ