Заправки для господ автомобилистов — Журнал «Сибирская нефть» — №159 (март 2019)

Заправки для господ автомобилистов

Текст: Александр Матвейчук
Фото: ТАСС

Династия Нобель сыграла большую роль в развитии российской промышленности в конце XIX — начале ХХ века. Ее представители стали новаторами во многих ключевых секторах нефтяного дела. Среди достижений «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» было и создание отечественного бензинового производства, а также организация первой в России сети автозаправочных станций

От петролеумного спирта к бензину

В начальный период развития кубового процесса нефтепереработки с использованием дефлегматоров Дефлегматор — устройство для конденсации паров жидкостей при ректификации или перегонке. получаемую легкую фракцию сначала называли «петролеумный спирт». Его применение в промышленности и быту было ограниченным — в основном в качестве растворителя масляных красок. Хотя легкая воспламеняемость этого нефтепродукта и его способность улетучиваться из открытых сосудов затрудняли широкое применение в отделочных работах. В 1872 году на Политехнической выставке в Москве компания Siemens & Halske в своей экспозиции среди номенклатуры нефтепродуктов демонстрировала «отделенный бензин» (удельный вес 0,716) и «сырой бензин» (удельный вес 0,725) с указанием на их «необычайные» растворяющие свойства для выведения жирных пятен с изделий из ткани и кожи. С того времени название нефтепродукта «бензин» стало широко использоваться в отечественной экономической и технической литературе, поскольку расширилось и его применение, в том числе для растворения каучука при производстве непромокаемых тканей, в деле очистки от типографской краски наборов шрифта и др.

Первый автомобиль появился в Петербурге в 1895 году. Это был немецкий Motorwagen

Пионером российской бензиновой промышленности стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». В 1891 году в Баку было создано первое в России специализированное производство для получения этого нефтепродукта. Вначале бензиновое перегонное отделение включало в себя два перегонных куба емкостью по 1500 пудов каждый и колонны с дефлегматорами системы Саваля. В качестве сырья использовалась газолиновая фракция, отделяемая при производстве керосинового дистиллята, которая в перегонных кубах подвергалась перегонке уже под перегретым паром. И далее из полученных погонов в колонне с дефлегматорами отбирались бензиновые фракции, сортируемые по удельному весу и направляемые в очистные устройства — мешалки. В связи с низким спросом годовой выпуск бензина был невелик и в течение последующих 15 лет сохранялся на уровне около 200 пудов. Неудивительно, что 17 июня 1899 года газета «Нефтяное дело» поместила заметку «Бензин будущего», где в том числе было сказано: «Хотя Россия — производительница бензина, но этот продукт за границей использован, кажется, лучше, чем в России».

«Автомобилисты в критическом положении»

Действительно, в конце XIX века автомобильный парк в России насчитывал всего несколько десятков легковых автомобилей. Первый автомобиль в Санкт-Петербурге появился только в 1895 году. Однако с началом ХХ века количество автомобилей стало расти, и возникла проблема доступности моторного топлива. В те годы бензин и моторные масла можно было купить только в аптеках крупных городов. Использовать стеклянные аптекарские бутыли с бензином было неудобно. Кроме того, периодически в дело продажи горючего вмешивались власти. Журнал «Автомобиль» 11 июля 1902 года в разделе «Хроника» писал: «...Автомобилисты в критическом положении. Не так давно вышло запрещение аптекарским магазинам торговать бензином, что было вызвано несколькими взрывами бензина во время пожаров в городе. Вследствие этого получается, что бензин можно получать или в количестве не менее 5 пудов в складах Нобеля, или по аптекарской таксе в аптеках».

Эммануил Нобель в своем кабинете. Санкт-Петербург, 1909 год

Дальнейший рост парка автомобильного транспорта закономерно вызвал большую потребность в моторном топливе. С 1903 года «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» провело модернизацию своего бензинового завода. Было добавлено 8 перегонных кубов емкостью 300 пудов каждый, смонтировано 7 колонн с дефлегматорами, сооружен новый натриевый отстойник, построен более совершенный подогреватель пара из двух цилиндрических кубов. Были увеличены объемы резервуарного парка бензинового завода. Только для очищенного (товарного) бензина объем резервуаров составил 28 тыс. пудов. Мощность завода была доведена до суточной переработки 14 тыс. пудов дистиллята и выпуска 2 тыс. 800 пудов очищенного (товарного) бензина.

Акция «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель»

Однако ситуация не улучшалась. В мае 1908 года издание «Нефтяное дело» сообщало: «Бензиновое дело находится по-прежнему в крайне ненормальном положении. Несмотря на громадное обилие сырья, здесь действует только один бензино-ратификационный завод производительностью в 2 тыс. пудов ежесуточно». В свою очередь, газета «Раннее утро» в августе того же года писала: «Ввиду развития автомобильного движения в Москве в этом году наблюдается усиленный спрос на бензин, покупателем которого в предыдущие годы являлись главным образом аптекарские магазины. Сообразно удельному весу и цены на бензин стоят разные, а именно: от 2 р. 50 к. до 4 р. 75 к. за пуд. Цены на бензин, во всяком случае, не повысились: бензин продается в Москве по прошлогодней расценке».

Если в 1901 году в страну было завезено всего 40 автомобилей иностранного производства, то в 1903 году — уже 60, а в 1906-м — 241. Затем и российские предприниматели начинают создавать отечественное автомобильное производство, где пионером выступил Русско-Балтийский вагонный завод. В 1910 году в России насчитывалось уже 3539 автомобилей. Из них 902 — в Санкт-Петербурге и 518 — в Москве. Образование в Военном министерстве Воздухоплавательной части Генерального штаба положило начало созданию российского военно-воздушного флота, ставшего также потребителем моторного топлива.

Торгово-промышленная газета в августе 1911 года писала: «Развитие автомобильного дела выдвинуло потребность обеспечить промышленность запасами легкого бензина надлежащего качества. С развитием воздухоплавания эта потребность сделается еще ощутительнее. Для последней цели потребуется бензин специального качества и весьма низкого удельного веса».

Вскоре производство моторного топлива было организовано на нефтеперегонных заводах Северного Кавказа. Пионером в грозненском бензиновом деле выступило общество грозненского нефтяного производства «И. А. Ахвердов и Ко», на нефтеперегонном заводе которого часть товарного автомобильного бензина получалась с первой гонки легкой нефти, а часть — вторичной перегонкой газолина удельного веса 0,770. Здесь же перед Первой мировой войной было организовано производство высококачественного авиационного бензина с удельным весом 0,690. Тогда же российский автомобильный бензин из Грозного начали экспортировать в Лондон.

Реклама бензина и смазочных материалов компании Нобелей

Что касается «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», то оно было ориентировано в основном на российский рынок бензина. Среди его постоянных клиентов было Военное ведомство, где в предвоенный период числилось 263 самолета, 259 легковых и 418 грузовых автомобилей, а также 191 мотоцикл. В 1913 году на Всероссийской выставке в Киеве в экспозиции товарищества среди обширной линейки нефтепродуктов экспонировалось три вида бензина: 1-й сорт (уд. в. 0,700), «специальный» (уд. в. 0,720) и 2-й сорт (уд. в. 0,725).

Автопробегом — по дефициту топлива

В мае 1903 года ввиду явно обозначившихся перспектив роста автомобильного парка в стране было основано Российское автомобильное общество. Согласно уставу, его основной задачей было «всеми средствами способствовать развитию автомобильного дела в России». Под свое покровительство его принял великий князь Михаил Александрович, младший брат императора Николая II. В июне 1907 года общество провело в Санкт-Петербурге первую в России международную автомобильную выставку, а также организовало первый автопробег Москва — Санкт-Петербург на Императорский приз.

Представители династии Нобель сами достаточно быстро вошли в ряды автомобилистов. К 1911 году «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» владело внушительным автомобильным парком в Санкт-Петербурге, Москве и Баку и для перевозки нефтепродуктов использовало грузовики иностранного производства Gaggenau и Commer. Действительными членами Российского автомобильного общества были Эммануил (1859–1932), Рольф (1882–1947), Густав (1885–1955) и Людвиг (мл.) (1874–1935) Нобели. Последний был казначеем общества, а также активно работал в составе двух его комиссий: технической и автомобильного туризма.

Нобелевское нефтяное производство в Баку

Дальнейшее распространение автопробегов, проводимых под эгидой Российского автомобильного общества, остро поставило вопрос об обеспечении их участников моторным топливом и смазочными маслами в отдаленных от столицы районах. И в 1911 году обществом был заключен договор с «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель», решивший эту проблему. По этому поводу газета «Новое время» 10 августа 1911 года сообщила: «С целью облегчения автомобильного туризма по России Императорское Российское автомобильное общество организовывает по главнейшим русским маршрутам ряд особых бензиновых станций. Пока эти станции будут на расстоянии 200 верст одна от другой. Бензиновые станции устраиваются при уже существующих, а также по требованию общества специально устраиваемых складах и отделениях фирмы бр. Нобель, с которой общество заключило специальный договор, между прочим нормирующий цены бензина и масла на всех бензиновых станциях России. Бензиновые станции будут не только служить складами бензина и масла, но и карбид-кальция, а по возможности и пневматических шин, инструментов и проч.».

Согласно заключенному договору, «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» обязалось держать «для нужд господ членов автомобильных обществ» достаточные запасы бензина и смазочного масла и выдавать их по заранее фиксированным ценам. Запасы моторного топлива создавались за счет участников автопробегов. Список пунктов, на которых они находились, сообщался заблаговременно перед состязаниями. В тех местах, где складов товарищества не было, моторное топливо отпускалось через агентов, крупнейшим из которых был торговый дом «Метеор».

Все пункты выдачи нобелевского бензина и масел в России получили название «бензиновые станции». Первоначально число их было невелико, и располагались они преимущественно в юго-западном от Санкт-Петербурга и Москвы направлении. Затем их число с каждым годом возрастало.

Главные склады нефтепродуктов «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» находились к западу от линии, проведенной по карте от Санкт-Петербурга по железной дороге до Рыбинска, по реке Волге до Царицына, а затем по реке Дон до Ростова-на-Дону. Рыбинск, Нижний Новгород, Саратов, Царицын и Ростов-на-Дону были крупными центрами перевалки, игравшими ключевую роль в оптовой торговле нобелевскими нефтепродуктами.

Создавая сеть

Для определения цены бензина и масел станции делились на три категории. К первой принадлежали склады товарищества в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, Москва, Рига, Вильна, Варшава, Киев, Одесса, Харьков и Ростов-на-Дону. Ко второй категории относились все остальные станции на нобелевских складах, а третья категория присваивалась бензиновым станциям в таких «городах и местечках», где у товарищества не имелось собственных складов, но где по ходатайству ИРАО или союзного автомобильного клуба товарищество поручало продажу бензина одному из местных торговцев. Чем ниже категория, тем выше назначалась цена топлива и масел. Цены на бензин и смазочные материалы определялись на каждые шесть месяцев вперед, с апреля до сентября включительно (так называемый летний сезон) и с октября до марта (зимний сезон).

В компании Нобелей внимательно следили за качеством горючих и смазочных материалов на бензиновых станциях. По этой причине химическая лаборатория товарищества в Санкт-Петербурге бесплатно принимала на анализ бензин и масла от членов автомобильных клубов. Во избежание махинаций с топливом на станциях третьей категории, то есть на агентских заправках, бензин хранился только в крепких железных пудовых бидонах, запечатанных пломбой товарищества, причем за посуду покупатель платил дополнительно.

Бензин в такой таре можно было получить и на станциях первой и второй категории, однако на них можно было заправиться из наземных цистерн или бензиновых колонок с подземными резервуарами. Неповрежденные бидоны возвращались за свою себестоимость или половину стоимости, если приобретались у агентов.

Запасы смазочных материалов (автомобильное масло М и Т, то есть моторное и трансмиссионное, и мазь для коробок скоростей «Солидол») хранились на станциях в пятифунтовых жестянках, которые обратно уже не принимались. На станциях можно было приобрести и специальную брошюру по смазке автомобилей, выпущенную товариществом Нобелей.

При остановках в населенных пунктах вблизи бензиновых станций члены общества могли за дополнительную плату заказать по телефону топливо и масла для доставки по указанному адресу или заблаговременно передать заказ по почте или телеграфу. Нефтепродукты отпускались со складов в будни от восхода до захода солнца. В праздники бензин и масла могли быть заготовлены и доставлены только при получении заказа заблаговременно — не позже как за один день до отпуска продукта. На дорогах вблизи городов и других местечек, где имелись нобелевские бензиновые станции, товарищество размещало на окрашенных деревянных столбах свои рекламные плакаты на русском и на иностранных языках.

Производственная корпорация Нобелей. Баку, 1903 год

При проезде через те населенные пункты, в которых не имелось гаражей для автомобилей, члены автомобильных обществ имели право безвозмездно оставить свою машину на одну ночь на складе Нобелей. Заведующие станциями должны были быть достаточно осведомлены, чтобы при необходимости информировать проезжих автомобилистов о расстоянии до следующей станции по его пути, сообщать клиентам о состоянии дорог и прочие полезные сведения.

Во время пробега Санкт-Петербург — Севастополь на Императорский приз в сентябре 1911 года впервые для участников соревнований были заготовлены специальные квитанционные книжки, которые продавались состязавшимся до начала пробега. В пути расплата за полученный бензин производилась талонами, вырванными из этих книжек, что значительно упрощало расчет. В вышеупомянутом пробеге приняло участие 54 машины, было израсходовано почти 20,5 тонны бензина, за реализацию которого «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» получило около 6500 рублей.

В течение 1912 года сеть нобелевских бензиновых станций в стране была значительно расширена, и Российским автомобильным обществом для удобства автомобилистов была выпущена особая брошюра с подробным списком пунктов заправки.

К концу 1913 года по всей Российской империи к услугам автолюбителей было уже 434 автозаправочные станции, снабжаемые в основном бензином производства «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель». Реклама нобелевского автомобильного бензина и смазочных масел неизменно присутствовала во многих российских журналах и газетах. Всего на внутреннем рынке страны в тот год товариществом было реализовано 2 млн 196 тыс. пудов моторного топлива.

В июне 1918 года, после принятия советским правительством декрета о национализации нефтяной промышленности, нефтяная империя Нобелей прекратила существование, однако ценный опыт в розничной реализации моторного топлива и смазочных масел был полностью заимствован в Советской России в начале 20-х годов ХХ века при создании Всероссийского торгового нефтяного синдиката ВСНХ РСФСР.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ