60 лет назад нефтяная скважина П-2 в Тюменской области дала отсчет освоению богатейших углеводородных месторождений региона
Период второй половины ХХ века в нашей стране был ознаменован созданием и беспрецедентным развитием Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Самоотверженная работа отечественных геологов, нефтяников, газовиков и строителей позволила в короткие сроки превратить Западную Сибирь из малонаселенной и труднодоступной территории в крупнейший нефтегазодобывающий регион Советского Союза. У истоков этого находилась скважина П-2 в Кондинском районе Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области, давшая 25 сентября 1959 года первую тонну нефти.
1930
2 июня 1932 года академик Иван Губкин в Новосибирске дал интервью корреспонденту главной советской газеты «Правда», в котором заявил: «Необходимо вдоль всего восточного склона Урала произвести ряд разведочных работ. «...» В первую очередь пустить геофизику, гравиметрию, сейсмометрию. «...» Мне думается, что эта разведка может увенчаться успехом».
В августе 1934 года экспедиция треста «Востокнефть» под руководством молодого геолога Виктора Васильева начала поисковые работы на нефть в районе реки Большой Юган. В результате были получены геологические материалы, указывающие на наличие там нефтенасыщенных пластов. В ноябре 1935 года в Москве под председательством Ивана Губкина состоялось представительное совещание, рассмотревшее перспективы нефтеносности Западной Сибири, где с обстоятельным докладом о нефтепроявлениях на реках Большой Юган и Белая выступил Виктор Васильев. Решение геологического актива было единодушным: следует без промедления развернуть широкомасштабные поисковые работы на нефть в этом регионе. Однако конкретные действия в этом направлении были предприняты только через пять лет.


В ноябре 1939 года приказом наркома нефтяной промышленности Лазаря Кагановича «О расширении разведочных работ на нефть в Сибири» создана Западно-Сибирская геофизическая экспедиция. В ее состав вошли магнитометрическая, гравиразведочная, две электроразведочные и две сейсморазведочные партии. Перед экспедицией были поставлены основные задачи — провести геологические исследования на площади в 500 тыс. кв. км и подготовить уже к осени 1940 года районы и точки для глубокого роторного бурения на нефть. Из-за нехватки ресурсов подготовительный период затянулся на многие месяцы, что привело к переносу сроков начала работ, а начало Великой Отечественной войны заставило отказаться от этих планов.
1940

В 1945 году Комплексная комиссия по нефти и газу при Президиуме Академии наук СССР приняла постановление по докладу профессора Михаила Коровина «О перспективности нефтеносности Западной Сибири», в котором обозначила приоритетные направления геологического исследования этой обширной территории.
В январе 1947 года Совет Министров СССР принял постановление, в котором Министерству нефтяной промышленности восточных районов, возглавляемому Михаилом Евсеенко, предписывалось начать в
В апреле 1948 года министром геологии СССР Ильей Малышевым подписан приказ «О развитии геологоразведочных работ на нефть и газ в Западной Сибири и неотложной помощи Центральной Западно-Сибирской нефтеразведочной экспедиции»: «...Основным направлением геологоразведочных работ на нефть и газ в Западной Сибири в 1948 году считать: проведение опорного бурения в Западно-Сибирской низменности для выяснения разреза мезокайнозойских отложений, пространственного распределения нефтегазоносных фаций с целью обоснования наиболее перспективных направлений геолого-разведочных и поисковых работ на нефть и газ».
1950
Важную роль в определении основных геолого-разведочных направлений сыграло состоявшееся в конце ноября 1950 года в Новосибирске совещание геологов, геофизиков, нефтяников Министерства геологии и АН СССР, которое рассмотрело вопрос «Об изученности перспектив газонефтеносности и направлении поисково-разведочных работ на 1951 г. в районах Западной и Восточной Сибири, Якутской АССР и Дальнего Востока».
Три года настойчивой и трудной работы принесли свои долгожданные плоды. 21 сентября 1953 года в 21 час 30 минут на скважине Р-1 Березовской буровой партии в районе села Березово на северо-западе Ханты-Мансийского автономного округа на левом берегу реки Северная Сосьва (приток Оби), в 400 км от Ханты-Мансийска, произошел внезапный газоводяной выброс, достигавший 50 метров в высоту. Газовый фонтан 1953 года в Березове стал первым доказательством того, что западносибирские недра действительно богаты залежами углеводородов. Он дал мощный импульс для осуществления в последующие годы активных поисково-разведочных работ на нефть и газ в Западной Сибири.
Распоряжение министра нефтяной промышленности Николая Байбакова от 15 декабря 1953 года:
«В связи с получением газоводяного фонтана на Березовской площади предлагаю увеличить на 1954 год объем геолого-поисковых и геофизических работ в северо-западной части Западно-Сибирской низменности, и в частности на Березовской площади, предусмотрев проведение на этой площади геолого-съемочных и геофизических работ, а также структурного и разведочного бурения».
«Ничто нас не могло удержать на пути к намеченной цели: ни зимняя стужа, ни густые туманы, ни топкие болота. У нас нет проторенных путей. Приходится работать в трудных условиях бездорожья. Вдали от поселка. На буровой живем в палатках. Особенно много трудностей пришлось испытать при бурении первой скважины. И все-таки скважина была пробурена в срок». (Ясные дали // Тюменская правда. 1961. 4 окт.)
В конце
Место для первой буровой скважины П-2 было определено в 25 км от небольшой деревни Шаим в Кондинском районе. Буровое оборудование было доставлено по реке на барже, затем по пробитой просеке и далее через болота, устланные сосновыми слегами, с помощью тракторов доставлено на место. Бригада Семена Урусова приступила к работе, и вскоре их ожидания оправдались: 25 сентября 1959 года в скважине П-2 была получена первая нефть Западной Сибири. Хотя приток был небольшой, всего одна тонна нефти в сутки, это сподвигло продолжать работы. Геологи определили точки под три новые скважины: Р-7, Р-6, Р-5.

Коренной сибиряк. Родился в д. Гилевка Ялуторовского района Тюменского округа Уральской области. Его юность пришлась на годы Великой Отечественной войны, он сражался в рядах Советской армии, был отмечен орденом и несколькими медалями. После войны успешно работал бурильщиком, а затем буровым мастером в геологических экспедициях.
«Тюменская правда», 4 октября 1959 года:
«25 сентября на Мулымьинской структуре, вблизи села Шаим, на глубине 1405 м был открыт нефтеносный пласт, суточный дебит которого по предварительным данным составляет свыше 1 тонны легкой нефти. «...» Учитывая, что село Шаим находится на расстоянии 280 километров от села Малый Атлым, где также было обнаружено наличие нефти, можно рассчитывать на большие перспективы первого нефтеносного района в Сибири. Близость района к промышленным центрам Урала и железной дороге открывает возможности для быстрого промышленного освоения запасов нефти и газа. Тюменская область в скором будущем может стать новым советским Баку!»
1960

В сложных условиях наступившей сибирской зимы бригада Урусова начала бурение скважины Р-7, и к концу марта 1960 года ее удалось довести до проектной глубины 1436 м, где был взят очередной пробный керн, а в трещинах породы была обнаружена нефть. Через три недели пришел долгожданный успех — скважина начала фонтанировать. Стало ясно, что нефтеразведчики нащупали верное направление своего поиска на Кондинской площади, и добыча большой нефти Западной Сибири уже не за горами.
Мощный нефтяной фонтан, полученный из скважины Р-6, ознаменовал открытие Трехозерного (Шаимского) месторождения. Скважина была пробурена на глубину 1523 м всего за 18 дней. Через несколько дней на ее испытании присутствовали директор Института геологии и геофизики Сибирского отделения Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, академик Андрей Трофимук, а также начальник Тюменского территориального геологического управления Юрий Эрвье и областные руководители.
Академик Андрей Трофимук (из интервью корреспонденту газеты «Тюменская правда»):
«Это первая большая нефть Сибири, имеющая промышленное значение. На протяжении ряда лет нашим разведчикам недр удавалось обнаружить нефтяные залежи в разных районах азиатской части СССР. Но только тюменские геологи и буровики добыли нефть, имеющую бесспорный промышленный потенциал. По имеющимся теперь данным можно сказать, что Конда в самом недалеком будущем станет крупным нефтепромыслом страны. Во-вторых, значение нового открытия в том, что оно позволит еще более широко развернуть поисковые работы на нефть и газ на территории Западно-Сибирской низменности и всей Сибири».
Радиограмма руководителя Шаимской нефтеразведочной экспедиции Михаила Шалавина начальнику Тюменского территориального геологического управления Юрию Эрвье от 21 июня 1960 года:
«Скважина Р-6 фонтанировала через
17 августа 1961 года Коллегия Министерства геологии и охраны недр СССР приняла постановление «О мероприятиях по усилению геологоразведочных работ на нефть и газ в Западной Сибири», где была дана высокая оценка работе геологов в Тюменской области: «В результате этих работ были не только рассеяны ложные впечатлени «...» о бедности недр этих обширных территорий, но и созданы реальные предпосылки для открытия здесь уникальной нефтегазоносной провинции не только СССР, но и мира».
Постановления Совета Министров СССР «О мерах по усилению геологоразведочных работ на нефть и газ в Тюменской области» от 19 мая 1962 года и «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области» от 4 декабря 1963 года предусматривали организацию в
В октябре 1964 года Совет Министров СССР возглавил Алексей Косыгин. Проанализировав состояние дел в нефтяной отрасли, он пришел к выводу, что необходимо создать в регионе мощную строительную организацию, и 6 февраля 1965 года подписал распоряжение Совмина СССР о создании в Тюмени хозрасчетного территориального Главного управления по строительству предприятий нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири Главтюменнефтегазстрой. Для осуществления широкомасштабной программы нефтегазового строительства в регионе решили обратиться к авангарду советской молодежи, комсомолу. 12 февраля 1965 года Центральный комитет ВЛКСМ объявил комплекс работ по освоению нефтяных и газовых месторождений Тюменской области Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Итоги работы тюменских нефтяников в 1964 году в ходе пробной эксплуатации Трехозерного, Усть-Балыкского и Мегионского месторождений: страна впервые получила 209 тыс. т высококачественной западносибирской нефти. Именно столько успели перевезти речники на нефтеналивных судах за период короткой сибирской навигации. Кроме того, в ходе пробной эксплуатации собран достаточный материал для проектов разработки Трехозерного, Усть-Балыкского и Мегионского месторождений, что позволило составить рабочие чертежи системы сбора нефти по постоянной схеме эксплуатации.
В сентябре 1965 года начальником Главного Тюменского производственного управления по нефтяной и газовой промышленности был назначен талантливый организатор производства Виктор Муравленко, бывший начальник Управления нефтяной промышленности Средне-Волжского совнархоза. С командой единомышленников он сумел за короткое время получить первые значимые результаты в деятельности Главтюменнефтегаза. Если в 1964 году в Западной Сибири работало 30 буровых бригад и проходка на буровую бригаду составляла 9,1 тыс. м, то в 1965 году эти показатели соответственно составили 118 бригад и 16,2 тыс. метров. Одновременно снизилась себестоимость одного метра проходки с 165,5 руб. в 1964 году до 103,5 руб. в 1965 году. Существенно возрос ввод в эксплуатацию скважин. Если в 1964 году количество сданных в эксплуатацию нефтяных скважин составило всего 4, то в 1965 году — уже 79. И за первый год удалось снизить себестоимость добычи одной тонны нефти с 13 руб. 83 коп. в 1964 году до 11 руб. 45 коп. А главным достижением 1965 года стал первый миллион тонн добытой западносибирской нефти.

В апреле 1966 года XXIII съезд КПСС постановил: «Создать крупный народнохозяйственный комплекс на территории Западной Сибири на базе вновь открытых месторождений нефти и газа». За пять лет предполагалось довести добычу нефти до
1970
В 1968 году лондонская газета «Файнэншл Таймс» писала: «Тюменские большевики называют огромные цифры перспектив добычи на
В последующие годы темпы нефтедобычи в регионе стремительно возрастали. В феврале 1975 года ведущая газета страны «Правда» писала: «Нефть Сибири идет в Баку. Десять лет назад такое сообщение прозвучало как фантастическая новость. «...» Каждая четвертая тонна советской нефти сегодня начинает свой путь с берегов Оки. «...» Пятнадцать лет потребовалось Татарии, чтобы довести годовой уровень добычи до 100 млн т. Тюмень превысила стомиллионный рубеж всего за четыре года девятой пятилетки».
В октябре 1975 года тюменские нефтяники рапортовали о добыче
В 1978 году из Тюменской области был получен уже первый миллиард тонн западносибирской нефти. В том же году Президиум Верховного Совета СССР учредил высокую награду — медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».
В 1984 году в Западной Сибири был достигнут рекордный для того времени показатель добычи — 378 млн т. Однако в последующие годы началось падение объемов нефтедобычи. Возможности для экстенсивного развития в Западно-Сибирском нефтяном комплексе были исчерпаны.
1980
В августе 1985 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в