Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Цифра заправляет бизнес — Журнал «Сибирская нефть» — №168 (январь-февраль 2020)

Цифра заправляет бизнес

Цифровые инструменты, внедряемые для корпоративных клиентов, делают бизнес эффективней и позволяют экономить

Текст:
Инфографика: Сергей Гарай
Цифра заправляет бизнес

Цифровые технологии помогают пользователям разбираться с бытовыми вопросами быстрее и проще, решая проблемы за пару касаний экрана смартфона. Не отстает от розницы и В2В-сегмент. «Газпромнефть-Корпоративные продажи» — подразделение «Газпром нефти», которое работает с коммерческими автопарками, внедряет и тиражирует IT-решения для транспортной и логистической отрасли, помогая решать задачи бизнеса с такой же легкостью, как заказ пиццы

Для большинства автомобилистов заправка — это просто. Приехал, залил топливо, оплатил, уехал. При этом почти каждый может относительно легко представить свой месячный бюджет на топливо с учетом пробега и расхода. Юридическим лицам сложнее, ведь в их парке могут быть десятки и даже тысячи автомобилей. Руководителям организаций приходится контролировать топливные расходы своих водителей, логистам — выстраивать эффективные маршруты с учетом стоимости топлива (особенно при перевозках на дальние расстояния), а бухгалтерии — вести учет и отчитываться перед налоговой службой.

Карты, деньги, две платформы

Чтобы упростить жизнь клиентам, в «Газпромнефть-Корпоративных продажах» еще в 2013 году разработали личный кабинет для пользователей своих топливных карт. Изначально инструментарий в нем сводился к мониторингу трат водителей на топливо. Но постепенно функциональность личного кабинета расширялась и вводились новые услуги. Сейчас организациям доступен целый комплекс современных и эффективных цифровых продуктов.Основа пакета услуг для корпоративных клиентов — топливно-сервисные карты. С их помощью водители получают топливо и сопутствующие товары, услуги моек, шиномонтажных мастерских и автосервисов фирм-партнеров. Менеджер компании может управлять этими картами — устанавливать лимиты и следить за расходом топлива водителями — в личном кабинете на сайте. Также в нем можно найти подробные карты АЗС и технических станций с детализацией услуг, сервисы оплаты системы «Платон» и цифровой сервис оптимизации маршрутов «Курс».

Для решения задач транспортно-логистического бизнеса необязательно находиться в офисе за стационарным компьютером: все ключевые функции личного кабинета доступны в мобильном приложении для платформ iOS и Android. Прямо в смартфоне можно узнать баланс любой выпущенной карты, оценить имеющиеся лимиты на покупку топлива, оперативно заблокировать или разблокировать карту, а также найти ближайшие заправочные станции и автомастерские.

Кроме того, программный функционал этих сервисов позволяет клиентам организовать регулярный экспорт данных о транзакциях по топливно-сервисным картам в собственные учетные системы (1С, SAP и другие), что снижает нагрузку на бухгалтеров и исключает вероятность ошибки при ручном наборе.

Пластик не предлагать

С самого начала топливная карта подразумевала удобство и контроль над расходами на нефтепродукты и упрощала ведение бухгалтерского учета. Став сервисной, карта «Газпром нефти» обеспечивает более широкий набор услуг для управления автопарком. Новый виток эволюции карты — выпуск ее виртуального образа в мобильном приложении.

Виртуальная карта имеет ряд преимуществ над пластиком: за ней не нужно ехать в офис, ее нельзя забыть или потерять, такие карты выпускаются моментально и в неограниченном количестве. При этом заправляться или получать товары и услуги на кассе АЗС можно даже без доступа к интернету.

Путь корпоративного клиента

«Решив задачу выпуска виртуальной сервисной карты в мобильном приложении, мы завершили процесс цифровизации взаимоотношений с корпоративным клиентом, — говорит генеральный директор „Газпромнефть-Корпоративных продаж“ Дмитрий Гузеев. — Наши сервисы и продукты можно получить без посещения офиса: дистанционно заключить договор, удаленно выгружать отчеты по транзакциям и обмениваться договорными документами в электронном виде. А теперь корпоративные клиенты могут получать топливо и сопутствующие товары с помощью смартфона и без пластиковой карты!»

Виртуальная карта моментально нашла своих пользователей. Корпоративные клиенты признают, что с ее помощью бизнес становится эффективнее. «Мы не испытывали никаких сомнений относительно замены пластиковых карт на виртуальные, — рассказал генеральный директор ООО «АРТП» и управляющий ГК «Балтинвест» Сергей Бахорев. Его компании управляют в Москве и Санкт-Петербурге собственными и привлеченными парками такси более чем на 1,5 тысячи легковых автомобилей, а в Ленинградской области осуществляют пассажирские маршрутные и автобусные перевозки. «В настоящий момент мы используем более 2 тысяч топливных карт. Наш опыт показал, что выпуск виртуальной карты „ОПТИ 24“ позволяет снизить операционные расходы на получение, учет и хранение пластиковых карт, решить проблемы их физического перемещения и сократить время на ввод карты в эксплуатацию».

Верным курсом

По статистике, наибольшие расходы перевозчиков приходятся на топливо, их доля составляет 30–40% от оборота. При этом поиск заправки с наименьшей ценой, как правило, осуществляется однократно: компания фиксирует список, передает водителю и контролирует заправку по списку. Пересмотр списка отнимает длительное время и ресурсы, а для компаний с большим автопарком (свыше 100 машин) ежедневный ручной мониторинг наиболее выгодных по стоимости АЗС практически невыполним.

В «Газпром нефти» разработали решение, особенно актуальное для перевозчиков на дальние расстояния. Сервис «Курс» сокращает топливные расходы благодаря математическому алгоритму. Клиент вводит конечные точки маршрута и технические данные автомобиля (например, объем топливного бака, расход топлива, удаленность АЗС от маршрута, неснижаемый остаток топлива в баке и другие параметры), а «Курс» выстраивает оптимальный план заправок с учетом исходных данных и актуальных цен на топливо.

За качество водителям можно не переживать: «Курс» отображает только станции сети «Газпромнефть», «ОПТИ 24» для грузового транспорта и партнерские станции, топливо на которых проверено собственной системой контроля качества.

Итоги пилотных испытаний сервиса «Курс»

Испытания эффективности «Курса» проходили при участии компании Dentro — крупного перевозчика с парком более 1000 автомобилей. В течение месяца грузовые машины компании выстраивали планы заправок при помощи «Курса». В результате IT-решение показало экономию в 1,1% по сравнению с прежним, ручным способом составления плана заправок. «Это существенный экономический эффект, — говорит генеральный директор Dentro Игорь Илькаев. — Никаких дополнительных издержек для интеграции сервиса „Курс“ с нашей стороны не потребовалось — ни дополнительных сотрудников, ни какой-либо новой нагрузки на IT-инфраструктуру».

Уникальность «Курса» состоит в том, что сервис выступает в качестве помощника диспетчера как для крупных игроков, так и для малых предприятий. Экономия на топливе за счет использования сервиса может доходить до 30 тысяч рублей в год для одного автомобиля. Нетрудно посчитать, что выгода для крупного перевозчика масштаба Dentro измеряется десятками миллионов рублей ежегодно.

«Оптимальный маршрут прокладывается в зависимости от стоимости бензина на нашей и партнерских сетях. Все в плюсе: водители могут экономить, партнеры — увеличить прокачку на своих станциях, а компания — нарастить объемы поставок», — подчеркивает директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

Кредитка для юрлица

Как и заправка, пополнение счета — это простой процесс для частных лиц и сложный — для юридических. Бухгалтер компании формирует платежное поручение, указывает в нем номер договора, на который зачисляются средства, подписывает и отправляет платежное поручение банку. Проделать все эти операции необходимо в рабочий банковский день, так как платежные поручения не обрабатываются по выходным и в праздники. Далее нужно ждать, пока платеж обработает банк-получатель денежных средств и сам получатель. В итоге процесс, который у физлица занимает пару минут, для юридического лица может растянуться на несколько дней.

Ситуацию усложняет то, что без средств на топливном счете перевозчик не может пользоваться услугами компании и заправлять транспорт, а значит — теряет время и деньги. В «Газпром нефти» решили проблему и разработали новый сервис, который дает возможность пополнять счет договора с помощью обычной банковской карты. Если компания не может перевести деньги по платежному поручению (ночью, в выходные или праздничные дни), достаточно сделать перевод с корпоративной или личной банковской карты. Деньги поступят на счет моментально, даже ночью, и их сразу можно потратить на покупку топлива или сопутствующих товаров и услуг.

Сервис «Курс» сокращает топливные расходы благодаря математическому алгоритму. Клиент вводит конечные точки маршрута и технические данные автомобиля, а «Курс» выстраивает оптимальный план заправок

Этот сервис перевозчики в основном используют по пятницам после 16 часов, чтобы обеспечить наличие средств на топливном счете в выходные дни. Услуга оказалась востребованной и в ночное время — например, владельцами пекарен, которые пополняют счет с карты в 3–4 часа утра, чтобы у их водителей была возможность заправить транспорт и развести продукцию до начала работы торговых точек.

Сейчас порядка 1% от всех платежей, которые поступают от клиентов, приходятся на банковскую карту. Количество пользователей сервиса постепенно растет. Каждый день подключаются от трех до пяти новых компаний. Корпоративные клиенты «Газпром нефти» стали реже сталкиваться с проблемой заблокированного договора из-за отсутствия денег на балансе. А значит, они могут не переживать, что их бизнес встанет вместе с автотранспортом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ