Нерыночный рост — Журнал «Сибирская нефть» — №177 (декабрь 2020)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Нерыночный рост — Журнал «Сибирская нефть» — №177 (декабрь 2020)

Нерыночный рост

Сбытовые дочки «Газпром нефти» сумели найти зоны для роста


Фото: Дмитрий Вороширин, Стоян Васев
Нерыночный рост

Спрос на битум

Рынки сбыта нефтепродуктов в 2020 году в целом следовали общеотраслевым тенденциям: продажи падали в первой половине года, потихоньку начали отыгрываться летом и показали некоторый рост осенью несмотря на вторую волну пандемии. Однако были и исключения. Например, рынок битумных материалов показывал упорный рост: воспользовавшись уменьшившимся во время локдауна трафиком, дорожники вели активные работы.

Оператор битумного бизнеса «Газпром нефти» «Газпромнефть — Битумные материалы» оказался готов к успешному сезону. В битумной «дочке», как и во всей «Газпром нефти», были введены строжайшие противоэпидемиологические меры, позволившие сохранить непрерывность производства. Уже в начале июня «Газпромнефть — БМ» вышли на максимальную производительность. В итоге — рекордные показатели по всем статьям. Объем реализованных битумов за 2020 год составил 2,8 млн тонн. Это на 10% больше, чем в прошлом году. При этом, что даже важнее, объем проданных инновационных вяжущих увеличился почти на треть — свыше 300 тыс. тонн продукции. Это значит, что современных дорог, способных длительное время выдерживать серьезные нагрузки, стало больше.

Компания не только увеличила поставки на российский рынок, но и расширила список стран, куда вяжущие «Газпром нефти» идут на экспорт. Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря новой логистической схеме: «Газпромнефть — БМ» впервые начали регулярные отгрузки битумной продукции специализированным морским транспортом — на танкерах-битумовозах. Благодаря открывшимся морским путям к географии экспортных поставок добавились Англия, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Финляндия с последующей отгрузкой в другие страны Европы. Всего сегодня на экспортной карте битумного оператора 65 стран.

Крайне востребованным сервисом в этом году стала цифровая платформа «Газпромнефть — БМ». Более 1 млн т вяжущих было реализовано именно через цифровой сервис, который последовательно превращается из личного кабинета контрагента в настоящий маркетплейс. Сейчас клиенты могут заказать здесь продукцию на 14 российских площадках компании и отследить ее доставку. В дальнейшем цифровая среда пополнится сервисами для всех участников процесса: производителей, потребителей, перевозчиков. Система сама будет рассчитывать производственные возможности активов, оптимально распределять отгрузки, управлять движением транспорта.

Битумы в массы

В строительных гипермаркетах сети «Леруа Мерлен» в Москве, Московской области и других российских регионах начнется розничная продажа гидроизоляционных материалов «Газпром нефти». Таким образом оператор битумного бизнеса «Газпром нефти» «Газпромнефть — Битумные материалы» начнет завоевание нового перспективного сегмента рынка. Основой поставок станут мастики и праймеры собственной торговой марки «Брит», применяемые в загородном малоэтажном строительстве. Первые партии продукции «Брит» — герметиков, мастик, пропиток — уже можно найти в специализированных магазинах для профессионального строительства «МаксиПРО» компании «Леруа Мерлен». В среднесрочной перспективе «Газпромнефть — БМ» планируют значительно увеличить объем розничных продаж и занять порядка трети розничного рынка гидроизоляционных материалов в России.

Антивирусная стратегия

Авиаперевозки оказались в этом году той отраслью, которая по всем прогнозам должна была потерпеть полный крах. И действительно, по данным международной организации гражданской авиации (The International Civil Aviation Organization, ICAO), уже в первом полугодии 2020-го глобальный пассажиропоток сократился на 56%. Однако авиакомпании оказались гибче, чем ожидали эксперты: большинство мировых лидеров начали оперативно перепрофилировать пассажирские лайнеры под грузоперевозки. И не прогадали: именно этот сегмент рынка не только не откатился назад, но показал рост. Пандемия повысила спрос на медикаменты и средства защиты, которые в одночасье стали востребованы в самых удаленных уголках мира. В свою очередь, закрытые границы и другие карантинные ограничения открыли дорогу бурной интернет-торговле. Эти факторы и стали определяющими на рынке авиаперевозок, а вместе с ним и на рынке авиатоплива.

Фото: Дмитрий Вороширин, Стоян Васев

Новую тенденцию быстро уловили в компании «Газпромнефть-Аэро». Авиатопливный оператор «Газпром нефти» оперативно перестроился и сфокусировался на работе с грузовыми перевозчиками как внутри страны, так и за рубежом. Результат не заставил себя ждать: только за первые три квартала 2020 года объемы заправок компании в сегменте грузовых авиаперевозок выросли более чем вдвое по сравнению с прошлым годом.

Наиболее интенсивно увеличивались объемы заправок на транссибирском направлении. Количество перевозимых грузов, в первую очередь средств защиты, из Азии в Европу выросло в разы, а Красноярск стал настоящим грузовым хабом. Объемы продаж авиатоплива в этом аэропорту у «Газпромнефть-Аэро» выросли в первом квартале на рекордные 147%. Увеличилось и общее число аэропортов, где компания ведет заправку грузовых рейсов: с 13 до 42. В целом же «Газпромнефть-Аэро» удалось увеличить долю розничного рынка до 27%, продемонстрировав, что и в кризис можно найти зоны роста.

Экологичная бункеровка

Бункеровочный бизнес встретил 2020 год в ожидании реакции рынка на новые ограничения Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL): с 1 января 2020 года допустимая концентрация серы в судовом топливе по всему миру не должна превышать 0,5%. Для ряда ранее закрепленных акваторий эта норма еще жестче — 0,1%. Для судовладельцев новые ограничения означают необходимость использовать более экологичное топливо или устанавливать скрубберы для очистки отработанных газов.

По мере ужесточения требований MARPOL на рынке появлялись новые сорта топлива. Так на Омском НПЗ еще в 2017 году началось производство ультранизкосернистого топлива (ULSFO) с содержанием серы до 0,1%. Новая марка заняла достойное место в продуктовой корзине «Газпромнефть Марин Бункера» — бункерного оператора «Газпром нефти», однако не стала универсальным предложением. Готовясь к последним нововведениям, специалисты «Газпромнефть Марин Бункера» еще в 2019 году создали рецептуру гибридного топлива с содержанием серы 0,5% на базе ULSFO и высокосернистого мазута. А уже в январе 2020-го полномасштабный выпуск низкосернистого топлива начался на ОНПЗ.

Несмотря на общее снижение экономической активности в мире в связи с пандемией и кардинальное сокращение пассажирских морских перевозок, спрос на гибридное топливо в этом году уверенно рос. В России спрос превысил предложение и, по мнению экспертов, эта тенденция сохранится и в следующем году. «Газпромнефть Марин Бункер» в полной мере использовал появившиеся возможности: компания смогла увеличить рыночную долю с 15,7 до 19,1%. Кроме того, у бункерного бизнеса один из самых высоких показателей эффективности в «Газпром нефти»: возврат на средний капитал (ROACE) в два раза выше целевого по компании.

В следующем году «Газпромнефть Марин Бункер» планирует не только сохранить место в тройке крупнейших российских бункеровщиков, но и начать осваивать новую нишу — заправку СПГ. В декабре строительство первого российского СПГ-бункеровщика «Газпром нефти» вступило в финальную стадию: завершилась установка резервуаров и другого криогенного оборудования для хранения и транспортировки сжиженного природного газа.

Эффективные масла

На фоне затишья на рынке и определенного падения спроса бизнес смазочных материалов «Газпром нефти» сосредоточился на реализации сразу нескольких стратегических проектов. Осенью компания «Газпромнефть — смазочные материалы» объявила о начале выпуска высокотехнологичного синтетического компонента присадок для производства моторных масел на Омском заводе смазочных материалов (ОЗСМ). Речь идет о высокощелочном сульфонате кальция — ключевом компоненте, необходимом для производства присадок, применяемых в современных смазочных материалах. Сегодня около 35% сульфонатных присадок, используемых российскими производителями масел, импортные. Поэтому новый продукт имеет стратегическое значение не только для «Газпром нефти», но и для всего отечественного сегмента смазочных материалов. Ожидаемый экономический эффект для компании от внедрения производства собственной сульфонатной присадки составит порядка 500 млн рублей в год.

Выпуск нового продукта обеспечен усовершенствованием установки по производству присадок на ОЗСМ. Также «Газпромнефть — СМ» в марте 2020 года завершили модернизацию Московского завода смазочных материалов. В итоге производственные мощности предприятия увеличились на 50% — до 108 тыс. т фасованной продукции в год. Автоматизация процессов выросла с 20 до 80%. Новое производственное и лабораторное оборудование завода сегодня самое современное в России.

Кроме того, в «Газпромнефть — СМ» сделали ставку на цифровые технологии. Это касается как продаж, где появился целый ряд цифровых сервисов для партнеров и клиентов, так и непосредственно разработки новых продуктов. В частности в компании создали не имеющий аналогов в России сервис для R&D-специалистов. Цифровой продукт представляет собой нейронную сеть, задача которой — соотносить новые варианты рецептур смазочных материалов с существующими в базе и давать рекомендации по их доработке. Предполагается, что в будущем искусственный интеллект сможет самостоятельно предлагать наиболее эффективные варианты рецептур.

Цифровая заправка

Для топливной розницы 2020 год стал серьезным испытанием. Последствия пандемии рынок почувствовал сразу: самоизоляция тут же сказалась на объемах продаж. В лучшей ситуации оказались компании, способные в условиях пандемии обеспечить своим клиентам максимально комфортную и безопасную заправку.

Сеть АЗС «Газпромнефть» уже несколько лет занимается развитием цифровых сервисов. В этом году они стали как никогда востребованы. Те, кто даже во время изоляции был вынужден передвигаться на автомобиле, по достоинству оценили приложение АЗС.GO. С его помощью нужно лишь выбрать АЗС, колонку, вид топлива и его объем, а затем оплатить покупку привязанной банковской картой, Apple Pay, Google Pay или бонусами программы лояльности. Не выходя из машины, а значит, ни с кем не контактируя. Приложения уже установили более 3,5 млн раз. Возможность бесконтактных онлайн-заправок теперь есть не только у автолюбителей, но и у корпоративных клиентов. Соответствующий сервис был запущен в мае для держателей сервисной карты «Опти 24».

Логичным продолжением темы безопасных заправок стало появление на АЗС «Газпромнефть» касс самообслуживания. Такие кассы уже появились на заправках в Петербурге и Москве. С их помощью можно оплатить топливо, а также товары из магазина. Пилотный проект показал успешность идеи: практически сразу новым сервисом стали пользоваться около 5% клиентов. Впрочем, в компании уверены, что дело не только в безопасности, но и в удобстве: кассы самообслуживания будут востребованы и после снятия всех ограничений. А сам сервис позволит увеличить пропускную способность станций и скорость обслуживания клиентов.

АЗС на солнце

Зеленые технологии, несомненно, могут не только уменьшить нагрузку на окружающую среду, но и повысить эффективность бизнеса. В «Газпром нефти» есть уже несколько примеров успешного использования энергии ветра и солнца. Появление АЗС на солнечных батареях — один из них. Первую такую станцию «Газпром нефть» запустила в Ярославской области этой осенью. Автономная энергосистема, установленная на АЗС, состоит из 16 солнечных модулей российского производства. Монтаж фотоэлектрических панелей осуществлен под углом 60° для самоочищения от пыли и снега. Оборудование солнечной электростанции адаптировано под климатические особенности региона и эффективно работает при температуре от —35 до +31 °C. В дневное время суток солнечная электростанция мощностью 5 кВт используется в качестве основного источника электроэнергии и позволяет обеспечить до 5% эксплуатационных потребностей АЗС в год.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ