Балканская экспансия – Журнал «Сибирская нефть»

Балканская экспансия

НИС продолжает развитие на региональном рынке нефтепродуктов

Текст: Николай Никифоров
Инфографика: Алексей Столяров

За 10 лет новейшей истории развития НИС прочно заняла позицию одного из лидеров балканского рынка нефтепродуктов. По крайней мере, в периметре эффективной логистической доступности от завода в Панчево. Завершение второго этапа модернизации НПЗ может достаточно заметно расширить этот периметр

При езде по сербским дорогам возникает устойчивое ощущение, что находишься в какой-нибудь западноевропейской стране, но не в наши дни, а лет этак 15–20 назад. По сербскому автопарку можно изучать историю европейского автомобилестроения конца прошлого — начала нынешнего века. В этом нет ничего удивительного: сегодня подержанную машину из Европы можно ввезти в Сербию без пошлины — главное, чтобы ее выхлоп соответствовал нормам «Евро-3» и к авто прилагался сертификат о том, что оно действительно собрано минимум на 60% из европейских комплектующих. Учитывая, что уровень доходов в стране невелик, большая часть населения покупает именно такие машины, в то время как объем продаж новых автомобилей исчисляется парой десятков тысяч в год. Запчасти к европейскому авторетро тоже можно купить за копейки на разборках, которых здесь огромное количество.

Результат: средний возраст сербского автопарка составляет порядка 17 лет, но при этом уровень автомобилизации в Сербии достаточно высок. Соответственно, на местном рынке моторного топлива идет жесткая конкурентная борьба — в первую очередь в сегменте дизеля, ведь на бензине в Сербии ездит меньше трети автомобилей. Во-первых, потому, что дизель выгоднее. Во-вторых, дизелизация была основным трендом европейского авторынка в последние пару-тройку десятков лет.

За счет того, что сербский рынок с 2011 года полностью открыт для импорта нефтепродуктов, а транспортное плечо в Восточной Европе невелико, в стране разместились сети АЗС практически всех соседей. К соседям, кстати, относится и ЛУКОЙЛ, владеющий заводом в болгарском Бургасе. У российской компании, как и у австрийской OMV, примерно по 10% розничного рынка. Среди заметных игроков, разумеется, и венгерская MOL, и словенская Petrol, и греческая EKO. Но безусловный лидер рынка все же НИС. 2018-й компания завершила с показателем 43,6% в рознице и порядка 75% в сегменте оптовых продаж.

Сетевая конкуренция

Еще 10 лет назад доля НИС на национальном розничном рынке нефтепродуктов не превышала 35%, и она активно падала. У компании было 480 АЗС, работавших на территории Сербии под тремя вывесками — Jugopetrol, NIS Petrol и NAP, — но, в принципе, не отличавшихся друг от друга ни качеством сервиса, ни набором и качеством топлива — и то и другое было невысоким.

Первый рывок компания совершила в 2010–2011 годах, проведя консолидацию розничных брендов под обновленным брендом NIS Petrol, запустив программы модернизации розничной сети и параллельно повышения уровня сервиса. Несмотря на экономический кризис в стране, это достаточно быстро позволило переломить тренд на снижение доли компании в топливной рознице, отмечавшийся на протяжении нескольких лет перед приватизацией.

В 2012-м НИС начала региональную экспансию, выйдя на розничные рынки моторного топлива Боснии и Герцеговины, Румынии и Болгарии, а в 2013-м появился и формат зарубежной работы: компания вывела на рынок премиальный бренд Gazprom. К этому времени у НИС появилось качественное конкурентное преимущество — НПЗ в Панчево после запуска комплекса мягкого гидрокрекинга и гидроочистки перешел на выпуск бензина и дизеля стандарта «Евро-5».

«Я считаю, что в Сербии построена идеальная система контроля качества топлива и уплаты топливных акцизов, — подчеркнул заместитель генерального директора НИС по downstream Андрей Тучнин. — Абсолютно весь бензин и дизель, которые поступают на внутренний рынок, маркируются. Немаркированное топливо в продаже по законам Сербии страшное уголовное преступление. Здесь просто нет „самоваров“, потому что акцизы — это огромная статья бюджета страны и власти это понимают. А мы сегодня абсолютно рыночные, наше топливо соответствует требованиям не только Сербии, но и Евросоюза».

Учитывая, что конкурентная борьба на сербском рынке — честная, доминирующее положение НИС обусловлено исключительно экономическими факторами: наличием собственного НПЗ, выпускающего качественное топливо в объеме, перекрывающем потребности всей страны, эффективной сбытовой сети, работающей сразу в двух сегментах — массовом и премиальном. Но это совершенно не означает, что НИС может почивать на лаврах. «Расслабляться нельзя. Какая-нибудь проблема на нашем НПЗ, логистическая ошибка, неадекватное ценообразование — и по Дунаю, главной транспортной магистрали региона, может быстро прийти достаточно крупный объем импортного продукта, мы потеряем значительную долю рынка, а значит, усилия нескольких лет будут фактически обесценены, — пояснил руководитель блока „Сбыт“ НИС Алексей Черников. — Плюс к этому недалеко Адриатическое море, где есть нефтеперерабатывающие мощности, терминалы, которые принимают уже готовые нефтепродукты, топливо можно везти и по железной дороге, и автомобилями».

Экономия и экология

НИС — первая крупная автозаправочная сеть в стране, разместившая на своих АЗС посты заправки компримированным природным газом. Первая такая станция открылась в 2015 году в Нови-Саде. Сегодня компания располагает уже тремя такими объектами — последняя АЗС, в топливное предложение которой входит КПГ, в декабре 2018-го начала работу в Белграде.

Впрочем, терять какую бы то ни было долю НИС не собирается, более того, стратегическая цель компании — ее увеличение в опте до 80–82%, рост объема продаж с сегодняшних 3,2–3,3 млн тонн в год до 3,8 млн тонн (кстати, в 2009-м было порядка 2,5 млн тонн) и продолжение развития сети АЗС как в Сербии, так и за ее пределами.

Оптимизация и экспансия

Розничную сеть планируется развивать не количественно, а качественно — за счет ее оптимизации. Где-то станции будут реконструироваться, где-то вместо трех нерентабельных маленьких АЗС появится одна большая, аккумулирующая весь объем продаж и приносящая дополнительный доход за счет повышения качества сервиса, реализации более широкого ассортимента нетопливных товаров. Где-то АЗС NIS Petrol заменят станции под брендом Gazprom. «Рынок в Сербии неоднороден, — рассказал Андрей Тучнин. — Город, деревня, автотрассы — везде свои условия и требования. В маленьких городах ставить станцию Gazprom нет смысла, потому что люди туда ездят, только чтобы заправить машину. Газпромовские станции востребованы у транзитных путешественников, особенно из Западной Европы, которым нужен бренд. А еще туда приезжают люди, которым хочется чего-то более яркого. До смешного доходит: я сам видел, как в Боснии на станции Gazprom люди отмечали день рождения. Просто в округе нет ничего более качественного, современного, удобного. Так что решение разделить сетку было абсолютно правильным и уже доказало свою эффективность».

Сеть АЗС НИС в Сербии и странах региона

Несмотря на то что национальный рынок — главный стратегический фокус развития, НИС не собирается отказываться и от региональной экспансии. Стратегические целевые рынки — Босния, западная часть Румынии, частично Болгария. При невысоких затратах на логистику, увеличении объема переработки и выхода светлых после ввода на НПЗ Панчево установки замедленного коксования (УЗК) (см. материал на стр. 20) на этих направлениях НИС будет иметь определенное экономическое преимущество перед конкурентами. В Боснии и Румынии сеть будет расширяться уже в нынешнем году, а вот в Болгарии, где самое высокое в регионе количество АЗС — более 3 тыс., задача сложнее, и это направление станет следующим этапом развития зарубежной розницы НИС.

А вот сеть нефтебаз компания уже оптимизировала. Последний лишний склад нефтепродуктов закрыт в январе 2018 года. Нефтебазу, находившуюся в самом Белграде, то есть всего в паре десятков километров от НПЗ в Панчево, удалось обменять на дополнительные земельные участки в Белграде, которые будут использованы в том числе для развития розничной сети. Таким образом, сегодня НИС располагает четырьмя нефтебазами, полностью логистически закрывающими территорию страны.

Направления развития

Конечно, сбыт НИС — это не только сеть АЗС. Например, компания располагает единственной в Сербии битумной установкой. Базовый и модифицированный битум из Панчево продается не только в Сербии. Он двигается как по традиционным для компании экспортным направлениям — в Румынию, Болгарию, — так и по нестандартным маршрутам, например в Чехию, Польшу, Грецию. Впрочем, и национальный рынок становится все более привлекательным. Например, за счет строительства автобанов в Черногорию и Болгарию.

На топливе НИС строится и сербская система авиатопливообеспечения. Пока основная точка на карте полетов нефтяной компании — аэропорт Николы Теслы в Белграде, однако запуск УЗК позволит увеличить объем производства авиатоплива, а значит, значительно расширит возможности развития и в этом сегменте. Уже сегодня НИС поставляет авиакеросин в аэропорты Боснии, и работу на этом направлении планируется активизировать, ведь соседняя страна располагает сразу тремя воздушными гаванями: в Сараево, Баня-Луке и Тузле. Еще один очень привлекательный для организации поставок регион — Западная Румыния с аэропортами Тимишоара и Клуж. До панчевского НПЗ отсюда ближе, чем до любого из трех нефтеперерабатывающих заводов, расположенных на территории самой Румынии.

А вот бункеровка для бизнеса НИС скорее имиджевый проект — в силу отсутствия морей в периметре эффективных поставок из Панчево. Несмотря на это, компания — монополист на сербском рынке и имеет поставки порядка 2 тыс. тонн в месяц — именно столько потребляет речной транспорт. Впрочем, и здесь ситуация может несколько измениться после запуска УЗК. Потенциально новое низкосернистое судовое топливо может поставляться в румынский порт Констанцу, где работает «Газпромнефть Марин Бункер».

Очень смелые планы у сербского актива «Газпром нефти» на рынке электроэнергетики, пока гораздо менее конкурентном, чем топливный. И здесь НИС уже сделала очень хороший задел, запустив реализацию сразу двух крупных проектов: строительства современной теплоэлектроцентрали в Панчево и ветропарка в Пландиште.

«Производство и торговля электроэнергией — очень интересная тема, — отметил Андрей Тучнин. — Пока на рынок электроэнергии не пришли западные компании, мы можем стать крупнейшим независимым игроком региона. Уже сейчас мы активно работаем в качестве трейдера в Сербии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Хорватии. А после запуска ветропарка станем еще и производителем. Так что в электричестве точно будем развиваться и должны стать первым номером на этом рынке».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ