Цифровое топливо — Журнал «Сибирская нефть» — №161 (май 2019)

Цифровое топливо

Текст: Евгений Фурсов
Фото: Денис Денисов, Дмитрий Чистопрудов
Инфографика: Алексей Столяров

Крупнейшие мировые компании доказали: современный бизнес строится не на продукте, а на сервисе вокруг этого продукта. Эту тенденцию отлично понимают и принимают в «Газпром нефти»: сбытовой бизнес компании сегодня — это не просто продажа топлива, а несколько онлайн-экосистем, которые постоянно развиваются и совершенствуются. О том, как обычное топливо постепенно становится цифровым и что могут получить от этого все игроки рынка, — в материале «Сибирской нефти»

Мобильный вместо кошелька

Вспомните, когда последний раз при посещении АЗС вы оплачивали наличными заправку автомобиля? А когда пересчитывали сдачу после совершения привычной и регулярной покупки в крупном супермаркете? Действительно, банковские карты давно и уверенно вытеснили из наших кошельков наличные купюры. Нет, место привычным бонам осталось, но чаще мы используем их в исключительных случаях — либо в торговой точке нет терминала для безналичной оплаты, либо из-за технического сбоя невозможно осуществить транзакцию.

Электронные деньги — это быстро, удобно и безопасно. Тренд на мобильную коммерцию набирает обороты. Не зря правительства ряда европейских стран призывают полностью отказаться от наличных и перейти к безналичным расчетам в евро или национальных валютах. Больше всех в этом вопросе преуспела Швеция, где инициатива крупнейших банков была поддержана как руководством страны, так и ее жителями. Сейчас доля наличных в этой скандинавской стране не превышает и процента. Фактически Швеция, которая и предложила бумажные деньги в XVII веке, первой сделала столь революционный шаг в переходе к цифровой экономике.

Россия в этом вопросе также не только не отстает, но и находится в числе лидеров по внедрению систем электронной оплаты. Так, по аналитике Apple Inc, наша страна входит в топ-10 стран, где популярна система мобильных платежей. Граждане уже успели оценить преимущества онлайн-оплаты такси, доставки еды и покупки различных товаров. Запуск аналогичного сервиса для мгновенной оплаты заправки на АЗС оставался лишь делом времени. Первое такое приложение появилось на рынке в конце 2017 года, а уже к сентябрю 2018-го к нему присоединилось более 4 тыс. АЗС.

«Газпром нефть» первой среди вертикально интегрированных компаний запустила собственное приложение для оплаты покупки топлива, — приложение «АЗС.GO» вышло на рынок в конце прошлого года. За полгода после релиза «АЗС.GO» юзабилити приложения протестировали десятки тысяч автомобилистов. Главное удобство — отсутствие необходимости идти на кассу для оплаты в два раза экономит время клиента при заправке. Автолюбитель самостоятельно посредством приложения выбирает локацию АЗС, номер топливо-раздаточной колонки, а также необходимый объем топлива. Есть функция формирования онлайн-заказа на определенную сумму. После списания средств с привязанной карты или Apple Pay начинается заправка.

В приложении «АЗС.GO» предусмотрена функция поиска заправки по местоположению и ценам на бензин и дизельное топливо. Мобильное приложение поддерживается на более чем 550 АЗС в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Омске, Псковской, Новгородской и Тверской областях. До конца 2019 года онлайн-оплата заправки будет доступна на всей сети АЗС «Газпромнефть» в России. Кроме того, при оплате через мобильное приложение «АЗС.GO» автолюбитель может рассчитывать не только на повышенные бонусы по программе лояльности «Нам по пути», но и кешбэк до 10%. Первая подобная коллаборация сети «Газпромнефть» и платежной системы «Мир» на платформе «АЗС.GO» позволяет в рамках клиентской акции возвращать до 10% от стоимости покупки обратно на банковскую карту.

Приложение — продукт работы agile-команды «Газпром нефти», организованной в рамках цифровой трансформации компании. Задача команды — оперативно реагировать на запросы рынка, предлагая клиенту новые продукты и постоянно развивая их. Востребованность же приложения у автомобилистов легко продемонстрировать в цифрах: через «АЗС.GO» сеть АЗС «Газпромнефть» уже прокачала 1 млн тонн топлива.

Маркетплейс для автолюбителей

В ближайшей перспективе функционал «АЗС.GO» будет интегрирован и в основное мобильное приложение сети — «Сеть АЗС «Газпромнефть», — которое развивается как единая платформа для автомобилиста. В приложении уже реализован своеобразный цифровой маркетплейс. Помимо расширенных функций личного кабинета участника программы лояльности «Нам по пути» в приложение интегрирован раздел с сервисными услугами. Теперь клиент может одновременно в одном месте приобрести полисы ОСАГО или каско, записаться онлайн на техосмотр, в автосервис или на автомойку. При этом в части автосервиса работает принцип биржи: пользователь размещает заказ на ремонт, после чего приходят предложения от автосервисов с указанием цены услуг. О популярности раздела «Сервисы» говорят цифры: его ежемесячная аудитория составляет свыше 160 тыс. пользователей!

Цифровая АЗС

В свежих релизах мобильного приложения стоит ожидать и вовсе неожиданное и революционное решение для нетопливного ретейла на АЗС. Новая функция позволит автолюбителю самостоятельно выбирать рецептуру кофе, регулируя крепость напитка и состав ингредиентов. При следующем посещении Drive Café на АЗС кофемашина приготовит для клиента напиток с уникальной для него рецептурой, просканировав QR-код в приложении. Само собой, оплата за такой кофе пройдет также через приложение. Запуск новой функции на всех кофемашинах сети запланирован на 1 июня.

Приложение «Сеть АЗС «Газпромнефть» также характерный пример успешной работы agile-команды. После запуска в 2016 году приложение многократно модернизировалось, и каждый новый релиз способствовал кратному увеличению числа пользователей. К концу 2018 года было зафиксировано 2 млн скачиваний мобильного приложения сети АЗС «Газпромнефть», а число активных пользователей превысило 600 тыс. человек.

Приложение «Сеть АЗС «Газпромнефть» — это своеобразный цифровой маркетплейс, в котором владелец авто может получить целый ряд сервисов — от записи на ТО до покупки ОСАГО

Цифровой курс

Если массовый сегмент автолюбителей последние несколько лет обеспечен разнообразием мобильных приложений от топливных операторов и независимых агрегаторов, то профессиональные водители и транспортные компании довольствовались исключительно сервисом «Личный кабинет», функционал которого ограничивался электронным документооборотом между заправщиком и клиентом.

«Газпром нефть» предлагает пересмотреть подход к заправке коммерческого транспорта с помощью пилотного проекта «Курс». Цифровое кросс-платформенное решение объединит участников корпоративного рынка — АЗС и транспортно-логистические компании. С одной стороны, в приложении в режиме реального времени обновляется информация по актуальным ценам и наличию топлива на АЗС, подключенных к сервису. С другой стороны — менеджер автопарка или водитель указывают маршрут, вид необходимого нефтепродукта, объем топливного бака. Система самостоятельно, в зависимости от текущих цен на станциях, рассчитывает маршрут с оптимальным количеством сервисных остановок и необходимым объемом заправки топливом на каждой из АЗС. В результате топливная экономия на всем маршруте следования может составить несколько процентов, что довольно существенно для транспортных компаний. Кроме того, подобный подход выгоден и АЗС, и топливным поставщикам. Первые могут существенно нарастить среднесуточную прокачку, вторые — эффективнее планировать необходимые для поставки объемы нефтепродуктов.

Также в сервисе будет реализована функция моментального пополнения корпоративного счета. Менеджер автопарка в режиме 24/7 может контролировать баланс по договору и в случае необходимости оперативно пополнять его с помощью банковской карты, не прибегая к услугам банка. Такой подход кратно сокращает время оплаты услуг со стороны клиента с недели до получаса.

В пилоте продукта участвовала транспортная компания Dentro: в течение месяца два автомобиля заправлялись на рекомендованных «Курсом» АЗС, два других пользовались привычными маршрутами и заправками. Экономия на топливе в результате использования цифровой платформы составила 1,1%. Это означает, что для компании с автопарком в 1000 единиц общая сумма экономии, по самым скромным оценкам, может достичь 30 млн рублей в год.

Характерно, что «Курс» — это не корпоративное приложение компании. «Газпром нефть» здесь выступает лишь в качестве владельца платформы, предлагая рынку решение, интересное для всех игроков.

Электронная биржа

Претерпели цифровую трансформацию и мелкооптовые продажи «Газпром нефти». В октябре 2018 года было представлено новое решение продажи нефтепродуктов онлайн. Принципиально новый подход уменьшает число операций и значительно ускоряет процесс сделки: после подтверждения заказа договор визируется с помощью цифровой подписи в онлайн-режиме, а топливо отгружается в течение 24 часов с момента оформления заявки по фиксированной цене. Для сравнения: стандартная процедура закупки нефтепродуктов у топливных операторов занимает несколько дней.

В случае необходимости оптовый клиент может воспользоваться дополнительной услугой — доставкой топлива бензовозами «Газпром нефти». Процесс транспортировки нефтепродуктов также получил цифровой контроль, обеспечивающий безопасность и качество перевозок автомобильным транспортом. Для этого бензовозы компании оборудуются цифровыми датчиками, которые в режиме реального времени собирают и передают в диспетчерскую службу до 20 параметров движения техники, в том числе текущее местоположение, скоростной режим, сохранность электронных пломб на отсеках с нефтепродуктами. Все эти меры гарантируют клиенту сохранность качества приобретенного им топлива.

Электронная торговая площадка (ЭТП) — пример решения, которое в корне меняет бизнес-процессы как у поставщиков, так и у клиентов, при этом существенно ускоряя процесс получения товара. Опрос мелкооптовых клиентов показал, что более 40% из них готовы покупать топливо онлайн. Для «Газпром нефти» это означает дополнительные возможности для развития мелкооптового бизнеса. В перспективе ЭТП может стать полноценной электронной биржей, открытой для всех участников рынка.

Цифровая АЗС

Конечно же, цифровые сервисы для физических и юридических лиц не могут существовать в отрыве от IT-платформы АЗС. В настоящий момент подобный сервис апробируется для последующего внедрения на всех АЗС собственной сети и партнеров. Решение позволяет контролировать и управлять процессами как на сервисных, так и на автоматических АЗС.

Управляющий станцией в режиме реального времени посредством планшета может контролировать остатки топлива и заказывать необходимые объемы нефтепродуктов. То же касается и сопутствующих товаров — поставщики получают онлайн-заявки по определенным видам товаров, дате и месте доставки.

Также оцифровка процессов АЗС затронет и другой функционал управляющего станцией — организацию графика работы персонала, контроль за работой оборудования, мониторинг платежей и пр.

Описанные цифровые решения легли в основу проекта, который способен реанимировать рыночный сегмент независимых АЗС. Сегодня многие из них испытывают экономические сложности, связанные с низкой маржинальностью и невысоким объемом прокачки. «Газпром нефть» предлагает небольшим независимым сетям диверсифицировать привычную модель управления станциями. В рамках проекта по развитию сети партнерских АЗС «ОПТИ» независимым участникам розничного рынка предлагается войти в общую цифровую экосистему.

Предлагаемая бизнес-модель базируется на современной IT-платформе, отслеживающей в режиме реального времени основные показатели бизнеса, в том числе качество и количество топлива. Как и в приложении для сети АЗС «Газпромнефть», в адаптированном для партнеров цифровом сервисе можно контролировать работу всей станции. Принципиально новым решением стала возможность видеть ценовые параметры АЗС-соседей и при необходимости варьировать стоимость топлива на собственной станции. В конечном итоге тонкие настройки бизнеса с учетом конкурентного окружения, транспортной доступности и уровня прокачки позволят повысить эффективность каждой конкретной АЗС. Сейчас в подобной модели действует порядка 30 станций. В перспективе сеть партнерских АЗС будет увеличена до нескольких сотен.

Александр Крылов
Александр Крылов,
директор по региональным продажам «Газпром нефти»:

Технологии меняют консервативные рынки и позволяют создавать новые открытые бизнес-модели. Цифровые решения, которые мы сегодня внедряем, основаны на более глубоком, чем когда-либо, проникновении в мир клиента, на анализе собираемых данных о потребительском поведении. Мы выбрали для себя путь — развитие онлайн-экосистем, которые возникают вокруг нашего главного офлайн-продукта — топлива. И эффективность здесь нужно мерить не показателями EBITDA, а количеством привлеченных в экосистему участников. Ведь именно этим и определяется ее настоящая и будущая ценность для всех участников рынка.

Развитие цифровых сервисов позволит нам не просто выйти на высокую эффективность и возможности дополнительного дохода, но и на прорывную для нашей отрасли вершину — реальное управление спросом в онлайн-режиме!

Конечно же, представленные проекты еще необходимо донастраивать, но уже понятно, что все они являются неотъемлемыми составными частями формирующегося контура цифровой платформы сбытового блока, цифровой экосистемы всей товаропроводящей сети, в которой автоматизация позволяет повысить эффективность бизнеса, а управление данными о клиенте — реагировать на изменения спроса в онлайн-режиме.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ