Принцип партнерства — Журнал «Сибирская нефть» — №167 (декабрь 2019)

Принцип партнерства

«Газпром нефть» меняет модель взаимоотношений с подрядчиками

Текст: Сергей Орлов
Фото: Стоян Васев
Инфографика: Алексей Столяров

Стратегические цели «Газпром нефти» — закрепиться в элите мировой нефтяной отрасли, стать образцом эффективности, технологичности, безопасности. Для их достижения компания активно меняется сама и меняет всю экосистему вокруг себя, кардинально трансформируя принципы взаимоотношений с подрядчиками

Нефтедобыча специфична с точки зрения организации производства. При значительном масштабе самих компаний основную стоимость здесь создают не собственные сотрудники, а представители подрядных организаций. По статистике в среднем на каждого сотрудника нефтяной компании приходится примерно 20 подрядчиков. Но это, конечно, касается в первую очередь тех, кто использует услуги стороннего сервиса. Именно так работает большинство лидеров мирового рынка. Этот путь выбрала и «Газпром нефть», в 2010 году отказавшись от собственных нефтесервисных активов. Что, кстати, нехарактерно для отечественного нефтегаза, где практически все крупные компании имеют собственные сервисные дочки. «Мы сделали стратегическую ставку на использование рыночных компаний, которые, с нашей точки зрения, за счет специализации более эффективны, быстры, технологичны, чем внутренние сервисные подразделения, — пояснил начальник департамента закупок блока разведки и добычи дирекции по закупкам и капитальному строительству „Газпром нефти“ Михаил Жечков. — Кэптивный сервис часто страдает низким качеством, высокой стоимостью и по совокупности для нефтяной компании дороже».

Однако собственный путь развития российского нефтяного рынка, отличительная черта которого — наличие у ВИНК карманных сервисов, — не способствует развитию конкурентной среды, а значит, повышению уровня независимых игроков. Если у любого крупного западного холдинга под рукой были и есть компании большой четверки — Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и Weatherford, — сопоставимые по масштабу, технологическому и организационному уровню с самими нефтегазовыми гигантами, то в России таких компаний нет, а после введения секторальных санкций доступ к международному рынку нефтесервисных услуг ограничен.

Тем не менее задачи перед российскими нефтяниками стоят не менее сложные, чем перед их коллегами из США или Европы. «Мы понимаем, что вошли в высшую лигу по объемам добычи, наши стратегические цели не менее амбициозны, мы должны соответствовать мировому уровню и по безопасности, и по эффективности, — отметил Михаил Жечков. — Из этого следует, что сервис высокого уровня по эффективности, качеству и безопасности мы должны создать сами». Эта более чем амбициозная задача предполагает кардинальную смену правил игры и модели взаимоотношений с контрагентами. В ответ на вызовы при решении наиболее амбициозных, критичных и сложных задач компания готова создавать взаимоотношения стратегического характера, формой которых является стратегическое партнерство.

Стратегическое партнерство

Стратегическое партнерство — это взаимовыгодные долгосрочные взаимоотношения с подрядчиком с использованием особых условий взаимодействия для совместного решения стратегических бизнес-задач компании по развитию, внедрению инноваций, осуществлению интеграции и получения потенциальной дополнительной ценности. При этом дополнительная ценность представляет собой финансовый и/или качественный эффект от решения бизнес-задачи совместно со стратегическим партнером.

Время меняться

«Газпром нефть» сегодня действительно находится на пороге больших перемен, связанных с необходимостью вовлечения в разработку качественно новых категорий запасов: баженовской нефти, ресурсов доманиковой свиты, ачимовских залежей. Эта задача очень похожа на ту, что решали североамериканские нефтяники, запуская сланцевую революцию. Их опыт показывает, что для достижения цели необходимо создание новой бизнес-модели. Запустив процесс комплексной трансформации бизнеса, «Газпром нефть» уже начала эти изменения внутри компании. Но задачу не решить, если не вовлечь в процесс трансформации контрагентов, которые физически создают стоимость в нефтяном бизнесе: проводят разведку, занимаются бурением, реализуют геолого-технические мероприятия, обустраивают месторождения, строят инфраструктуру.

«Для нас очень важны отношения, при которых подрядчики доверяют нам, а мы доверяем подрядчику, — подчеркнул руководитель дирекции добычи „Газпром нефти“ Сергей Доктор. — Мы должны иметь общие неделимые ценности и четкие принципы, справедливый раздел добавленной стоимости. В этой формуле исчезает жесткий водораздел на заказчиков и подрядчиков — компании становятся полноправными партнерами».

Решение первой части этой задачи предполагает трансформацию и гармонизацию корпоративных культур. Первым шагом на этом пути стало создание Кодекса взаимодействия с подрядными организациями. «Что такое кодекс? Кодекс — это ценности. Если мы приняли кодекс, если мы разделили эти ценности, им надо следовать. Для этого необходимо фактически работать с менталитетом. А изменение менталитета взаимоотношений — это самое, наверное, сложное. Менталитет быстро не меняется. Конечно, гораздо проще оштрафовать подрядчика, не закрыть акт, тем самым воздействуя через страх. Но страх — мотиватор хотя и сильный, но не работающий вдолгую, а наибольшая эффективность партнерств достигается только в рамках долгосрочного сотрудничества», — пояснил Михаил Жечков.

Вадим Яковлев
Вадим Яковлев,
заместитель генерального директора «Газпром нефти» по разведке и добыче:

Мы понимаем, что для выполнения самых сложных задач, таких как освоение труднодоступных территорий, вовлечение в разработку новых категорий запасов, недостаточно взять какое-то решение с рынка — этого решения просто не существует. Поэтому концепция стратегического партнерства, которую «Газпром нефть» планирует развивать с ключевыми подрядными организациями, предполагает совместное прохождение всего пути — от осмысления вызова до поиска технологического решения, его опробования и тиражирования. Мы должны перейти от принципа выбора исполнителей на отдельные объемы работ к выстраиванию долгосрочных взаимоотношений, предполагающих совместное развитие и интеграцию систем производственной и экологической безопасности, программ повышения эффективности.

Только синергия усилий выведет нас на качественно новый уровень в области безопасности, эффективности и технологичности.

Запустив процесс комплексной трансформации бизнеса, «Газпром нефть» уже начала эти изменения внутри компании. Но задачу не решить, если не вовлечь в процесс трансформации контрагентов

О том, что будет включать в себя Кодекс взаимодействия с подрядными организациями, рассказал генеральный директор «Газпромнефть-Развития» Айдар Сарваров. По его словам, документ можно условно разделить на две части. Первая — ценностная, или культурологическая, описывает ключевые ценности, принципы ведения бизнеса и модель поведения при взаимодействии партнеров. «В этой части мы прописываем вектор в сторону увеличения доверия, сокращения формальностей и барьеров, открытый и честный диалог. Вторая часть дает определение новому смыслу понятия „стратегическое партнерство“, которое может создаваться только для достижения сформулированных стратегических ценностей и требует особых подходов при взаимодействии обеих сторон», — подчеркнул Айдар Сарваров.

Работа вдолгую

Долгосрочное сотрудничество — один из основных принципов новых взаимоотношений «Газпром нефти» с контрагентами. Очевидно, что компания, имеющая как минимум на несколько лет гарантированный и оплачиваемый согласно рыночным реалиям объем работ, не будет экономить на качестве, завышать индексы доходности и при этом, напротив, будет мотивирована на инвестирование в собственное развитие. Сегодня у компании уже есть и девяти-, и двенадцатилетние контракты. «Подрядчик начинает быть эффективным при совместной работе от трех лет и больше, — отметил Михаил Жечков. — При долгосрочном сотрудничестве он начинает соответствовать требованиям HSE, вкладываться в технологии и, соответственно, демонстрировать максимально возможную отдачу».

Виталий Докунихин
Виталий Докунихин,
генеральный директор «Эриэлл Нефтегазсервиса»:

«Газпром нефть» объективно одна из самых развитых нефтяных компаний в стране. Компания уделяет большое внимание разработке и внедрению современных управленческих практик и активно делится опытом с партнерами. Например, мы уже тиражируем HSE-практики «Газпром нефти» на своих проектах. У «Газпром нефти» также много IT-инициатив, которые можно перенимать. С одной стороны, их внедрение позволит нам сократить затраты на собственные разработки, с другой — обеспечит более эффективное взаимодействие.

Более того, новая модель взаимоотношений предполагает активное привлечение партнеров при производственном планировании в разных горизонтах, разработке проектов и при формировании самой контрактной документации. Типовая форма договора, которая сегодня в режиме пилотного проекта применяется при заключении контрактов на самый ресурсоемкий тип работ — бурение скважин, — разрабатывалась как раз с привлечением исполнителей, то есть компаний, которые эти скважины и будут строить. В результате размер документа сократился с 1700 страниц до 60, что, по мнению Михаила Жечкова, делает его по-настоящему рабочим инструментом: «Вы представляете себе договор в 1700 страниц? Такой объем не подразумевает нормального понимания. Теперь, вместо детального описания огромного количества возможных частных ситуаций во взаимоотношениях, мы сделали акценты на более глобальных принципах».

Огромный перечень штрафов в новой системе заменяется инструментами вовлечения. Такими, например, как создание команд, в которых совместно работают представители и заказчиков и исполнителей, которые, соответственно, имеют общий KPI.

Рейтинг вместо штрафов

Смена менталитета и основанная на этом трансформация взаимоотношений в системе «заказчик — подрядчик» — процесс небыстрый. Его катализатором должны выступить оценка эффективности деятельности контрагента (ОЭДК) и вытекающая из нее система рейтингования. ОЭДК — многокомпонентный показатель, определяющий подрядчика (исходя из результата деятельности) в одну из зон: зеленую, желтую или красную. Нахождение в красной зоне более двух кварталов, как правило, приводит к разрыву отношений.

Претендовать на самые привлекательные контракты могут лишь компании из зеленой зоны. На базе ОЭДК формируется рейтинг контрагентов. Он уже применяется при отборе поставщиков буровых растворов, сейчас начинает работать в договорах на проведение гидроразрыва пласта и капитального ремонта скважин. «Так не работает никто в России, — считает Михаил Жечков. — В принципе, и немногие зарубежные компании применяют такую схему. Рейтингование позволяет не только учитывать производственную эффективность сервисных компаний в чистом виде, но и анализировать признаки финансовой составляющей подрядных организаций, отражающие их стабильность и устойчивое развитие. Очень похожая модель рейтингования используется в банковской системе».

Стратегия взаимной выгоды

Ключевые нормы поведения «Газпром нефти» при взаимодействии с подрядчиками

Сергей Сучок
Сергей Сучок,
генеральный директор «Нефтьсервисхолдинга»:

«Газпром нефть» — самый крупный заказчик «Нефтьсервисхолдинга» в области бурения. При этом наше сотрудничество развивается как экстенсивно — за счет наращивания объема работ, так и интенсивно — у нас реализуются различные совместные технологические проекты, программы в сфере HSE. Так что работа с «Газпром нефтью» дает нам возможность и расширять свой бизнес, и улучшать его на качественном уровне. Я думаю, наши взаимоотношения можно назвать настоящим партнерством. Мы предлагаем различные варианты повышения эффективности, дающие возможность улучшить собственную экономику и, соответственно, экономику заказчика, а в «Газпром нефти» нас слышат и всегда идут навстречу при реализации таких проектов.


Партнерство — это дорога с двусторонним движением. Поэтому «Газпром нефть» нацелена на создание сопоставимых условий для всех участников производственного процесса. В компании разработана 10-летняя секторная стратегия обеспечения социально-бытовых условий по стандартам «Газпром нефти» для сотрудников всех компаний. Такая же стратегия уже реализуется в сфере воздушного транспорта. Ее результатом стало использование только современных вертолетов для перевозки сотрудников на месторождения. Причем всех сотрудников — независимо от того, где лежит их трудовая книжка — в «Газпром нефти» или в сервисной компании. Сегодня ведется разработка секторных стратегий в сферах обустройства месторождений и проектно-изыскательских работ.

«В рамках секторных стратегий мы контрактуем подрядчиков на работу в регионе, обеспечиваем их загрузку на десятилетие, а если не обеспечиваем заказы, платим за простой, потому что резервируем под себя мощности, — объяснил руководитель дирекции добычи „Газпром нефти“ Сергей Доктор. — Это мотивирует нас загружать подрядчика,

качественно заниматься долгосрочным планированием. Это и есть стратегическое партнерство. А в кодексе мы объясняем, что это значит — быть стратегическим партнером „Газпром нефти“. И это необязательно крупная компания. Это просто тот, кто способен принять вместе с нами вызов и совместно решать сложную проблему».

Кодекс взаимодействия с подрядными организациями: главное

Компания в своей деятельности и при взаимодействии с деловыми партнерами основывается на следующих принципах, обеспечивающих неизменное соблюдение деловых, этических и правовых норм во всех направлениях деятельности:

1. Безопасность

Первый приоритет — соблюдение безопасности персонала, населения и окружающей среды. Это превыше любых соображений экономического, технического или иного характера.

2. Взаимоуважение и доверие

Компания стремится к смене вектора взаимоотношений с подрядчиками и смещает свой фокус с надзора и контроля к взаимному доверию и ответственности друг перед другом. Компания считает своей приоритетной задачей построение профессиональных долгосрочных отношений.

3. Ответственность

Ответственное ведение бизнеса — путь к стабильному развитию. Компания ценит выполнение взаимных договоренностей и обязательств.

4. Честность

Отношения, построенные на соблюдении деловых норм и этических принципов, — залог стабильного сотрудничества. Компания строит взаимоотношения с подрядчиками на принципах надежности и честного ведения дел, использует добросовестные методы конкуренции.

5. Целеустремленность и инновационность

Компания поощряет новаторство и передовые подходы, стремится создать экосистему, позволяющую совместно с деловыми партнерами в процессе работы развивать инновации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ