Экзамен в пустыне — Журнал «Сибирская нефть» — №168 (январь-февраль 2020)

Экзамен в пустыне

Масла «Газпром нефти» в шестой раз прошли испытание самой экстремальной гонкой планеты — «Дакаром»

Текст: Александр Щелгачев
Фото: World agency & AutoSportMedia

«Газпромнефть — смазочные материалы» в шестой раз выступили техническим партнером участников легендарного ралли-марафона «Дакар». Компания обеспечила моторными и трансмиссионными маслами G-Energy грузовики и боевые внедорожники команд «МАЗ-СПОРТавто» и G-Energy X-Raid Team, а также оказала необходимую техническую поддержку в подборе и диагностике смазочных материалов на протяжении всего ралли-рейда

Климатический максимум

В 2020 году знаменитое ралли «Дакар» стало еще сложнее. Маршрут впервые прошел по Саудовской Аравии, и большая его часть пришлась на песчаные трассы, в том числе на «Пустую четверть» — крупнейшее непрерывное пространство песчаной пустыни, известное как пустыня Руб-эль-Хали. Общая протяженность марафона составила более 7000 км, из которых 5000 км прошли в гоночных условиях на 12 спецучастках. «Дакар-2020» преподнес спортсменам перепады температуры от плюс 20 днем до ноля ночью, дюны высотой 300 метров, острые камни и горячий песок.

На бивуаках в этом году были ужесточены правила обслуживания боевых автомобилей: на одном из них на все про все дали лишь 10 минут, на другом механикам вообще запретили вмешиваться, предоставив участникам гонки самим разбираться с проблемами или обращаться к коллегам.

В подобных условиях надежность техники приобретает особое значение, а правильно подобранные масла играют важнейшую роль для защиты от поломок.

Для команды «МАЗ-СПОРТавто» такими маслами уже шестой год становится продукция «Газпромнефть — смазочных материалов». В частности, механики команды отмечают адаптивную формулу масел G-Energy (Adaptive Components Formula, ACF), которая усиливает необходимые эксплуатационные свойства в зависимости от режимов работы двигателя. Благодаря ей при максимальных нагрузках активизируются компоненты, обеспечивающие защиту двигателя от износа и отложений.

Полевые исследования

Любая поломка может стать роковой и выбить экипаж из гонки. Как, например, случилось в этом году с многолетним фаворитом и нередким победителем «Дакара» Эдуардом Николаевым, выступающим на КамАЗе. Из-за проблем с двигателем он сошел с дистанции, пройдя только половину пути. Избежать подобных неприятностей позволяет ежедневный мониторинг состояния отработанного моторного масла. Всего по нескольким каплям масла можно определить, как чувствуют себя двигатель и другие агрегаты, способны ли они выдавать полную мощность и сколько времени смогут провести без ремонта.

Александр Волков
Александр Волков,
руководитель направления эксплуатационного мониторинга и технических сервисов для автомобильной и спецтехники «Газпромнефть — смазочных материалов»:

После двух марафонских заездов, предполагавших самые интенсивные нагрузки на двигатель, поскольку маршрут проходил насквозь через дюны, лаборатория отметила снижение части эксплуатационных показателей масел, например, таких как щелочное число. Это означает, что продукты работали в режимах сверхнагрузок. Сказалась протяженность супермарафонского этапа, состоявшего из двух гоночных дней. Преобладали скоростные секции с высокими для агрегатов нагрузками — тяжелыми дорожными условиями. Но даже за всю продолжительную дистанцию продукты не выработали свой ресурс. Своевременный анализ жидкостей позволил выявить изменение состояния агрегатов и увеличить интервал замены масел в редукторах, а значит — сэкономить драгоценное в гонке время.

Александр Трухан
Александр Трухан,
генеральный директор
«Газпромнефть —
смазочные материалы»:

Прямое сотрудничество с крупнейшими производителями автомобильной техники и участие в самых сложных международных соревнованиях позволяют нам получать обратную связь от пилотов, механиков и инженеров в режиме реального времени. Мы учитываем полученные данные при разработке новых видов моторных, трансмиссионных и редукторных масел. Благодаря такой экспертизе мы первыми в России вывели на рынок специализированные продукты для автоспортивных и грузовых автомобилей с высокими нагрузками, которые неизменно подтверждают свою эффективность в экстремальных эксплуатационных условиях.

Ежедневный мониторинг МАЗов проводила мобильная лаборатория «Газпромнефть — СМ». В ходе гонки специалисты отобрали порядка 100 проб, каждая из которых прошла испытания по 20 параметрам. При помощи оборудования передвижного лабораторного комплекса — вискозиметра, инфракрасного и рентгено-флуоресцентного спектрометров — экспресс-диагностику двигателей и трансмиссий спортивных автомобилей проводили прямо на бивуаке в полевых условиях. Фиксируя динамику изменений физико-химических параметров масел, работавших во время гонки, специалисты помогали механикам диагностировать состояние узлов и агрегатов. Это позволило снизить число внеплановых ремонтов во время прохождения спецучастков и заранее предусмотреть план работы механиков для следующих этапов.

«Лаборатория однажды спасла нас от схода. В машине множество узлов и агрегатов, для осмотра которых необходим частичный или полный разбор. В случае проведения анализа специалистами лаборатории эта необходимость уходит, — говорит руководитель „МАЗ-СПОРТавто“, призер ралли „Дакар-2020“, Сергей Вязович. — Анализ масла из редуктора моста выявил лишние металлы, и специалист рекомендовал детально осмотреть этот редуктор. И действительно, механизм был поврежден. Дальнейшее движение на этом узле остановило бы автомобиль на скоростном участке».

Для белорусского экипажа гонка в этом году закончилась вполне удачно: команда Сергея Вязовича в соревнованиях грузовиков заняла третье место, уступив только КамАЗу. А масла «Газпром нефти» вновь доказали, что могут выдерживать экстремальные нагрузки и сохранять свои рабочие свойства с хорошим запасом.

На «Дакаре-2020» команда Сергея Вязовича заняла в соревнованиях грузовиков третье место, уступив КамАЗу

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ