Мастерская креативного бизнеса — Журнал «Сибирская нефть» — №165 (октябрь 2019)

Мастерская креативного бизнеса

Текст: Валерия Славина
Фото: «Мастера России»

Уютная кофейня с местным колоритом и комфортный хостел, бар здорового питания и столярная мастерская, натуральная косметика и шоурум локальных дизайнеров — сегодня начинающие предприниматели создают самобытные, нестандартные проекты. «Родные города» совместно с фондом «Креативные практики» поддерживают тех, кто предлагает инновационные для российского бизнеса идеи и форматы. Знакомимся с «Мастерами России»

Школа начинающих предпринимателей

Фонд «Креативные практики» и программа «Родные города» посвятили несколько лет изучению и развитию инновационных проектов в сибирских регионах: серии исследований, форумов и образовательных интенсивов. Итогом этой работы стал запуск онлайн-платформы «Мастера Сибири» в 2017 году. Она объединила наиболее яркие и интересные идеи, привлекая внимание к местным производителям и брендам. Инициативу высоко оценили региональные и федеральные эксперты, и уже через год практику тиражировали на всероссийский уровень. Так появились «Мастера России».

Креативные пространства объединяют предпринимателей новой формации

В отличие от консультантов, которые берут десятки тысяч рублей за мотивирующие речи, онлайн-платформа «Мастера России» предлагает практические курсы и стажировки бесплатно. Ее основа — образовательное онлайн-медиа Mastera.Academy, ориентированное на тех, кто хочет начать свое дело. Успешные креативные предприниматели делятся опытом с новичками и дают пошаговые инструкции. На курсах «Мастеров» можно узнать, как открыть свою цветочную студию, запустить бренд косметики или одежды, открыть собственный книжный магазин, мебельную мастерскую или креативный кластер.

Ремесленничество — актуальный тренд больших городов

«Мастера России» учат создавать собственный бренд с нуля

Самые активные слушатели получают возможность отправиться на стажировки в российские и зарубежные компании: студенты «Мастеров» уже побывали в Санкт-Петербурге и Москве, Берлине, Будапеште и Хельсинки. При этом сами начинающие бизнесмены говорят, что им особенно интересен опыт коллег из России и они хотели бы больше учиться именно у них.

Креативные индустрии

Проекты студентов «Мастеров России» не просто предлагают необычные услуги или товары. Они объединяют вокруг себя заинтересованных и энергичных людей и становятся базой для новой экономики. Одна из ее отличительных черт — образование креативных индустрий. Этот термин существует несколько десятков лет, но его определение до сих пор размыто. Как правило, сюда относят сферы искусства и культуры, урбанистики, медиа, дизайна и цифровых технологий. Их объединяет ключевая роль интеллектуальной собственности, творческого потенциала и таланта человека.

«Мастера России» доказывают, что креативные индустрии существуют не только в Москве и Петербурге — они появляются по всей стране и становятся драйверами развития регионов.

Денис Щукин
Денис Щукин,
директор фонда «Креативные практики»:

Молодой российский бизнес отличается в первую очередь самим предпринимательским подходом. Его делают люди, заинтересованные не только в получении прибыли, но и в формировании сообщества единомышленников, развитии культуры, создании чего-то нового, — в этом и есть основное отличие от предыдущих поколений. Все больше бизнесменов считают, что качество и собственное имя дороже взрывного роста. Молодые предприниматели не боятся пробовать: многие из них однажды бросили работу и начали делать свой бизнес. При этом они довольно легко справляются с неудачами, даже фатальными для проекта: им близок подход «не получилось одно, попробую другое».

Вещи от локальных дизайнеров становятся воплощением индивидуальности

Яркий образец успешного воплощения креативной идеи, без сомнения позитивно повлиявшей на жизнь города, — проект «Камергерский переулок» в Омске. Небольшой участок в центре города, который никому не был интересен, превратился в культовое место. Не в последнюю очередь благодаря молодому предпринимателю, владельцу сети кофеен Skuratov Coffee Виктору Скуратову. Сегодня в Камергерском проходят выставки, открытые лекции, воркшопы, акустические концерты, маркеты локальных дизайнеров. Здесь расположены крафтовые лавочки, модные рестораны и магазинчики. Популярность проект набрал всего за пару лет. Сам Виктор говорит, что понял, чего именно не хватает омской молодежи: чтобы в город чаще приезжали художники, музыканты, дизайнеры. Переулок стал новой достопримечательностью, местом, которое обязательно стоит посетить в Омске. Кстати, Виктор Скуратов выступает в качестве спикера на мероприятиях «Мастеров», а участники его команды преподают на курсе «Как открыть кофейню».

«Камергерский переулок» — лишь один из многочисленных примеров того, как креативные индустрии меняют окружающий мир.

Эксперты «Мастеров России» рассказывают, какие книги сегодня продаются лучше всего

Новая экономика

Александр Дыбаль
Валентин Княжев (Тюмень),
автор проекта Sibroots:

Я прослушал курс «Как открыть мебельную мастерскую» и побывал на стажировке. Получить информацию от бизнесменов в этой сфере — это как снять розовые очки. У меня появилось понимание, что для развития надо делать не только то, что нравится, но и то, что может и должно приносить прибыль. Приехав домой со стажировки, я проанализировал всю информацию, которую удалось собрать. Пришло понимание, что средства, то есть новые большие заказы, проще получать от сектора b2b. Так я решил углубиться в разработку серийных изделий. Моему делу нужен был толчок вперед, и я его получил благодаря курсам и стажировке в Петербурге.

Благодаря «Мастерам России» начинающие бизнесмены развенчивают миф о том, что создать успешный проект можно только в столице. Достаточно пообщаться с теми, кто приезжает на стажировки «Мастеров» со своими идеями и проектами. Например, Елена Стерхова создает в Ханты-Мансийске креативный кластер для творческих специалистов — таких пространств в городе пока нет, хотя желающих стать резидентами — с избытком. Юлия Шапран из Омска запустила собственную линию верхней одежды, которая смогла составить конкуренцию массовым брендам и пользуется у омичей спросом. В уральском городе Сатка с населением 42 тыс. человек Дарья Евсеева вместе с сестрой Татьяной развивают свой бренд минеральной косметики Sisters De Mark. Девушки не только наладили производство, но и открыли салон красоты. В Тюмени Валентин Княжев делает невероятно красивую мебель из цельного массива дерева. Такие проекты и формируют новую экономику. И новую реальность, в которой не обязательно уезжать из родного города, чтобы заниматься любимым делом, зарабатывать и точно знать определение слова «самореализация».

«Родные города»

Программа социальных инвестиций «Газпром нефти» «Родные города» — одна из самых успешных и известных инициатив российского бизнеса в области развития территорий. Небольшие волонтерские акции, городские праздники и крупные международные фестивали — независимо от масштаба, все проекты «Родных городов» решают конкретные и уникальные проблемы регионов деятельности компании.



Шорт-лист Makers of Siberia Photo Prize

В этом году «Мастера России» провели фотоконкурс Makers of Siberia Photo Prize. Его темой стало «Настоящее».

Авторы из регионов в своих работах искали ответ на вопрос «Что такое Сибирь сегодня?». Конкурс проходил при поддержке программы «Родные города» компании «Газпром нефть».

Победителем стал Александр Никольский (Кемерово). Он получит возможность принять участие в одном из крупнейших международных фестивалей фотографии — Les Rencontres de la photographie, который пройдет в городе Арль (Франция) в 2020 году.

Представляем работы финалистов.

Артем Чернов (Томск)
Лети к мечте

Александр Никольский (Кемерово)
Рефракция. Фото — победитель конкурса

Иван Ларионов (Томск)
Привет, Томь

Анна Каурова (Омск)
Половодье на Иртыше

Алексей Васильев (Якутск)
Моя дорогая Якутия

Сергей Русанов (Тюмень)
Дирижер оленьего стада

Больше фотографий по хештегу #mosphotoprize

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ