Взаимодействие «Газпром нефти» с нефтесервисными компаниями в 2020 году — Журнал «Сибирская нефть» — №177 (декабрь 2020)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Взаимодействие «Газпром нефти» с нефтесервисными компаниями в 2020 году — Журнал «Сибирская нефть» — №177 (декабрь 2020)

Фундамент для партнерства

Может ли партнерство стать антикризисной мерой

Текст:
Фундамент для партнерства

2020 год стал серьезной проверкой для взаимоотношений нефтяных компаний и их подрядчиков — нефтесервисных организаций. В выигрыше оказались те, кто заранее договорился о принципах долгосрочного сотрудничества и продолжил придерживаться их во время кризиса. Для «Газпром нефти» и ее партнеров основой таких взаимоотношений стал принятый в 2019 году Кодекс взаимодействия с подрядными организациями. О том, что дал этот документ, и об итогах года работы по новым правилам — в материале «Сибирской нефти»

Кодекс взаимодействия с подрядными организациями — документ, который определяет базовые принципы сотрудничества «Газпром нефти» и нефтесервисных компаний, описывает этические стандарты, которых должны придерживаться партнеры. Всего их пять: безопасная работа, открытый диалог, надежность, добросовестное поведение и непрерывное развитие. Они были сформулированы на базе корпоративных ценностей «Газпром нефти» в 2019 году и проработаны совместно с контрагентами. Предполагалось, что документ позволит добиться баланса в выстраивании коммуникации на всех уровнях взаимодействия, от команд управления исполнением договоров до руководителей предприятий.

Кроме того, Кодекс ввел понятие стратегического партнерства. Оно противопоставляет традиционному подходу «заказчик — подрядчик» более эффективную форму совместной работы, когда представители компании и подрядчики открыто обсуждают спорные вопросы и находят оптимальные решения самых сложных задач. Такие проектные группы анализируют инициативы по разным категориям услуг и затем подписывают меморандум о сотрудничестве. В течение года в компании был сформирован пул стратегических партнеров. Сегодня в него входят самые надежные подрядчики, с которыми сотрудничает «Газпром нефть». Однако это далеко не все изменения, которые произошли в совместной работе компании и подрядчиков.

Поощрения вместо штрафов

«Газпром нефть» прикладывает значительные усилия к тому, чтобы контрагенты были заинтересованы в соблюдении требований HSE и ответственно выполняли обязательства. Чтобы добиться нужного результата, компания перепробовала массу инструментов, от многочисленных штрафов до нематериального и материального поощрения за эффективную и качественную работу. В частности компания платит контрагентам премиальные за выполнение KPI в области промышленной безопасности. Чтобы получить этот бонус, подрядчик должен соблюсти ряд условий, обеспечивающих работу без происшествий.

Опыт показал, что позитивная мотивация работает лучше, а в формуле «кнута и пряника» кнут — лишний элемент, когда речь идет о выстраивании доверия и партнерских отношений. «Газпром нефть» определила оптимальное количество штрафов — только за самые злостные нарушения, такие как употребление алкоголя на рабочем месте, кражи, несчастные случаи и другие, — всего их 16. Изначально список штрафов был почти в три раза длиннее. Но часть из них заменили проактивные мероприятия, когда подрядная организация вместо выплаты штрафа тратит средства на корректирующие меры. Чтобы соответствовать требованиям HSE «Газпром нефти», подрядчики инвестируют в инфраструктуру, обучение, технологии и получают новые конкурентные преимущества на рынке.

«Сокращение количества штрафов — главный прорыв за последние 10 лет в отношениях „заказчик — подрядчик“, — отмечает заместитель директора „Нефтьсервисхолдинга“ по стратегическому развитию Евгений Хамин. — Вместо того, чтобы платить штрафы, теперь подрядчики вкладывают средства в проактивные мероприятия. В основном они связаны с промышленной безопасностью и действительно помогают общему делу. Например, у нас было небольшое нарушение в „Газпромнефть-Хантосе“, и вместо выплаты штрафа мы приобрели более качественные средства индивидуальной защиты».

В «Газпром нефти» рассчитывают, что новая практика будет иметь серьезный положительный эффект и отразится на показателях, связанных с промбезопасностью. «Мы не на словах, а на деле уходим от карательной системы, оставив только те штрафы, которые являются краеугольными. Мы рассчитываем на долговременное сотрудничество с подрядчиками и считаем, что здесь окажется эффективнее позитивная мотивация. Будем ждать, как решение покажет себя в цифрах», — говорит начальник департамента закупок блока разведки и добычи «Газпром нефти» Михаил Жечков.

Единое окно для контрагентов

«Газпром нефть» также развивает инструменты, которые позволяют упростить взаимодействие между компаниями. К таким инструментам можно отнести личный кабинет контрагента. В ближайшем будущем он станет единым рабочим IT-пространством.

«Разработка личного кабинета контрагента началась в прошлом году с учетом просьб подрядчиков, которым не хватало удобства и простоты при взаимодействии с системами компании, — рассказывает заместитель генерального директора по закупкам „Газпромнефть НТЦ“ Евгений Давыденков. — Например, ранее, участвуя в тендерах, им приходилось загружать одни и те же документы несколько раз. Мы взяли за основу уже имеющиеся решения и создали новый инструмент».

По сути эта площадка — единая точка входа в «Газпром нефть» для всех подрядных организаций, которая позволяет упростить коммуникацию компании и партнерам. Подрядчику нужно зарегистрироваться в личном кабинете, и тогда ему автоматически будет доступна вся аналитика о своей работе, которую агрегирует и использует «Газпром нефть». Контрагент сможет видеть оценку эффективности своей деятельности (ОЭДК), а также отслеживать данные и динамику по участию в тендерах: в каких отборах он может принять участие, в скольких выиграл и проиграл, расценки, статусы выполнения обязательств по договорам и прочее.

Разработчики обещают, что пользователь также сможет управлять некоторыми данными. Например подписываться на интересующие закупки, подавать заявки на квалификацию, отборы, вносить пакет документов в специальную электронную библиотеку и использовать его, уже проверенный и подтвержденный системой, каждый раз при подаче заявок на тендер.

Еще одной опцией, которая должна упростить работу подрядчиков, может стать единый доступ к производственным системам «Газпром нефти». То есть для того, чтобы пользоваться разными площадками, нужно будет зарегистрироваться только в личном кабинете и использовать всего один логин. Интеграция сервисов позволит контрагентам оперативно отслеживать данные по разным проектам, в которых они участвуют. Например контролировать графики выполнения работ.

Поддерживать связь с компанией и коллегами пользователи личного кабинета смогут через специальный чат, без использования почты. Первый релиз личного кабинета уже прошел проверку, получив высокую оценку пяти компаний-подрядчиков, которые тестировали разработку. Планируется, что в начале 2021 года все контрагенты смогут использовать готовый инструмент.

В течение года в компании был сформирован пул стратегических партнеров. Сегодня в него входят самые надежные подрядчики

Выбор лучших

«Газпром нефть» также создала инструмент мониторинга выполнения обязательств подрядчиков по договорам. Это автоматизированная система оценки эффективности деятельности контрагентов (ОЭДК). В ней используется балльная система, разработанная компанией: учитывается выполнение KPI за квартал, которые компания устанавливает для контрагентов в рамках договора на оказание услуги. Главным образом оцениваются соответствие требованиям безопасности и показатели производственной эффективности.

Подрядчик может справиться со своей задачей отлично, хорошо, удовлетворительно или неудовлетворительно. В зависимости от этого он оказывается в зеленой зоне (положительной) желтой и оранжевой (зоне роста) или красной (отрицательной) соответственно. Статус учитывается для внедрения различных видов мотивационных программ. А контрагенты, которые находятся в зеленой зоне, получают возможность стать стратегическими партнерами компании.

Если результаты работы подрядчика ниже целевого уровня в течение двух кварталов подряд, то «Газпром нефть» может оперативно отреагировать на ухудшение показателей и либо пересмотреть формат дальнейшего сотрудничества, либо разработать и предложить партнеру план корректирующих мероприятий.

Благодаря ОЭДК в компании уже сформирована база надежных и добросовестных контрагентов, которая регулярно обновляется. Система оценки прозрачна и доступна онлайн всем участникам производственных процессов. «У наших партнеров был запрос на увеличение влияния ОЭДК. Мы используем этот инструмент в двух направлениях. Во-первых, оценка позволяет отсечь тех, кто не набирает нужное количество баллов, не дотягивая до необходимого уровня требований „Газпром нефти“. Во-вторых, претенденты, соответствующие критериям, могут выиграть дополнительный объем работ. Мы видим, что подрядчикам не безразлично, как они оцениваются, им хочется расти, получая преимущества», — отмечает директор дирекции по крупным проектами блока разведки и добычи «Газпром нефти» Айдар Сарваров.

«Нас, как и других коллег, привлекали на этапе внедрения ОЭДК, чтобы мы высказали мнение, как должна работать эта система, — рассказывает Евгений Хамин. — Я положительно отношусь к этому инструменту. Все подрядчики разные, и мы должны соревноваться не только в цене, но и в качестве предоставляемых услуг. В этом году достаточно высокая оценка дала преимущество нашей компании, когда „Газпром нефть“ распределяла дополнительный объем работ между подрядчиками». При этом представитель «Нефтьсервисхолдинга» считает, что механизм ОЭДК можно совершенствовать. Например, за счет привлечения к оценке совместной комиссии, в которую будут входить и сами подрядчики.

Работа над ошибками

Механизм сотрудничества с подрядными организациями продолжает развиваться. В частности «Газпром нефть» провела пилотную оценку Кодекса взаимодействия, опросив более 30 компаний, которые предоставляют свои услуги на площадках «Газпромнефть-Хантоса» и «Газпромнефть-Заполярья». Итоги анонимного анкетирования показали, что больше всего подрядчиков волнует поддержка при выходе на объекты компании, обеспечение равных условий при выполнении обязательств по контрактам, минимизация формальностей, а также вопросы реализации совместных инициатив по повышению производственной эффективности. После проработки системных и локальных проблемных зон совместно с контрагентами были сформулированы решения, которые позволят улучшить процедуры по всем пяти принципам Кодекса. Например, продолжится работа над совершенствованием единых требований по HSE и регламентом проверок. В частности решено проработать механизм выдачи грин-карты, дающей компаниям освобождение от проверок в течении 10 дней при отсутствии замечаний.

«Мы меняем модель „заказчик — исполнитель“ на партнерскую, и это выражается в создании совместной стоимости, — отмечает директор дирекции по добыче „Газпром нефти“ Сергей Доктор. — Мы увидели, где компания получает убытки из-за неэффективности своих процессов, а подрядчики увидели, в чем могут изменить свои подходы. В основном это касалось ненужных согласований и циклов по принятию тех или иных решений. Таким образом, вместе повышая эффективность работы, мы сделали подрядчиков полноценными участниками процесса создания дополнительной стоимости».

Взгляд за горизонт

Развитие сотрудничества «Газпром нефти» и нефтесервисных компаний в условиях новой экономической реальности стороны обсудили на расширенной встрече, которая состоялась в октябре 2020 года. Среди наиболее важных целей — решать совместные стратегические бизнес-задачи и поддержать нефтесервисные компании в кризис. Также «Газпром нефть» продолжит тиражировать Кодекс на все свои активы и их подрядчиков, параллельно проводя анонимное анкетирование, чтобы получать и учитывать обратную связь для дальнейшего совершенствования документа.

Кроме того, будут рассмотрены инициативы по повышению значимости высоких баллов подрядчиков в системе ОЭДК при последующих отборах. Продолжится работа над внедрением цифровых инструментов, среди которых электронная подпись для ускорения сроков заключения договоров и единая цифровая площадка для совместного планирования ресурсов и контроля сроков и задач. Кроме того, решено ввести понятие «технологический партнер» и разработать критерии соответствия этому статусу.

Однако первостепенная задача для компании — сохранение объемов работ подрядчиков в условиях кризиса. «Самой эффективной мерой поддержки стало решение „Газпром нефти“ сохранить подрядные организации, — говорит генеральный директор „Юралс Кэпитал“ Артем Иванов. — В качестве примера можно привести решение „Газпромнефть-Развития“ существенно не снижать планы по освоению новых месторождений. „Газпром нефть“ взвешенно и осторожно подошла к снижению издержек, анализируя каждый свой шаг на предмет вероятности каскадных банкротств сервисных компаний. Следует отметить и уровень коммуникации менеджмента заказчика с сотрудниками подрядных организаций, и даже обращения к нам за экспертной оценкой некоторых решений. А доверие, как известно, самый дефицитный товар при любом кризисе».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ