Завод будущего — Журнал «Сибирская нефть» — №158 (февраль 2019)

Завод будущего

«Газпром нефть» выводит НПЗ в Панчево в разряд самых технологичных в Европе

Текст: Сергей Орлов
Фото: Стоян Васев, Zikapress
Инфографика: Алексей Столяров

«Завод всегда разделял судьбу сербского народа» — так описал историю НПЗ в Панчево директор блока «Переработка» НИС Владимир Гагич. Возможно, слишком высокопарно, но люди на Балканах эмоциональны, поэтому получилось очень по-сербски и очень точно. Эта формула верна и сегодня — завод остается одним из ключевых предприятий Сербии, а его модернизация стала залогом успешного развития в будущем

Первый нефтеперегонный завод на территории будущей Югославии появился в 1882 году в Риеке — сегодня это Хорватия. Именно там этот сегмент развивался наиболее активно до Второй мировой войны. На территории современной Сербии (в Панчево, под Белградом, и в экономической столице Воеводины — Нови-Саде) НПЗ появились лишь в конце 1960-х. При этом в течение двух последующих десятилетий Хорватия оставалась центром производства нефтепродуктов в стране.

Баланс в сторону Сербии стал смещаться уже в послетитовской Югославии, то есть в 1980-х. В технологические цепи сербских НПЗ стали включаться вторичные процессы, такие как каталитический крекинг, гидроочистка дизельного топлива, сернокислотное алкилирование, висбрекинг, в результате чего к 1990 году предприятия вышли на хороший европейский уровень. Развитие прекратилось вместе с введением санкций ООН в 1991 году.

Только за первые три года прямой ущерб от экономического эмбарго Югославии превысил $45 млрд. К январю 1994 года инфляция в стране составила 313 000 000%, средняя зарплата опустилась ниже $6. В отсутствие сырья и рынков сбыта предприятия переходили на аварийный режим работы или закрывались совсем. Уровень промышленного производства Югославии к 1994 году составил 38% от досанкционных показателей. Экономический кризис такого масштаба, разумеется, остановил и большую часть установок нефтеперерабатывающих заводов.

После отмены эмбарго ООН в 1996-м ситуация стала постепенно выправляться. Но уже в 1999-м из-за ракетно-бомбовых ударов НАТО у страны фактически не осталось НПЗ.

Новое время

Для восстановления предприятия в Панчево требовалось порядка $250 млн, при этом руководство предприятия заявляло, что для вывода НПЗ на конкурентоспособный уровень необходима реконструкция стоимостью порядка $400 млн, так как в течение почти десятка лет в развитие завода не вкладывалось ни копейки. Вот только этих миллионов у так и не оправившейся от санкций, а после этого еще и разрушенной страны не было.

Тем не менее с помощью специалистов «НижегородНИИнефтепроекта» основные технологические установки удалось восстановить достаточно быстро. «В 2000-м мы уже запустили атмосферную трубчатку, а за два последующих года и остальные цеха, — рассказал Владимир Гагич. — Мы начали заниматься экологическими проектами, потому что завод в Панчево привлекал пристальное внимание общественности. Параллельно с этим разрабатывались планы модернизации производства — базовый дизайн проекта был рассчитан на период до 2004 года».

Но решение о запуске проекта модернизации так и не было принято. В какой-то степени на это повлияли тепличные условия, созданные правительством для местной нефтяной промышленности. В 2003 году руководство страны издало постановление «Об особых условиях и способах импорта и переработки нефти и нефтепродуктов», в соответствии с которым в Сербию запрещался импорт всех видов нефтепродуктов, кроме евродизеля. Это решение, избавившее страну от демпингового потока нефтепродуктов из Венгрии, Греции и Румынии, хлынувшего в страну после войны, позволило, с одной стороны, добиться хоть какой-то рентабельности восстановления НПЗ в Панчево, с другой — серьезно затормозило его развитие. Достаточно сказать, что к моменту приватизации НИС в 2008 году в Сербии еще производился этилированный бензин, использование которого было запрещено во всем цивилизованном мире. Однако либерализация рынка была неизбежна, поэтому одним из главных условий сделки была именно модернизация НПЗ.

Переработка под бомбами

Бомбардировки Югославии силами НАТО продолжались с конца марта по июнь 1999 года. Под ударом оказались как военные объекты, так и гражданская инфраструктура.

Самый мощный авиаудар пришелся на НПЗ в Панчево, где к тому времени был создан целый нефтехимический кластер. Из трех целей — завода по производству химических удобрений «Азотара», нефтехимического завода «Петрохимия» и нефтеперерабатывающего завода — главной стал именно НПЗ. В результате бомбардировок было разрушено множество резервуаров, трубопроводов, повреждены технологические установки. Сгорело около 75 тыс. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, около 7 тыс. тонн было выброшено в почву и в систему сточных вод. Ядовитым облаком пожара в Панчево был окутан Белград, продукты горения донесло даже до далекой Греции.

Догнать рынок

Масштабная модернизация НПЗ в Панчево началась сразу же после того, как в 2009 году «Газпром нефть» стала мажоритарным акционером НИС. Главной задачей первого этапа модернизации была перестройка технологической цепи завода для организации производства нефтепродуктов, способных конкурировать с импортом. Ядром проекта стало строительство комплекса мягкого гидрокрекинга и гидроочистки MHC/DHT стоимостью порядка €397 млн. «Это очень интересная установка, которую строили по лицензии Chevron, — рассказал руководитель блока „Переработка“ НИС. — Сырьем для нее являются практически все продукты первичной переработки за исключением легких бензинов и вакуумного остатка. При этом MHC/DHT — это не только гидрокрекинг и гидроочистка, это действительно комплекс, в который интегрированы установки производства серы, водорода, аминовой очистки. В рамках модернизации мы построили новые сферические резервуары для СУГ, новый комплекс очистки воды, подали на завод природный газ. С 4,9 коэффициент Нельсона Индекс Нельсона оценивает сложность производства. Индекс иллюстрирует уровень развития мощностей вторичной переработки по сравнению с первичной мощностью дистилляции. вырос до 8,5».

Конечно, рост коэффициента Нельсона — хороший показатель технологического развития предприятия, но об эффективности модернизации говорят совсем другие цифры. В первую очередь, конечно, переход на выпуск топлива класса «Евро-5», причем баланс производства сместился в сторону дизеля, который пользуется большим, чем бензин, спросом на сербском рынке. До ввода в эксплуатацию MHC/DHT в 2012 году НИС докупала порядка 40–50% от общего объема производства дизеля в Румынии, Болгарии, Венгрии, Боснии и Герцеговине. Объем производства моторного топлива (1,5 млн тонн в год дизельного топлива и 640 тыс. тонн бензина), достигнутый в результате модернизации НПЗ Панчево, — это больше емкости всего розничного рынка Сербии. А дополнительный объем плюс качество — основание для развития экспортных каналов сбыта.

Еще один важный эффект, достигнутый в ходе первого этапа модернизации, — экологический. Во-первых, новые, современные технологические объекты изначально «чистые». Их строительство, сопряженное с кардинальным обновлением инфраструктуры предприятия (эта часть проекта стоила порядка €90 млн), позволило минимизировать уровень выбросов в атмосферу таких вредных веществ, как бензол, оксид серы, оксид азота, и за счет этого попасть в периметр жестких экологических норм Евросоюза.

Разумеется, программа модернизации НПЗ включала в себя и экологические проекты прямого действия, такие, например, как реконструкция терминалов отгрузки нефтепродуктов автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, обустройство мест временного хранения отходов, замена и ремонт изношенных резервуаров и трубопроводов, реконструкция канализационной системы, совершенствование системы мониторинга окружающей среды и так далее по списку, — всего на €60 млн с лишним.

Модернизация нефтепереработки НИС поспособствовала и приведению к соответствию европейским нормам по выбросу соединений серы сербского автопарка, который менее чем за три года прошел путь от этилированного бензина до топлива «Евро-5» с содержанием серы менее 10 ppm.

Таким образом, в 2012 году «Газпром нефть» благополучно выполнила и перевыполнила свои обязательства вложить €500 млн в развитие сербской нефтепереработки, НИС получила новые возможности развития на топливном рынке страны и региона, а жители Панчево — чистое небо над головой. Впрочем, рынок не прощает остановок, поэтому НИС сразу же приступила к реализации второго этапа модернизации.

На глубину

За этапом качества в программах модернизации НПЗ традиционно следует этап повышения эффективности. Для процесса нефтепереработки главные показатели эффективности — это глубина и выход светлых. За счет первого этапа модернизации НПЗ Панчево вышел на показатели глубины в 84% и выхода светлых в 76%. Это достаточно высокий уровень эффективности, но в современных условиях меняющейся конъюнктуры, ухудшающегося качества сырья, да еще в Европе с ее дефицитом добычи и профицитом переработки, конечно, необходимо было продолжать развитие. Поэтому запуск проекта «Глубокая переработка» стал не просто логичным, но, пожалуй, единственно возможным шагом. «Программа модернизации — это то, без чего нельзя идти дальше. Мы живем в окружении профицита нефтепереработки, и, если не будем современными и эффективными, мы потеряем конкурентоспособность, — отметил первый заместитель генерального директора НИС по downstream Андрей Тучнин. — Реализация проекта „Глубокая переработка“ выведет НПЗ Панчево в число лучших заводов Центральной и Восточной Европы. С Западной Европой сравнивать не буду, но несложно заметить, что там за последние годы закрылось очень много заводов. Старый маленький завод на современном рынке абсолютно неконкурентен».

Если задуматься, НПЗ в Панчево за десятилетие совершил просто фантастический разворот: перед началом модернизации перерабатывающий комплекс НИС выпускал темных нефтепродуктов едва ли не больше, чем светлых, а теперь приходится строить планы по ввозу мазута в страну, потому что после запуска установки замедленного коксования (УЗК) — главного объекта проекта «Глубокая переработка» — объем производства темных нефтепродуктов будет сведен практически к нулю. А спрос на них сохранится, так как большая часть сербских теплоэнергостанций работают на мазуте — низкосернистом, так как оборот высокосернистого мазута с 2020 года на территории страны будет запрещен. Кстати, еще одна проблема, которую решит строительство УЗК, — утилизация тяжелых остатков нефтепереработки. Пристроить гудрон в современной Европе, даже Восточной, не так-то просто. Более того, вместо него компания получит новый и ценный для Сербии продукт — кокс, который до сих пор в страну импортировался. А строительная отрасль, где используется этот продукт, в Сербии сегодня на подъеме.

Модернизация НПЗ Панчево

В целом за счет реализации проекта глубина переработки нефти на НПЗ в Панчево превысит 99%, объем производства дизельного топлива увеличится более чем на 38%. И сумма инвестиций €300 млн, исходя из роста эффективности, выглядит более чем обоснованной. Не стоит забывать и о том, что НИС работает не только на собственной, но и на покупной нефти. И чем дешевле будет сырье, чем выше будет доля его полезного использования, тем лучшими будут в итоге финансовые показатели компании.

Неслучайно и НИС, и многие другие европейские переработчики сегодня ориентированы на смесь Kirkuk — не самую качественную, высокосернистую, но при этом относительно дешевую. Сейчас ее приходится разбавлять качественным, но дорогим сортом Novy Port, однако после запуска УЗК такая необходимость фактически отпадет, ведь экономика процесса глубокой переработки строится именно на работе с тяжелой и дешевой нефтью.

Что дальше?

Дальше — продолжение развития. Например, в направлении повышения экологичности производства. «По экологии никогда не достигнуть максимума, — уверен Владимир Гагич. — Завод соответствует требованиям законодательства, причем не только национального, но и европейского. НПЗ в Панчево — первый энергетический объект в стране, получивший международный сертификат-разрешение IPPC, который подтверждает соответствие производственного процесса европейским стандартам в этой сфере. Однако с периодичностью в несколько лет государственные органы принимают новые законы, а значит, потребуются новые вложения».

С 2011 года до настоящего времени в экологические проекты в переработке НИС вложила уже более €150 млн. И сегодня НПЗ, который долгие годы был «экологическим пугалом» всей Сербии, стал для города гораздо меньшей проблемой, чем печи в домах местных жителей, которые по-прежнему топятся дровами и углем.

Не менее остра для НПЗ, тем более находящегося в достаточно густонаселенной зоне, и проблема надежности оборудования, напрямую связанная с безопасностью, причем как производственной, так и энергетической, ведь предприятие — основной поставщик топлива в стране. Блок «Переработка» в этой сфере работает сразу в двух направлениях: совершенствует программное обеспечение, централизованно управляющее процессом обслуживания оборудования, и внедряет риск-ориентированный подход к этому процессу.

Кстати, возвращаясь к проблемам охраны окружающей среды. НИС активно рассматривает возможность выпуска заводом в Панчево биотоплива. Это на российских АЗС биобензин и биодизель отсутствуют как класс, а в Европе они на каждой заправке. Завод уже готов к выпуску около 600 тыс. тонн биодизеля в год, а вот для производства биобензина необходимо строительство новой установки. Сейчас разрабатывается обоснование этого проекта.

Еще один большой проект, который может изменить облик завода, — нефтехимизация производства. «Одна из идей — перевод каткрекинга в более пропиленовый режим, — рассказал Андрей Тучнин. — Объем потребления бензина в стране не очень большой, а пропилена — постоянный. Мы находимся в центре Европы, есть на него спрос. Дальше есть опция организовать собственное производство полипропилена, но это уже следующая стадия».

И разумеется, еще одно перспективное направление развития — это цифровизация. Без технологий Индустрии 4.0 сегодня никуда, и, по информации заместителя генерального директора НИС по downstream, работа здесь ведется в трех направлениях.

Первое — создание цифровых моделей заводских установок. Для НПЗ Панчево это особо актуально, ведь большая часть документации сгорела при бомбардировках. Второе — формирование схемы контроля отклонений в работе оборудования, на базе которой и будет строиться обновленная система ремонтов. Третье — система мониторинга и выбора оптимальных режимов работы установок. И это уже к вопросу об эффективности, кардинальное повышение которой — единственный путь сохранения конкурентоспособности на современном рынке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ