«Газпром нефть»: Итоги-2019 — Журнал «Сибирская нефть» — №167 (декабрь 2019)

«Газпром нефть»: Итоги-2019


Фото: Стоян Васев, Роман Шаленкин
Иллюстрации: Алексей Столяров

Коротко сказать об итогах 2019 года для «Газпром нефти» можно так: ситуация на рынке была непростой, цены на нефть хоть и не показывали резких падений, но особого оптимизма не внушали, режим санкций по-прежнему осложнял жизнь. Но компания не просто успешно преодолела трудности, а смогла показать хорошие производственные и финансовые показатели, вышла с геологоразведкой в незнакомые для себя регионы и активно приступила к реализации новой стратегии — концепции развития до 2030 года. О наиболее важных, заметных, интересных итогах ушедшего года для всех направлений бизнеса «Газпром нефти» читайте в традиционном декабрьском обзоре

Новые запасы

В 2019 году «Газпром нефть» продолжила активно расширять ресурсную базу, получив более 30 лицензионных участков и побив рекорд прошлого года. В геолого-разведочном портфеле появились опции с новым для компании уровнем риска и сложности. Одним из ключевых инструментов для работы с такими проектами в компании считают партнерства

Далекие берега

Проект «Енисей» включает два лицензионных участка на полуострове Гыдан, на левом берегу Енисея. Право на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов на них «Газпром нефть» получила в конце 2018 — начале 2019 года.

Участки значительно удалены от объектов транспортной и нефтегазовой инфраструктуры. Их геология пока слабо изучена, что делает этот проект высокорисковым. Однако, по оценкам специалистов «Газпром нефти», в случае успеха масштабы открытия на участках могут быть сопоставимы с флагманскими добычными проектами «Газпром нефти».

Компания уже начала здесь геолого-разведочные работы. Подготовка к ним стала серьезным вызовом: в ограниченные сроки необходимо было организовать доставку оборудования и материалов на неосвоенную территорию с полным отсутствием инфраструктуры.

Схема логистики проекта «Енисей»

Дополнительные сложности создают природно-климатические условия региона: вечномерзлые грунты, переменные ветры, частые приливы и отливы, которые не позволяют подойти баржам к месту разгрузки. Навигационный период длится около двух месяцев, из которых проведение разгрузки барж возможно в течение 25–30 дней при благоприятных погодных условиях.

В 2019 году на участках была организована береговая база, построен зимник, в декабре начала работу сейсморазведочная партия. Идет подготовка к бурению первой скважины в 2020 году. Сейсмические исследования и бурение позволят точнее определить потенциал лицензионных участков.

По итогам соглашений, подписанных на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), партнерами «Газпром нефти» по проекту «Енисей» стали компании Shell и Repsol. Закрытие сделки запланировано на 2020 год, после чего «Газпром нефть» будет владеть 50% в капитале совместного предприятия, доли Repsol и Shell составят по 25%.

Направления поиска

Среди важнейших приобретений компании в 2019 году — 12 участков на западе полуострова Таймыр площадью более 5 тыс. кв. км. Как и участки проекта на Гыдане, Таймыр характеризуется очень низкой степенью геологической изученности и значительной удаленностью от объектов транспортной и нефтегазовой инфраструктуры.

Также в 2019 году «Газпром нефть» выиграла на аукционе лицензию на Первомайский лицензионный участок. Он прилегает к Надеждинскому и Западно-Рубежинскому лицензионным участкам, на которых компания начнет геолого-разведочные работы уже в 2020 году. Эти три участка, а также Корнаваринский и Солнечный относятся к новому масштабному поисковому кластеру «Газпром нефти» на юго-западе Оренбургской области. В случае подтверждения запасов он может стать важным источником восполнения ресурсной базы.

Продолжается развитие и ямальского кластера, ядро которого — Новопортовское месторождение. В него также входят Южно-Новопортовский и Суровый лицензионные участки. А в 2019 году компания выиграла аукцион на право пользования недрами Хамбатейского лицензионного участка площадью 340 кв. км, включающего Хамбатейское газоконденсатное месторождение.

Партнерство на Меретояхе

В 2019 году Shell и «Газпром нефть» договорились о реализации еще одного совместного проекта. Базой для него стало предприятие «Меретояханефтегаз». К моменту закрытия сделки в портфель его активов помимо Меретояхинского месторождения войдут лицензии на несколько участков в ЯНАО: Тазовский, Северо-Самбургский и два Западно-Юбилейных. Их совокупные геологические запасы превышают 1,1 млрд тонн нефти. По оценке главного исполнительного директора Shell Бена ван Бердена, приобретение 50% «Меретояханефтегаза» — крупнейшее вложение компании в разведку и добычу нефти на территории России за последние пять лет.

Соглашение о создании совместного предприятия было подписано на ПМЭФ. В соответствии с акционерным соглашением управление компанией будет осуществляться партнерами на паритетных началах.

Форматы сотрудничества

2019 год стал важной вехой для развития проектов «Газпром нефти» на активах материнской компании: был разработан и внедрен новый формат сотрудничества — долгосрочный рисковый операторский договор

Особенности лицензирования в России таковы, что добыча всех углеводородов на том или ином участке относится к одной лицензии, разделить ее, продав или передав часть другой компании, невозможно. Долгосрочный рисковый операторский договор (ДРОД) позволяет «Газпром нефти» развивать проект по добыче нефти на месторождениях «Газпрома» на условиях, аналогичных собственному владению лицензией. Этот механизм недропользования применяется на Ямбургском месторождении, где «Газпром нефть» осваивает ачимовские отложения, для разработки нефтяной оторочки Чаяндинского месторождения, а также на ряде других проектов компании.

Флагман ачимовки

В 2019 году «Газпром нефть» приступила к освоению ачимовских залежей Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения в ЯНАО. «Ямбург» может стать крупнейшим из новых проектов «Газпром нефти» в Арктике и ознаменовать следующий этап развития компании в ЯНАО, где «Газпром нефть» активно ведет добычу.

Ямбургское месторождение по запасам газа — одно из крупнейших в мире. Его добыча здесь идет с 1986 года. Что касается запасов нефти, они также огромны, но эффективный доступ к ним стал возможен лишь недавно. Большая их часть располагается в ачимовских отложениях, значительно более глубоких и сложных по строению, чем сеноманские пласты, из которых добывают газ.

Сегодня проект «Ямбург» — флагманский для программы «Газпром нефти» по освоению ачимовской свиты, одного из стратегических направлений развития ресурсной базы компании. Сейчас идет тестирование технологий, которые позволят эффективно разрабатывать ачимовские отложения Ямбургского месторождения. Промышленную добычу планируется начать в 2024 году, после уточнения геологического строения и завершения проектирования и строительства инфраструктуры для подготовки и транспортировки углеводородов. По предварительным оценкам, объем ежегодной добычи составит до 8 млн тонн н. э.

Отличия геологического строения ачимовских залежей от традиционных запасов

Движение на Восток

Еще один проект, который реализуется сегодня с использованием ДРОД, — разработка нефтяных залежей Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения (ЧНГКМ), одного из крупнейших в Восточной Сибири. Месторождение расположено в юго-западной части Республики Саха (Якутия) и является источником газа для газопровода «Сила Сибири». Однако Чаяндинское месторождение — это не только газ, но и значительные запасы нефти и газового конденсата, разработкой которых занимается «Газпром нефть».

К активному освоению нефтяной оторочки Чаяндинского месторождения компания приступила в 2019 году. Промышленный приток первой добывающей скважины, пробуренной «Газпром нефтью», составил свыше 150 тонн нефти в сутки. В перспективе здесь планируется добывать до 3 млн тонн нефтяного эквивалента в год. После завершения пуско-наладочных работ добываемые здесь жидкие углеводороды будут транспортироваться в нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». Полномасштабная разработка нефтяной оторочки ЧНГКМ начнется в 2020 году. Пиковый уровень добычи на месторождении достигнет 3 млн тонн нефтяного эквивалента в год.

Крупные перспективы

В конце 2019 года стало известно о ряде новых проектов, реализацией которых «Газпром нефть» займется на лицензионных участках «Газпрома». В первую очередь речь идет о Бованенковском и Харасавэйском месторождениях на полуострове Ямал. Это огромные месторождения газа (Бованенковское входит в пятерку крупнейших газовых месторождений мира). При этом среди их запасов существенный объем приходится и на газовый конденсат — смесь жидких высококипящих углеводородов, ценное сырье для химической промышленности и производства моторных топлив.

На Бованенковском месторождении уже несколько лет идет добыча газа. Полномасштабное освоение Харасавэйского началось в 2019 году. Однако инфраструктура для вывоза жидких углеводородов отсутствует на обоих месторождениях. Особенность проектов для «Газпром нефти» состоит в том, что здесь компания выходит на новый для себя тип запасов — глубокие неоком-юрские газоконденсатные залежи с очень сложным геологическим строением. Уже в зимнем сезоне 2019–2020 года «Газпром нефть» начнет на месторождениях опытно-промышленные работы.

Фонд «Новая индустрия»

Венчурный фонд, созданный «Газпром нефтью» совместно с Газпромбанком, Российской венчурной компанией (РВК) и «ВЭБ Инновациями», станет новым инструментом для поддержки инновационных компаний и стартапов, значимых для развития нефтегазодобывающей отрасли, ТЭК и промышленности России.

Инвестиционный приоритет в нефтяном секторе — технологии повышения нефтеотдачи на зрелых месторождениях, освоение нетрадиционных запасов и подгазовых залежей, методы бурения на шельфе, решения для создания новых катализаторов, присадок и реагентов. Отдельный блок проектов будет посвящен цифровизации, технологиям Индустрии 4.0. Фонд приобретает в проектах от 1 до 49%, его начальный целевой объем составляет 4 млрд рублей, а заявленный период деятельности — 7 лет.

Российские катализаторы

В 2019 году в активную фазу вошло строительство нового катализаторного производства «Газпром нефти» в Омске. Это первое в России полномасштабное производство катализаторов вторичных процессов нефтепереработки. Запуск предприятия намечен на 2021 год

Проект «Газпром нефти» призван обеспечить потребности российских НПЗ в эффективных катализаторах каталитического крекинга и гидроочистки, необходимых для производства компонентов высокооктановых бензинов и дизельного топлива стандарта «Евро-5», и гидрокрекинга — для процессов глубокой переработки нефти. На новом производстве в Омске ежегодно будут производить 15 тыс. тонн катализаторов каталитического крекинга и 6 тыс. тонн катализаторов гидропроцессов. Кроме того, завод будет реактивировать порядка 2 тыс. тонн катализаторов гидроочистки дизельного топлива в год.

100% «Полиом»

В 2019 году «Газпром нефть» и «Сибур» на базе совместного предприятия «Сибгазполимер» консолидировали 100% уставного капитала Омского завода полипропилена — «Полиом», до этого принадлежащего компаниям на 50%. По мощности производства (220 тыс. тонн полипропилена в год) «Полиом» входит в тройку крупнейших российских предприятий этого профиля. Технологически завод связан с Омским нефтеперерабатывающим заводом «Газпром нефти», который выступает поставщиком сырья для производства полипропилена. Интеграция активов позволит компании повысить эффективность использования сырья собственных НПЗ для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, а укрепление технологического партнерства с «Сибуром» обеспечит конкурентные преимущества продукции на российском и международном рынках.

Технологический цикл

Омское катализаторное производство спроектировано по принципу полного технологического цикла — на одном предприятии будут выпускаться и активные компоненты катализаторов, и носители. 70% оборудования для оснащения завода — российского производства. А рецептура катализаторов, которые будут выпускать в Омске, — российские разработки на 100%.

Создание в Омске производства высокотехнологичных катализаторов для НПЗ

Современные автоматизированные системы управления и оборудование позволят гибко модифицировать катализаторную композицию, адаптируя продукт под требования заказчика. Для контроля качества на заводе появится собственная аналитическая лаборатория. А центр испытания катализаторов, оснащенный исследовательским стендом — полным аналогом промышленной установки каткрекинга, — в Омске работает с 2016 года. В центре проводятся испытания катализаторов с вовлечением различных типов сырья, а также определяются условия и режимы их максимально эффективного использования. Одним из новейших решений для сравнительного тестирования катализаторов станет уникальный шестнадцатиреакторный испытательный стенд. Его использование сократит время и затраты на проведение экспериментов, а также повысит их точность.

Научный прорыв

Уже сегодня результатом реализации научно-исследовательской программы «Газпром нефти» в сфере технологий производства катализаторов стало внедрение в производство высокоэффективных катализаторов каталитического крекинга с активной матрицей, превосходящих по эксплуатационным характеристикам иностранные аналоги. Разработанный компанией катализатор олигомеризации успешно внедрен в эксплуатацию на Московском НПЗ. Его применение позволило увеличить выход олигомеризата — компонента товарного автобензина — в среднем на 30% и в два с половиной раза повысить межрегенерационный пробег. Также компания внедрила инновационную технологию реактивации катализаторов гидроочистки дизельного топлива.

Бизнес-перспективы

Катализаторный проект «Газпром нефти» основывается на очевидных рыночных перспективах. В 2025 году потребность российских НПЗ в катализаторах каткрекинга по сравнению с 2018-м вырастет на 24% — до 14,2 тыс. тонн в год, гидрокрекинга — более чем в два раза — с 0,9 тыс. до 2,1 тыс. тонн. Неслучайно строительство завода в Омске реализуется в режиме национального проекта, а в 2019 году получило поддержку Министерства промышленности и торговли РФ в рамках специального инвестиционного контракта. Инвестиции же самой компании в создание нового высокотехнологичного производства катализаторов превышают 30 млрд рублей.

Саратов в сети

«Газпромнефть-Аэро» приступило к заправке в крыло регулярных рейсов в новом международном аэропорту Саратова. Воздушная гавань, носящая имя Гагарин, стала 60-м объектом топливозаправочной сети компании в России и 280-м в мире.

Новый международный аэропорт в Саратове построен по стандартам IATA и допущен к приему современных средне- и дальнемагистральных воздушных судов, что позволило существенно расширить возможности авиакомпаний, выполняющих рейсы в Саратов. Сегодня аэропорт Гагарин обслуживает рейсы авиакомпаний «Аэрофлот», S7, Pegas Fly, RusLine, Utair, выполняющих полеты в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Сургут и др. Пропускная способность нового аэропорта — 1 млн пассажиров в год с потенциалом увеличения до 2,5 млн пассажиров.

Цифровые технологии

По пути цифровой трансформации идут все лидеры мирового нефтегазового рынка, и «Газпром нефть» здесь не исключение: это направление развития было включено в стратегию компании до 2030 года как важный инструмент достижения стратегических целей

В 2019 году в компании приняли стратегию цифровой трансформации — документ, конкретизирующий ее задачи и пути их достижения. Впрочем, сам процесс цифровой трансформации в «Газпром нефти» начался раньше и сегодня уже охватывает всю цепочку создания стоимости. Идет разработка собственных решений в области искусственного интеллекта, промышленного интернета вещей, робототехники, беспилотных аппаратов и других технологий Индустрии 4.0. За последние годы было запущено несколько сотен цифровых проектов. Среди успехов этого года — первая цифровая нефть из пропущенных интервалов, внедрение системы управления арктической логистикой КАПИТАН, расширение сферы применения беспилотников.

КАПИТАН Арктики

Цифровая система КАПИТАН была создана для повышения эффективности логистических решений при вывозе нефти, добываемой на арктических активах «Газпром нефти» — Новопортовском и Приразломном месторождениях.

Логистическая цепочка здесь очень сложна. При составлении плана отгрузок необходимо учитывать ежемесячные объемы добычи нефти, возможности ее накопления в резервуарных парках, ограничения по швартовкам к терминалам. Сырье с активов вывозится с помощью 12 танкеров-челноков, совершающих регулярные круговые рейсы между плавучим нефтехранилищем (ПНХ) «Умба» в Кольском заливе, платформой в Печорском море (2 танкера) и терминалом «Ворота Арктики» в Обской губе (10 танкеров). Для их сопровождения в период зимней навигации привлекаются атомные ледоколы «Атомфлота». Для вывоза нефти с ПНХ «Умба» нужно координировать подход порядка 50 судов (танкеров-челноков, танкеров-отвозчиков, бункеровщиков) к нефтехранилищу. Всего же логистам приходится синхронизировать действия пяти дочерних обществ «Газпром нефти» и десяти сторонних организаций.

Цифровая система управления арктической логистикой

Ручные логистические расчеты для решения таких задач оказались слишком трудоемкими. Поэтому в компании был инициирован проект по автоматизации этого процесса. Созданная в результате интеллектуальная цифровая система позволяет повысить эффективность и безопасность логистической цепочки, оптимизировать состав флота и затраты на его эксплуатацию.

Сегодня КАПИТАН формирует график движения судов на месяц за 5 минут, а составление перспективного плана на 3 года с почасовой дискретностью занимает около двух часов. Каждый день система анализирует около 7 тысяч различных входных параметров, ежечасно выбирая оптимальное решение из более чем 66,5 млн вариантов. КАПИТАН способен не только контролировать настоящее, но и прогнозировать будущее. Для этого система постоянно обучается, накапливая и анализируя данные. Цифровую систему можно использовать как для управления логистикой «Газпром нефти», так и для проектов, которые реализуют в Арктике другие компании.

Цифровая нефть

Самообучающиеся системы, использующие возможности искусственного интеллекта, позволяют извлечь из данных больше информации, чем это можно сделать традиционными методами. Такого рода программы активно разрабатываются, внедряются и уже приносят эффект. Так, в 2019 году «Газпром нефть» получила дополнительную нефть на Вынгапуровском месторождении (ЯНАО) после цифровой обработки геологических данных.

Дополнительные объемы нефти были добыты без затрат на бурение и создание инфраструктуры. Новые пласты углеводородов были выявлены самообучающейся программой, разработанной Научно-Техническим Центром компании совместно с IBM Services. В ходе пилотного проекта программа повторно проанализировала данные более 3 тыс. скважин месторождения и предсказала новые перспективные зоны. Дальнейшие работы подтвердили, что в указанных программой пластах есть углеводороды. В результате испытаний из обнаруженных пластов был получен приток нефти без создания дополнительной инфраструктуры.

Система не имеет аналогов на рынке и позволяет с высокой вероятностью прогнозировать местоположение залежей нефти, которые сложно выявлять традиционными методами. Используя как исторические, так и поступающие новые геологические данные, нейросеть ищет закономерности, определяя, где могут располагаться пласты, не обнаруженные ранее из-за их небольшого размера или сложного строения.

Беспилотники везде

В «Газпром нефти» выделено более 60 сценариев применения беспилотников в нефтегазе, а сама технология признана способной принести значительный экономический эффект бизнесу. Одно из применений — контроль технического состояния нефтепроводов. Сегодня более 60% трубопроводов компании контролируют с использованием беспилотников, оборудованных фото- и видеокамерами, тепловизорами.

Одно из новых направлений использования беспилотников — проведение геологоразведки несейсмическими методами. Их уже начали применять для проведения магниторазведки. Испытания показали, что так можно в два раза снизить стоимость полевых работ по сравнению с традиционной съемкой с самолета.

Рыночные решения

«Газпром нефть» регулярно выводит на рынок новые продукты и бренды. В этом году масштабное развитие получил бренд «Опти», впервые появившийся на рынке четыре года назад. Кроме того, компания продолжила разрабатывать новые марки судовых топлив и масел — продукции, относящейся к растущему сегменту рынка

Оптимальный выбор

Впервые бренд «Опти» появился в 2015 году, в словосочетании «Дизель опти» — названии нового сорта топлива, которое тогда «Газпром нефть» выводила на рынок. Теперь он обрел самостоятельное звучание — в конце 2018 года «Газпром нефть» объединила независимые заправки в сеть партнерских АЗС «Опти», а этот год посвятила активному развитию сети. Планируется, что к концу года их число достигнет 120 станций, расположенных в 27 регионах России.

Сделав ставку на партнерство с независимыми АЗС, «Газпром нефть» предложила им решение проблем, характерных для этого сегмента топливной розницы: низкой маржинальности, сложностей с поставками качественного топлива, необходимости вкладываться в обучение персонала, привлечение клиентов, маркетинг. После подписания договора партнерские станции проходят ребрендинг. А для всех бизнес-процессов разработана отдельная IT-платформа, благодаря которой участники сети могут в онлайн-режиме контролировать количество топлива, удаленно заказывать его и сопутствующие товары, отслеживать ключевые показатели бизнеса. Как показал опыт первого года работы сети, благодаря участию в «Опти» предприниматели значительно повышают эффективность своих заправок. Уже через 2–3 месяца работы под новым брендом ежесуточные продажи топлива на некоторых АЗС увеличиваются на 40%, нетопливная выручка — в среднем в 2–3 раза, хотя в отдельных случаях рост может быть десятикратным.

Предприниматели также отмечают, что важным стимулом партнерства с «Газпром нефтью» стала возможность включиться в систему контроля качества топлива, существующую в компании.

Экологичная бункеровка

В начале 2020 года в силу вступают новые ограничения на содержание серы в судовом топливе, принятые Международной морской организацией (IMO): не более 0,5% в любом судовом топливе, используемом для международных перевозок. Готовясь к существенной трансформации спроса, бункеровочный оператор «Газпром нефти» — компания «Газпромнефть Марин Бункер» — пополнил ассортимент новым гибридным топливом с содержанием серы не более 0,5%. В портах Санкт-Петербурга, Приморска и Усть-Луги уже прошли первые опытные бункеровки новым топливом, получившим официальное наименование ТСУ-80 (RMG-80), вид М. В промышленное производство экологичный продукт будет запущен с января 2020 года на Омском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти». Рецептура топлива разработана специалистами «Газпромнефть Марин Бункера». Оно уже получило сертификаты соответствия требованиям Евразийского экономического союза.

Идем на Восток

Не только судовые топлива, но и судовые масла — один из премиальных каналов сбыта для «Газпром нефти», продажи в котором регулярно растут. Сегодня судовые масла «Газпром нефти» представлены в более чем 250 портах 24 стран мира.

В 2019 году компания выделила продажу этих масел в отдельное бизнес-направление, зарегистрировав операционную компанию Gazpromneft Marine Lubricants с офисом в Сингапуре. Задача предприятия — обеспечить эффективное развитие международной производственно-логистической сети судовых масел «Газпром нефти», в том числе на рынках Юго-Восточной Азии и Европы.

В декабре Gazpromneft Marine Lubricants открыла в Сингапуре производственную площадку по выпуску высокотехнологичных судовых масел на партнерском заводе AP Oil. Локализация производства смазочных материалов под брендом Gazpromneft Ocean позволит сократить сроки поставки продукции «Газпром нефти» в порт Сингапура до двух дней и в порты Малайзии — до четырех дней. Оригинальные рецептуры судовых масел разработаны с учетом требований IMO-2020. Они одобрены ключевыми производителями судового оборудования и подходят для двигателей, работающих на любых видах топлива, в том числе на низкосернистом (содержание серы не более 0,5%) и ультранизкосернистом (содержание серы не более 0,1%). Планируется, что в дальнейшем бизнес судовых масел «Газпром нефти» будет активно расширяться за счет увеличения как сбытовой сети, так и географии производства инновационной продукции за рубежом. Ожидается, что благодаря этому объем реализации масел Gazpromneft Ocean вырастет до 100 тыс. тонн к 2030 году, доля компании на мировом рынке судовых смазочных материалов достигнет 4%.

Синтетика на старте

«Газпромнефть — смазочные материалы» в 2019 году вывели на рынок линейку синтетических моторных масел G-Energy Synthetic. Она представлена пятью продуктами, рассчитанными на разные условия эксплуатации современных легковых автомобилей. Продукты адаптированы к различным климатическим условиям, увеличивают ресурс работы двигателя, обеспечивая легкий запуск и максимальную защиту.

В основу продукции легли синтетические базовые масла III группы G-Base, производство которых «Газпром нефть» начала на ЯНОСе («Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» — совместное предприятие «Газпром нефти» и «Роснефти») в 2017 году. Новые масла прошли испытания в передовых независимых аккредитованных лабораториях Европы и США в течение 6 месяцев и получили официальные одобрения MB-Approval 229.3 (Mercedes-Benz) и Renault RN700/710.

Первая пятилетка

В 2019 году пять лет работы отметили два важных актива «Газпром нефти»: платформа «Приразломная» и оператор битумного бизнеса компании — «Газпромнефть — Битумные материалы». И хотя эти активы представляют разные направления бизнеса, оба они — живое воплощение инновационного и технологического развития «Газпром нефти»

10 Миллионов «Приразломной»

В 2019 году «Газпром нефть» добыла 10-миллионную тонну нефти на Приразломном месторождении. Это событие практически совпало с еще одним юбилеем — пятилетием с начала промышленной эксплуатации первого российского проекта на арктическом шельфе — платформы «Приразломная». Промышленная разработка месторождения была начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года.

На месторождении пробурено 19 скважин, включая самую протяженную в истории бурения компании (6474 м). Всего же к 2023 году планируется пробурить 32 скважины: 19 добывающих, 12 нагнетательных и одну поглощающую. 11 наклонно направленных скважин будут иметь глубину более 6 тыс. м по стволу, с горизонтальными участками до 1 тыс. м и со смещением от центра скважин до 4 тыс. м. Ожидается, что на пике добычи объем извлекаемой на Приразломном месторождении нефти составит 4,8 млн тонн в год.

Динамика производства ПБВ в 2014–2018 годах, тыс. тонн

Приразломное — единственное месторождение, разрабатываемое в условиях замерзающего моря. Ледяной покров здесь сохраняется в течение 7 месяцев, высота торосов достигает 2 м. Платформа, построенная специально для этих задач, рассчитана на максимальные прогнозные ледовые нагрузки, возможные в этом регионе, способна выдерживать штормовые ветры, волны высотой до 9 метров и двухметровые торосы. Платформа «Приразломная» обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, подготовку, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии.

Благодаря уникальным технологическим и логистическим решениям добыча, хранение, отгрузка и транспортировка нефти ведутся круглогодично в сложнейших природно-климатических условиях акватории Арктики. Вывоз продукции обеспечивают нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса (Arc6) с двойным корпусом и дедвейтом 70 тыс. тонн — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Оба судна построены на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге специально для круглогодичной транспортировки нефти с «Приразломной».

Битумная пятилетка

Пять лет назад было принято решение о создании отдельного предприятия для управления битумным бизнесом «Газпром нефти». За это время «Газпромнефть — Битумные материалы» вошли в топ-10 мировых производителей вяжущих. За пять лет количество производственных активов увеличилось с трех до 19, а объем реализации продукции вырос на сотни тысяч тонн. В общей сложности за пятилетку компания реализовала 10,5 млн тонн битумных вяжущих. Сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» поставляют свою продукцию в 56 стран мира.

Компания — лидер отечественного рынка полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), инновационных битумосодержащих материалов, которые реализуются под маркой «Брит». На базе собственного Научно-исследовательского центра разрабатываются рецептуры вяжущих под потребности и условия конкретных регионов. Комплексный подход в работе с клиентами — от разработки рецептуры вяжущего до доставки готового продукта — основное конкурентное преимущество компании «Газпромнефть — Битумные материалы».

«Газпром нефть» входит в топ-10 мировых производителей битума

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ