Взлет за горизонт — Журнал «Сибирская нефть» — №167 (декабрь 2019)

Взлет за горизонт

2019 год стал знаковым для международного авиатопливного бизнеса «Газпром нефти»

Текст: Михаил Чепижко
Фото: Александр Таран, Стоян Васев

В сентябре компания отметила 10-летний юбилей первой заправки воздушных судов за рубежом, а в ноябре реализовала двухмиллионную тонну авиатоплива за пределами СНГ. Рост зарубежной розничной реализации авиатоплива у «Газпромнефть-Аэро» обусловлен развитием сотрудничества с авиакомпаниями и поставщиками авиатоплива на местных рынках. Это полностью вписывается в тенденцию роста активности российских авиакомпаний на зарубежных направлениях и глобального развития авиарынка

С самого начала развития авиатопливного бизнеса в 2009 году «Газпром нефть» сделала ставку на формирование международной сети заправок регулярных и чартерных рейсов авиакомпаний за рубежом. Эта модель развития во многом схожа со схемой работы ведущих иностранных игроков рынка, которые десятилетиями развивают глобальную географию бизнеса и предлагают авиаперевозчикам услуги по всей их полетной сети. Она предполагает как заправки в рамках договоров с ведущими производителями и поставщиками авиационного топлива, так и в последующем поставки собственного авиатоплива в различные аэропорты мира.

Начав с заправок нескольких чартерных рейсов в турецких аэропортах в 2009 году, авиатопливный оператор «Газпром нефти» — компания «Газпромнефть-Аэро» — за 10 лет стала лидером СНГ по организации зарубежного авиатопливообеспечения российских и иностранных авиакомпаний. На сегодня география зарубежного бизнеса компании расширилась до 212 аэропортов в 66 странах мира. Это во многом позволило «Газпромнефть-Аэро» войти в двадцатку крупнейших операторов мировой отрасли.

Безграничное развитие

Тенденции роста мирового авиарынка открывают для поставщиков авиатоплива хорошие перспективы развития. По прогнозам международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), пассажиропоток в ближайшие 10 лет увеличится на 60%, до более 7 млрд человек в год. Основными предпосылками к росту станут динамика мобильности населения, преимущественно в странах Азии, и доступность авиаперевозок все большему числу людей. Вместе с тем прогнозируется и увеличение объема рынка авиатоплива примерно на 1,5% в год, до более 380 млн тонн к 2030 году.

Основными драйверами роста объемов реализации прогнозируются страны АТР, Ближнего Востока, Африки, где активно развиваются традиционные стыковочные узлы и строятся новые аэропорты. При этом авиакомпании заинтересованы в ежегодном расширении географии полетов, открывая для себя новые точки притяжения туристов и оптимальные логистические маршруты грузоперевозок.

Для авиаперевозчиков одним из важных критериев выбора новых маршрутов и роста эффективности действующих направлений остается качественная и своевременная заправка рейсов. Сложность бизнеса авиаперевозок многократно усиливается высокой ответственностью перед авиапассажирами. Для грузовых авиаперевозчиков существенную роль играет способность поставщика топлива обеспечить гарантированную заправку воздушного судна в удаленных аэропортах любой точки мира.

На этом фоне современная структура авиатопливного рынка выглядит высококонкурентной. По  данным аналитиков По данным IHS Markit Outlook, Enerdata.ru, годовых отчетов компаний и экспертной оценки. , доли компаний — лидеров отрасли составляют от 2 до 12% рынка, а общее количество глобальных операторов в мире исчисляется десятками. Такая ситуация на рынке, разумеется, заставляет поставщиков искать наиболее эффективные способы расширения географии бизнеса с учетом перспективных регионов роста авиатрафика.

Реагируя на вызовы времени, «Газпромнефть-Аэро» сформировала долгосрочную стратегию бизнеса до 2030 года. За 10 лет компания рассчитывает войти в топ-10 международных авиатопливных компаний, удвоив объем розничных заправок до 5,3 млн тонн, в том числе за счет пятикратного увеличения объема зарубежных продаж до более 1 млн тонн в год и значительного расширения географии бизнеса — до 350 аэропортов с сегодняшних 280.

Внутренний резерв

Российский рынок авиатоплива продолжает общемировую тенденцию роста при высоком уровне волатильности. В 2010-х отечественная отрасль авиаперевозок пережила взлеты и падения, влияние на которые оказывали в основном макроэкономические показатели развития страны. За последние два года основным драйвером роста авиатрафика стали международные туристические перевозки.

Тенденцию повторяет и 2019 год. По данным Росавиации, за первое полугодие было перевезено 45 млн пассажиров, что на 12,3% больше, чем за аналогичный период 2018-го. При этом доля международных перевозок продолжает увеличиваться. На международных линиях за первые 6 месяцев перевезено более 18 млн человек (+18% к первому полугодию прошлого года), а на внутренних — 26 млн пассажиров (+8%).

Мировой рынок авиатоплива

«Газпромнефть-Аэро» отреагировало на растущий спрос полетов по зарубежным направлениям развитием своей международной программы, в которую входят как заправки за рубежом, так и обеспечение авиатопливом иностранных авиакомпаний на собственных ТЗК. Внедрив международные стандарты авиатопливообеспечения в десятках российских аэропортов, компания за счет сетевого эффекта смогла заинтересовать зарубежные авиакомпании, в том числе в Сибири и на Урале, где проходят транссибирские воздушные коридоры из Европы в Азию.

Например, с ноября 2019 года «Газпромнефть-Аэро» начало заправку регулярных рейсов авиакомпаний Sichuan Airlines и Flydubai в международном аэропорту Кольцово (г. Екатеринбург). Благодаря новым соглашениям общий объем поставок авиатоплива для авиакомпаний в Екатеринбурге увеличится на 15%, до более 100 тысяч тонн в год.

Соглашение с Flydubai подразумевает заправку ежедневных регулярных рейсов авиаперевозчика по маршруту Екатеринбург — Дубай. Общий объем поставок составит более 2 тыс. тонн авиатоплива в год. Также «Газпромнефть-Аэро» обеспечивает авиатопливом рейсы Flydubai в международном аэропорту Манас (г. Бишкек, Киргизия).

Накануне подписания новых договоров топливозаправочный комплекс «Газпромнефть-Аэро» в международном аэропорту Кольцово прошел инспекцию представителей группы IATA Fuel Quality Pool (IFQP). Эксперты подтвердили высокий уровень как эксплуатационной, так и экологической безопасности ТЗК, предусматривающий заправку воздушных судов без ограничений.

Владимир Егоров
Владимир Егоров,
генеральный директор
«Газпромнефть-Аэро»:

Текущий год стал знаковым для международного бизнеса «Газпромнефть-Аэро». За десять лет мы сформировали устойчивую репутацию и опыт глобального игрока мирового рынка. Мы рассчитываем, что эти компетенции помогут нам достичь стратегических целей — 2030. Компания продолжит наращивать партнерство с национальными поставщиками авиатоплива в странах приоритетного роста пассажиропотока (Китай, Таиланд, Индия, Корея, страны Африки). Для удобства наших клиентов мы планируем внедрять гибкую систему взаиморасчетов за авиатопливо в национальных валютах и применять цифровые сервисы передачи данных о заправках и финансовых операциях.

Заправки грузовых рейсов Sichuan Airlines начались в рамках стратегического партнерства «Газпромнефть-Аэро» и китайского национального поставщика топлива — China Aviation Oil Hong Kong Co. Ltd. (CAOHK), предполагающего авиатопливообеспечение авиакомпаний — партнеров CAOHK в аэропортах присутствия «Газпромнефть-Аэро». Рейсы Sichuan Airlines осуществляются 2 раза в неделю по маршруту Брюссель — Екатеринбург и далее в китайские промышленные хабы Шуанлю и Синьян и обратно. Общий объем поставок составит более 12 тыс. тонн авиатоплива в год. Кольцово — пятый аэропорт в России помимо Шереметьева, Внукова, Пулкова и Кадалы, где «Газпромнефть-Аэро» начало заправку рейсов авиакомпаний — партнеров CAOHK, в их числе также China Eastern и Air China.

Восточный экспресс

Партнерство с CAOHK позволяет «Газпромнефть-Аэро» ежегодно увеличивать объем заправок своих клиентов в аэропортах Китая, на наиболее перспективном рынке мира. Можно оценить темпы развития китайского авиарынка и по динамике строительства аэропортов. К 2025 году в КНР планируется построить 136 новых аэропортов, среди которых выделяется новая воздушная гавань Пекина. Ввод в эксплуатацию первой очереди этого авиаузла состоялся в 2019 году, и в перспективе он должен стать крупнейшим хабом в мире с пропускной способностью 100 млн пассажиров и более 4 млн тонн грузов в год.

Кроме того, по экспертным оценкам, воздушные грузоперевозки при стремительном развитии электронной торговли также обещают стать мощным двигателем долгосрочного развития авиации в Китае. По данным аналитиков, авиационный рынок КНР к 2035 году станет первым в мире с объемом более 1 трлн долларов.

Делая ставку на этот перспективный рынок, «Газпромнефть-Аэро» в текущем году увеличило объем заправок в КНР в 4 раза относительно первых 9 месяцев 2018 года, до 56 тыс. тонн. Сегодня в КНР сформирована крупнейшая зарубежная сеть заправок «Газпромнефть-Аэро», насчитывающая 33 аэропорта в мегаполисах страны. Неудивительно, что юбилейная двухмиллионная международная заправка также пришлась на Китай — рейс авиакомпании «Аэрофлот» в Гуанчжоу.

Также в 2019 году существенно увеличился объем заправок компании в Сербии, Черногории, Испании, Таиланде, Индии, Вьетнаме, Южной Корее и Малайзии. По итогам 9 месяцев, общий объем зарубежных заправок российских и иностранных авиакомпаний вырос на 36%, до 230 тыс. тонн авиатоплива, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

За счет развития партнерства с ведущими поставщиками авиатоплива на местных рынках компания предоставляет перевозчикам полный пакет авиатопливных услуг: возможность организации надежных заправок в аэропортах десятков стран по единому договору, оптимизацию документооборота за счет использования международных электронных стандартов обмена данными. Применение высшего уровня сервиса и качества авиатопливных операций позволило расширить географию зарубежной сбытовой сети «Газпромнефть-Аэро» до 212 аэропортов, добавив к ней 14 аэропортов в 2019 году, в том числе девять в Китае.

«Газпромнефть-Аэро» — дочернее предприятие компании «Газпром нефть». Операционную деятельность по заправке воздушных судов и реализации авиационного топлива в крыло компания ведет с 1 января 2008 года. С декабря 2008 года «Газпромнефть-Аэро» является стратегическим партнером Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в области авиатопливообеспечения.

«Газпромнефть-Аэро» является лидером авиатопливного рынка России по объему розничной реализации. В операционной работе компания использует технологии, обеспечивающие соответствие самому высокому статусу уровня безопасности топливных операций — Green. С 2008 года компания инвестировала в модернизацию и развитие авиатопливной инфраструктуры отечественных аэропортов более 30 млрд рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ