Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Александр Дыбаль: «Мы впервые работаем с двумя кризисами одновременно» — Журнал «Сибирская нефть» — №170 (апрель 2020)

Александр Дыбаль: «Мы впервые работаем с двумя кризисами одновременно»

Пандемия коронавируса и связанные с ней карантинные меры привели к переменам в жизни десятков тысяч сотрудников компании и перестройке работы ее подразделений. Все это происходит на фоне радикальных изменений мирового нефтяного рынка. COVID-19 стал огромной проверкой на прочность для бизнеса в целом и для коммуникаций в частности. Для эффективной работы нужна определенная смелость и выход из зоны комфорта. Это хорошее время для тестирования новых инструментов и формирования гибких цепочек принятия решений. Как в этой ситуации действует система корпоративных коммуникаций «Газпром нефти» и какие из происходящих в ней изменений останутся актуальными даже после окончания пандемии, рассказывает заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям АЛЕКСАНДР ДЫБАЛЬ.

СН

Каковы приоритеты корпоративных коммуникаций «Газпром нефти» в условиях кризиса на нефтяном рынке и пандемии?

А.М.

Сейчас перед компанией стоят три главные задачи: обеспечить непрерывность производственных и бизнес-процессов, сохранить финансовую устойчивость и при этом эффективно противостоять пандемии COVID-19. Эти приоритеты сформировали большую корпоративную программу, которую мы назвали «Антивирус». Сейчас заканчиваем первый этап большого антикризисного коммуникационного проекта, в котором нужно было определить информационные приоритеты, выбрать каналы коммуникаций и создать большой объем качественного и при этом совершенно нового контента. За очень короткий срок мы смогли подготовить адаптированные для аудитории тексты, фото, видео, анимацию, инфографику и визуальные решения.

СН

Как в связи с происходящим изменилась работа пресс-службы компании?

А.Д.

Пандемия коронавируса совпала с радикальным падением цен на нефтяном рынке и во многом на него повлияла. Находящийся в кризисном состоянии нефтяной рынок, новая сделка ОПЕК+ и COVID-19 сейчас в центре повестки. Нашей пресс-службе приходится работать сразу с двумя антикризисными темами одновременно, да еще и в условиях удаленной работы. Нужно очень быстро создавать совершенно новый контент. При этом естественным образом все коммуникации перешли в онлайн. До лучших времен отложено все, что требует прямого контакта. Брифинги и интервью теперь проходят в форматах видеоконференций и специальных групп в мессенджерах. Все это привело к тому, что мои коллеги из пресс-службы «Газпром нефти» стали работать еще больше и оперативнее.

СН

Нынешняя ситуация как-то отразилась на интенсивности коммуникаций в компании?

А.Д.

За последний месяц мы значительно усилили активность наших основных информационных ресурсов: корпоративного сайта и аккаунтов соцсетей. На сайте создан специальный раздел «Антивирус», в котором публикуются новости о мерах сохранения здоровья сотрудников и подрядчиков, обеспечения стабильной работы непрерывных производств и поддержки регионов. Там аккумулируем тематический фото- и видеоконтент, инфографику и публикации о борьбе компании против COVID-19. С еще большей интенсивностью продолжаем работать по наполнению ключевых разделов сайта как основной информационной платформы. В итоге среднемесячный трафик новостных разделов вырос на 40%.

Еще более динамично прогрессируют наши социальные сети. Количество постов в основных лентах и stories увеличилось более чем в 2 раза. Почти в 5 раз выросло количество комментариев и вопросов от наших подписчиков.

Наши информационные кампании стали масштабнее. К федеральным медиа добавились регионы, где сейчас как никогда важно поддержать наших сотрудников и врачей, находящихся в прямом смысле на передовой борьбы с COVID-19. Только по акции «Газпром нефть — медикам» вышло более 220 публикаций и более 350 постов в соцсетях. Каждый день мы рассказываем о конкретных действиях компании, которые мотивируют других следовать нашему примеру. В период вынужденного разобщения людей мы показываем, что лучшим ответом на кризис является общая взаимопомощь и поддержка, чтобы никто не чувствовал себя оставленным один на один с проблемой. Мы понимаем ограниченность наших возможностей по оказанию помощи, но считаем, что хороший пример сейчас важен как никогда.

СН

Какие самые заметные акции программы «Антивирус»?

А.Д.

«Антивирус» — хороший пример по-настоящему комплексного проекта. Наша команда маркетинговых коммуникаций создала бренд единой корпоративной программы «Антивирус». Одновременно мы сформулировали идею большой акции помощи нашим регионам, где главным стал проект «Газпром нефть — медикам». При этом мой блок отвечает не только за коммуникации, но и за работу с региональными властями, которые определяют конкретные больницы для оказания помощи и формируют запросы на комплектацию поставок. В семь регионов, где расположены промышленные предприятия компании, «Газпром нефть» поставляет профессиональную защитную экипировку, лекарства и оборудование для врачей. Одновременно с этим в двух городах Ямала и в Омске мы взяли на себя бесплатное обеспечение топливом всех машин медицинских служб в апреле-мае. Наши технические станции G-Energy по всей стране бесплатно меняют масло машинам скорой помощи. А в рамках акции «Газпромнефть — волонтерам» сеть АЗС «Газпромнефть» предоставляет топливные карты добровольцам, которые развозят необходимые продукты и медикаменты пожилым людям, находящимся на карантине дома. Всем экипажам скорых по всей стране кофе на наших АЗС тоже бесплатно. Ведем активную коммуникацию и программы массового тестирования сотрудников на COVID-19, которую мы назвали «Барьер».

СН

Но были же и специальные коммуникационные проекты?

А.Д.

Главными коммуникационными каналами программы «Антивирус» и ее проектов стали посвященные ей разделы на корпоративном новостном сервисе «Мобильная лента» и на сайте. Там мы публикуем все новости, интервью, видео и инфографику по программе. Запустили внутреннюю мотивационную кампанию #НаВахте, посвященную тем, кто обеспечивает непрерывность добычи и переработки нефти. Вахтовики в удаленных районах Крайнего Севера сейчас работают не привычные 30 дней, а 60 и даже 90. Это очень тяжело физически и психологически!

СН

Потребовалось ли менять внутренние коммуникации в условиях пандемии и удаленной работы всех сотрудников вашей функции?

А.Д.

По сути, все изменения сейчас продиктованы условиями пандемии и карантинных мер. Мы сразу отказались от бумажных носителей информации. Поэтому корпоративные журнал «Сибирская нефть» и «Нефтегазета» теперь доступны только в электронном виде. Еще в прошлом году создали специальный новостной сервис «Мобильная лента». Он доступен для любого сотрудника компании, имеющего мобильное устройство. Там публикуются короткие новости, даются анонсы событий и реализуются инициативы сотрудников. Сервис позволяет каждому сотруднику, подразделению или проекту создать свой новостной канал или запустить флэшмоб. На эти каналы может подписаться каждый. Это похоже на упрощенную корпоративную социальную сеть с возможностью индивидуальной настройки под пользователя. Дважды в неделю мы рассылаем всем сотрудникам на электронную почту дайджесты с самыми интересными публикациями из разных каналов «Мобильной ленты» и других корпоративных медиа.

Сейчас именно «Мобильная лента» стала нашим приоритетным каналом коммуникаций с учетом доступности и мобильности. За последние несколько недель мы смогли сделать колоссальный шаг вперед в ее развитии. Изменили дизайн и сделали более удобным интерфейс. В контенте стало намного больше видео. Лента развивается с приоритетом на доступность, максимальный охват, оперативность и простоту подачи информации. В итоге на ней зарегистрировалось 20 тысяч сотрудников. Продолжает полноценно работать и наш традиционный инструмент — корпоративный портал. За эти недели он получил дополнительные серверы, чтобы тысячи удаленно работающих сотрудников имели доступ к его новостным ресурсам и сервисам.

СН

Нет ли у сотрудников снижения интереса к корпоративным СМИ в условиях пандемии?

А.Д.

Как раз наоборот. В условиях удаленной работы и карантинных мер внутрикорпоративные медиа только нарастили аудиторию. Несколько дней назад у нас был рекорд по количеству посетителей внутреннего портала: более 22 тысяч пользователей за день. А «Мобильная лента» вообще удвоила свою аудиторию. У электронной версии «Сибирской нефти» с началом пандемии число уникальных посетителей увеличилось на 50%.

СН

А как обстоят дела с обратной связью от сотрудников?

А.Д.

Главное ежегодное исследование социально-психологического климата компаний группы «Газпром нефть» перенесли до окончания пандемии. Но мы предлагаем всем заинтересованным подразделениям воспользоваться нашими возможностями для организации электронных экспресс-опросов. Их еще называют «пульс-опросами». Первую волну уже провели коллеги из функции HR. Если говорить об обратной связи по работе корпоративных медиа, то созданная нами несколько лет назад система сбора статистики и аналитики цифровых новостных сервисов помогает определять приоритетные темы и адаптировать контент.

СН

Что будет с коммуникациями компании после пандемии?

А.Д.

Печать журнала и газеты приостановлена только на время карантинных мер. Специфика такой крупной промышленной компании, как «Газпром нефть», где десятки тысяч сотрудников работают на производстве, все равно вернет бумажные версии «Сибирской нефти» и «Нефтегазеты». Кстати, на время карантинных ограничений мы подготовили формат экспресс-выпусков «Нефтегазеты», которые можно распечатать на черно-белом принтере и разместить на информационных стендах или раздать. Этот формат необходим для вахтовиков и сотрудников, находящихся в изоляции в буферных терминалах. Скорее всего, мы будем применять его для вахтовиков и после пандемии.

Ключевой вывод, который мы уже сделали, это необходимость ускоренного развития мобильных корпоративных сервисов. Для нас это в первую очередь «Мобильная лента». Сейчас отличное время для тестирования мобильных решений, так как внутренняя аудитория готова не только их использовать, но и давать обратную связь для улучшения. Ну и конечно, у нас появится уникальный опыт удаленной работы. Только важно объективно оценить, насколько применим и эффективен режим удаленки для каждого. Раньше многие к нему стремились, и у нас часто пятница была днем удаленной работы. Сейчас ситуация радикально поменялась. Большинство стремятся быстрее вернуться на рабочее место, а компания тратит много усилий для организационной и психологической поддержки сотрудников, работающих удаленно. Но со всем этим будем разбираться после успешного завершения большого проекта по противодействию пандемии. А сейчас команда корпоративных коммуникаций «Газпром нефти» делает все для обеспечения успеха программы «Антивирус». И я счастлив, что мне выпала возможность работать с такими профессиональными людьми.