Сделано в «Газпром нефти» – Журнал «Сибирская нефть»

Сделано в «Газпром нефти»

Гуаровая камедь, цифровой склад, суперкомпьютер и безопасность дорожного движения — в «Газпром нефти» испытывают новые технологии


Фото: GETTY IMAGES, РИА «НОВОСТИ»

Волшебные бобы

Cyamopsis tetragonoloba, гороховое дерево, или, проще говоря, гуар, — это название обычно ассоциируется с продуктами питания. Будучи отличным природным загустителем, гуаровая камедь часто применяется как пищевая добавка. А вот утверждение, что плоды южного растения используются в добыче нефти, может вызывать недоумение. Впрочем, для нефтяника ничего удивительного в этом нет. Гуаровая камедь — один из основных компонентов в жидкостях для гидроразрыва пласта (ГРП).

ГРП — ключевая технологическая операция современной добычи — предполагает закачку в пласт под большим давлением специальной жидкости — так создаются трещины, по которым нефть свободно поступает в скважину. Чтобы трещины не смыкались, в них закачивают расклинивающий агент — проппант, в состав которого и входит гуаровая камедь. Ее роль тут, как и в случае с продуктами, — служить загустителем, придавать жидкости необходимую вязкость. Будучи органическим полимером, гуаровая камедь имеет важное преимущество — она гораздо дешевле, чем неорганические аналоги. В настоящее время гуар импортируется из-за рубежа, однако в «Газпром нефти» рассматривается возможность организовать отечественное производство этого химического вещества.

Тем временем специалисты НТЦ и «Газпромнефть-Хантоса» провели успешный ГРП с помощью альтернативы гуару — неорганического полимера полиакриламида. Как показали исследования, способность трещин проводить нефть при этом выросла на 60%, что может принести увеличение добычи нефти со скважины на 15%. К тому же оказалось, что остатки полиакриламида легче вымываются из пласта, чем гуар. После оптимизации технологии ее можно будет опробовать и на других активах компании.

Цифровой склад

Как мы обычно представляем себе образцовый гардероб? Все вещи помещаются внутрь и лежат на своих местах, их легко найти, до них просто дотянуться. Но даже дома достичь идеала не всегда удается. Что же делать, если речь идет про очень большой гардероб — склад промышленного оборудования и запчастей? Специалисты «Газпром нефти» решают проблему с помощью цифровых технологий, превращая обычный склад в умный.

Первый умный склад появился на Южно-Приобском месторождении, которое разрабатывает «Газпромнефть-Хантос». Это полностью автоматизированное пространство площадью свыше 2 тыс. квадратных метров с роботами-палетоперевозчиками и лифтовой системой хранения. Такие решения позволили оптимизировать площадь хранения на 40%. Вдвое выросла скорость доступа к нужному товару за счет автоматизации всех складских операций от приемки до выдачи. Почти к нулю свелись возможные ошибки при инвентаризации.

Для того чтобы такой склад был безопасным ,внедряются цифровые технологии HSE. Палетоперевозчик сам остановится, если на пути возникнет преграда, а лифтовая система не заработает в случае попадания стороннего предмета. За соблюдением правил HSE наблюдают с помощью машинного зрения. Программа оповестит о наличии у персонала допуска в нужные зоны, спецодежды и средств индивидуальной защиты.

Используется и технология дополненной реальности. С помощью 3D-очков оператор видит информацию, которая относится к тому или иному товару. Устройство интегрировано в систему учета движения материально-технических ресурсов и помогает сократить затраты времени при складских операциях и уменьшить бумажный документооборот.

Суперкомпьютер для супермоделей

Суперкомпьютер — это сверхвозможности для сверхсекретных организаций. Такова репутация мощнейших вычислительных машин, созданная мировым кинематографом. Однако сегодня суперкомпьютер уже не фантастика, а технологический инструмент, необходимый для любой инновационной компании.

Одним из таких совершенных инструментов вычислений обзавелась и «Газпром нефть». Кластер потребовался для создания цифровых двойников нефтяных месторождений. В ходе пилотного использования суперкомпьютер показал производительность на уровне не менее 16 триллионов флопс. Это главный критерий оценки быстродействия машины, который означает, что она может проводить 16 триллионов операций в секунду. Вычислительный кластер «Газпром нефти» по скорости передачи данных между узлами превосходит многие российские суперкомпьютеры и за счет распределенной системы вычислений способен обрабатывать свыше 100 гигабит в секунду. Каждая задача в таких вычислениях разбивается на несколько одновременных процессов, благодаря чему повышается скорость ее решения.

Внедрение ряда технологических новинок позволило получать более детальные и точные 3D-модели месторождений, чем произведенные на аналогичных системах даже с похожей производительностью. Все это дает преимущество специалистам компании в принятии инвестиционных решений, планировании инфраструктуры промыслов, оценке запасов и объемов добычи углеводородов. Специалисты НТЦ успешно применили возможности нового вычислительного кластера для подготовки дальнейшего освоения Вынгаяхинского и Шингинского месторождений в ЯНАО и Томской области. На следующем этапе суперкомпьютер поможет с работой на активах в Оренбургской области и на шельфе Сахалина, а также в арктических проектах «Газпром нефти».

Автоинспектор, который всегда с тобой

Безопасность дорожного движения — тема, которая никого не оставит равнодушным. Как заставить водителей быть внимательными, осторожными, никуда не спешить и элементарно выполнять правила дорожного движения? В «Газпром нефти» к решению проблемы решили подойти, вооружившись высокими технологиями, и внедрили систему мониторинга автотранспорта. Программа позволяет контролировать перемещение техники в реальном времени и помогает предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

Любопытно, что система умеет не только анализировать поступающие от установленных на автомобиль датчиков сигналы, но и сортировать их по отклонениям от норм, после чего диспетчерам отправляются соответствующие уведомления. Задача диспетчера — отреагировать на нарушение и предупредить водителя о последствиях. Система также накапливает базу событий и позволяет предоставлять эту информацию в форме отчета для дальнейшего анализа. Как планируют специалисты, скоро машина сама начнет предупреждать водителя о нарушении синтезированным автоматическим речевым модулем. Спорить с виртуальным контроллером будет абсолютно бесполезно.

Пилотный проект системы тестировался в компании в течение полутора лет. Участие в нем принимали предприятия, которые используют транспорт особой группы риска: бензовозы, нефтевозы, аэродромные топливозаправщики. Итогом внедрения инновационной системы стало повышение рейтинга безопасности вождения с 78 до 98%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ