Международный рекорд — Журнал «Сибирская нефть» — №159 (март 2019)

Международный рекорд

«Газпромнефть-Аэро» наращивает международный бизнес

Текст: Михаил Чепижко
Фото: Стоян Васев
Инфографика: Алексей Столяров

Оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» — «Газпромнефть-Аэро» — продолжает завоевание международных рынков, расширяя сеть аэропортов присутствия и привлекая иностранных клиентов. Это полностью вписывается в тенденцию роста активности авиакомпаний на зарубежных направлениях и стратегию компании до 2030 года

По итогам 2018 года «Газпромнефть-Аэро» сохранило лидерство на авиатопливном рынке России по объему розничной реализации, доля рынка составила 26%. Общий объем продаж авиатоплива компании в прошлом году превысил 3,6 млн тонн. Из них «в крыло» заправлено более 2,7 млн тонн, что на 11% превышает показатели 2017 года. Одним из основных драйверов роста розничной реализации в прошлом году стал международный авиатопливный бизнес «Газпром нефти» — заправки иностранных авиакомпаний в РФ, реализация топлива собственных ТЗК в Кыргызстане и Сербии и ресейлинг, то есть заправки своих клиентов в зарубежных аэропортах десятков стран сторонним ресурсом через местных партнеров. По сути, в 2018 году каждая четвертая тонна авиатоплива была реализована в формате международного бизнеса. За 7 лет объемы международного бизнеса выросли в 2 раза, с 327 тыс. тонн до 665 тыс. тонн, а суммарный объем за этот период составил почти 3,5 млн тонн. Этому способствовала ситуация на авиационном рынке и развитие стратегического партнерства «Газпромнефть-Аэро» с ключевыми игроками отрасли.

Взлет отрасли

По данным Росавиации, отечественный авиационный рынок в 2017 и 2018 годах показывает уверенный рост с темпом выше общемирового. В прошлом году пассажиропоток увеличился на 11% и составил свыше 116 млн перевезенных пассажиров. При этом почти 50 млн человек было обслужено на международных линиях. Стабильный курс рубля и окрепшая экономика повлияли на повышение спроса на зарубежные туры, в том числе с прямыми вылетами из регионов. Также иностранные авиакомпании расширили программу рейсов из российских аэропортов, что позволило усилить конкуренцию и сделать стоимость билетов доступнее.

«Газпромнефть-Аэро» отреагировало на растущий спрос иностранных авиаперевозок развитием своей международной программы. Внедрив передовые стандарты авиатопливообеспечения в десятках российских аэропортов, компания за счет сетевого эффекта смогла заинтересовать как российские, так и зарубежные авиакомпании. В прошлом году объем заправок «Газпромнефть-Аэро» вырос в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Кемерове, Омске, Томске, Красноярске, Анадыре и других городах.

Новые долгосрочные соглашения о заправках с Air China, Hong Kong Airlines и Air France KLM в аэропортах московского авиаузла и с Turkish Airlines в Воронеже и Бишкеке (Кыргызстан) компания заключила сразу на двухлетний период. Общий объем заправок по этим новым контрактам составил более 100 тыс. тонн авиатоплива. «Развитие партнерских отношений с крупнейшими перевозчиками мира в аэропортах России и за рубежом — одна из стратегических целей нашей компании — отметил заместитель генерального директора „Газпромнефть-Аэро“ по коммерческой работе Валерий Шитченко. — Мы стремимся заключать новые формульные соглашения, основанные на международных биржевых индикаторах, с лидерами авиарынка сразу на двухлетний период. Долгосрочные контракты позволяют авиакомпаниям уверенно планировать летную программу в аэропортах присутствия „Газпромнефть-Аэро“ с учетом гарантированного обеспечения авиатопливом по наивысшим стандартам IATA».

В международных аэропортах России компания выступала также в качестве оператора заправки авиакомпаний — клиентов иностранных поставщиков топлива, с которыми заключены соглашения о партнерстве. Эта формула сотрудничества позволяет получить дополнительный объем реализации и расширить пул клиентов.

Спортивный эффект

Летний сезон прошлого года, безусловно, прошел под влиянием чемпионата мира по футболу. Авиакомпании и аэропорты обслужили тысячи дополнительных пассажиров из десятков стран. Перед началом чемпионата на всех топливозаправочных комплексах «Газпромнефть-Аэро» в международных аэропортах прошли комплексные тактико-специальные учения по предупреждению и ликвидации нештатных ситуаций. Представители компании вошли в региональные межведомственные штабы по проведению ЧМ. Для заправки воздушных судов в аэропортах городов чемпионата мира были дополнительно задействованы аэродромные топливозаправщики и специалисты компании из Пскова, Твери, Рязани, Саратова и Челябинска.

Оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» обеспечил заправку регулярных, чартерных и литерных рейсов в 5 международных аэропортах городов, принимавших матчи ЧМ в России. За время турнира компания провела свыше 13 тысяч заправок воздушных судов в аэропортах Шереметьево (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Храброво (Калининград), Кольцово (Екатеринбург) и Саранск. Общий оvбъем заправок «Газпромнефть-Аэро» в этих аэропортах составил 140 тыс. тонн, среднесуточный расход топлива увеличился на 15%. Кроме того, «Газпромнефть-Аэро» отреагировало на растущий спрос полетов по зарубежным направлениям расширением своей международной программы.

Объем заправок по международным контрактам «Газпромнефть-Аэро»

Фокус на Азию

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), среднемировой прирост рынка авиаперевозок в 2018 году составил 6,1%. При этом каждый третий пассажир в мире летает в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Азия занимает 32% мирового пассажирооборота. Для сравнения: доля Европы в прошлом году составила 25%, а Северной Америки — 23%.

Применение высшего уровня сервиса и качества авиатопливных операций позволило «Газпромнефть-Аэро» расширить географию сбытовой сети в 2018 году до 260 аэропортов (+11 аэропортов по сравнению с 2017 годом) в 66 странах. Общий объем зарубежных заправок компании увеличился на 15%, составив 246 тыс. тонн авиатоплива.

В прошлом году заметно увеличился рост розничной реализации в Сербии, Египте и ОАЭ. Компания впервые начала заправки в Малайзии и Гамбии, а также существенно расширила собственную сбытовую сеть в Китае. При этом наибольшую динамику роста показало азиатское направление. Доля стран АТР в общем объеме зарубежных продаж 2018 года составила 74%.

За счет развития партнерства с ведущими поставщиками авиатоплива на местных рынках компания предоставляет перевозчикам полный пакет авиатопливных услуг: возможность организации надежных заправок в аэропортах десятков стран по единому договору, проведение платежей за услуги за рубежом в национальной валюте, оптимизация документооборота за счет использования международных электронных стандартов обмена данными.

Крупнейшим партнером «Газпромнефть-Аэро» в азиатском регионе становится китайский национальный поставщик авиационного топлива — China National Aviation Fuel Group Corporation (CNAF). «Газпромнефть-Аэро» уже осуществляет заправку самолетов российских и иностранных авиакомпаний «в крыло» в 24 крупнейших аэропортах Китая. В прошлом году компания на 70% увеличила объем реализации авиатоплива в КНР через инфраструктуру CNAF до более чем 21 тыс. тонн. В августе 2018 года «Газпромнефть-Аэро» и CNAF подписали меморандум, предполагающий возможность совместной реализации новых проектов в странах СНГ и Центральной Азии и разработки передовых цифровых решений в области авиатопливообеспечения. Соглашение было достигнуто в рамках рабочей поездки делегации CNAF в Россию.

Владимир Егоров
Владимир Егоров,
генеральный директор
«Газпромнефть-Аэро»:

В прошедшем году мы обновили долгосрочную стратегию бизнеса до 2030 года. Наша цель — войти в десятку крупнейших международных авиатопливных операторов, удвоив объем розничных продаж, в том числе в 5 раз увеличить заправки за рубежом. Рынок авиаперевозок в России в 2018 году демонстрировал уверенный рост, что создает хорошие перспективы для стабильного увеличения объемов потребления авиационного топлива. Внедрение передовых систем управления и онлайн-учета движения нефтепродуктов на всех логистических этапах — от приема в резервуары ТЗК до заправки «в крыло» — позволяет нам повысить операционную эффективность бизнеса и обеспечить конкурентоспособность компании на международном рынке.

«„Газпромнефть-Аэро“ видит большой потенциал в рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китая, за счет роста туристического потока между нашими странами. Благодаря сотрудничеству с CNAF мы сформировали в КНР крупнейшую зарубежную сеть собственных заправок. В перспективе мы рассчитываем на расширение нашего сотрудничества по заправкам в аэропортах Китая и других странах АТР, увеличение объема и географии заправок китайских авиакомпаний в России. Мы рассчитываем по итогам 2019 года удвоить объем реализации в Китае», — подчеркнул начальник управления продаж за рубежом «Газпромнефть-Аэро» Дмитрий Корпачев.

В расширении сбытовой сети и пула иностранных клиентов «Газпромнефть-Аэро» видит основной путь не только к росту масштабов бизнеса, но и к повышению его эффективности за счет внедрения передовых технологий и прямой конкуренции с глобальными игроками отрасли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ