Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Вадим Яковлев: «Газпром нефть» — арктический чемпион» — Журнал «Сибирская нефть» — №168 (январь-февраль 2020)

Вадим Яковлев: «Газпром нефть» — арктический чемпион»

Проект «Газпром нефти» по разработке Новопортовского месторождения стал победителем премии Excellence in Project Integration, которая ежегодно вручается на крупнейшей отраслевой конференции International Petroleum Technology Conference (IPTC). «Газпром нефть» первой среди российских компаний получила эту престижную награду

Премия Excellence in Project Integration присуждается проекту с инвестициями свыше 500 млн долларов, показавшему на уровне отрасли выдающиеся достижения на всей цепочке создания ценности: в управлении проектом, геологии, бурении, инжиниринге, строительстве, безопасности и развитии региона. Награда ежегодно вручается на крупнейшей нефтегазовой конференции, организованной с целью продвижения новых научно-технических знаний и достижений.

В этом году в тройку финалистов помимо «Нового Порта» вошли проект Kaombo от Total на ультраглубоководном шельфе Анголы (глубина моря — 1950 м) и один из первых в мире плавучих заводов сжиженного природного газа (СПГ) от PETRONAS. Специалисты называют их уникальными по сложности реализации.

Проект Kaombo включает освоение 6 месторождений с 9 пластами, три из которых относятся к подсолевым залежам, что осложняет их исследование сейсморазведкой. Подводные добычные комплексы расположены на площади 800 кв. км, что делает проект самым крупным в Анголе и одним из самых крупных в мире. Под водой проложено 300 км трубопроводов. Суммарная добыча нефти составляет 230 тыс. баррелей в сутки (около 11 млн тонн в год).

PETRONAS FLNG — проект по производству СПГ на плавучем заводе на месторождении Кебабанган в 90 километрах от берега. Основное предназначение этого плавучего завода — освоение низкоэффективных небольших, отдаленных от берега и не окупающих строительство газопровода месторождений газа. Ранее FLNG работал на месторождении Кановит в 180 км от береговой линии, откуда был перемещен на новый участок в 2019 году. Производительность завода составляет 1,2 млн тонн СПГ в год.

Несмотря на такую серьезную конкуренцию, самую высокую оценку профессионального сообщества получил арктический актив «Газпром нефти». Новопортовское месторождение — одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений полуострова Ямал. Сложность разработки обусловлена его геологическими особенностями: низкопроницаемыми коллекторами, высокой расчлененностью залежей. Здесь применяются современные технологии бурения, строятся горизонтальные и многоствольные скважины, используется многостадийный гидроразрыв пласта. Главные вызовы с точки зрения логистики и наземного обустройства — удаленность транспортной инфраструктуры и суровые климатические условия. Для вывоза Новопортовской нефти был разработан морской маршрут, включающий использование морского отгрузочного терминала, нефтяных танкеров и ледоколов. Важный этап в развитии проекта — строительство установки по подготовке газа, открывшей возможности обратной закачки газа и смешивающегося вытеснения для повышения нефтеотдачи. Проект стал площадкой для внедрения новых цифровых решений в области производственной безопасности. Его реализация обеспечила развитие Северного морского пути и региона в целом.

«Газпром нефть» — арктический чемпион

Заместитель генерального директора по разведке и добыче «Газпром нефти» Вадим Яковлев — о том, чем уникален проект «Новый Порт» и что означает для компании высокая международная оценка его реализации

СН

Что означает для «Газпром нефти» получение такой премии, как Excellence in Project Integration?

В.Я.

В стратегии компании мы говорим, что стремимся к отраслевому лидерству, хотим стать ориентиром для других. А для этого необходимо признание со стороны коллег из индустрии. Именно в этом в первую очередь заключается ценность полученной награды. Она символизирует высокую оценку профессионалов, которые выделяют нас как лучших, как победителей в очень конкурентном соревновании. Ведь на премии нас сравнивали с уникальными для отрасли проектами: это плавучий СПГ-завод компании PETRONAS, который способен перемещаться от месторождения к месторождению. Это сверхглубоководный проект компании Total, где добыча ведется на глубине 2000 метров с использованием подводных комплексов и общей протяженностью системы сбора на этой глубине свыше 300 км. Вот тот технологический уровень, та высшая лига, в которой мы не просто играем, но и побеждаем. Поэтому получение премии от IPTC — это яркая весомая демонстрация того, что уровень наших проектов впечатляет отрасль в мировом масштабе, определяется ею как фронтир сегодняшних технологических возможностей работы в арктических условиях.

СН

В чем уникальность и сложность реализуемого компанией проекта по освоению Новопортовского месторождения?

В.Я.

Новопортовское месторождение по нынешним меркам относится к группе месторождений-гигантов. Его запасы нефти — более 250 млн тонн, а газа — более 360 млрд кубометров. Одна из его особенностей — многокомпонентные залежи, которые содержат и нефть, и газ, и конденсат. Бывает, что недропользователь делает ставку на какую-то одну группу запасов: только нефть, или только газ. А второй продукт остается как бы побочным, его добыча не всегда в приоритете. Но мы смогли найти оптимальное применение каждому виду углеводородов (УВ). Нефть мы по морю отгружаем на рынки. Газ сейчас закачивается в пласт, чтобы поддерживать пластовое давление и увеличивать нефтеотдачу. По мере того как этот эффект станет менее значимым, мы реализуем следующую фазу проекта: строительство газовой инфраструктуры, которая позволит нам поставлять газ на товарные рынки. Легкие фракции УВ, которые мы получаем в процессе подготовки нефти и газа, мы также закачиваем в пласт для увеличения подвижности нефти и, соответственно, нефтеотдачи. То есть мы разрабатываем месторождение комплексно, максимально эффективно используя все виды запасов.

Второй важный момент: проект реализован в очень сложных климатических условиях. Температура на Ямале опускается ниже 50 градусов, а место отправки новопортовской нефти на рынок — Обская губа. Более 250 дней в году она находится подо льдом, причем вода там практически пресная, а значит, замерзает гораздо лучше морской: толщина ледового покрова достигает 2,5 метров. Поэтому в этой зоне создать перевалочный терминал было сложнее, чем в более северных широтах, на соленой воде. Наши условия действительно уникальны для отрасли, такого нет больше нигде в мире.

И, наконец, «Газпром нефть» стала первой компанией, которая начала круглогодично отгружать нефть с Ямала потребителям по Северному морскому пути. Для решения этой задачи мы создали уникальный логистический комплекс. Это отгрузочный терминал «Ворота Арктики» и флот, который позволяет нам работать в ледовых условиях, — танкера ледового класса, ледоколы, обеспечивающие сопровождение танкеров и несущие боевое дежурство в районе терминала. Этот логистический комплекс позволяет нам доставлять на рынок 8 млн тонн нефти в год — объем, на который мы вышли и собираемся в ближайшие годы поддерживать. Сегодня уже можно говорить о том, что нам удается оптимальным образом использовать имеющуюся инфраструктуру и максимизировать отдачу от инвестиций в создание и развитие этого транспортного хаба. Фактически наш проект позволил распечатать нефтяные запасы Ямала. Ведь Новопортовское месторождение открыто более 50 лет назад. Просто раньше никто не мог придумать, как эту нефть добыть и доставить потребителям, чтобы это было рентабельно.

СН

Что стало, на ваш взгляд, ключевым фактором успешной разработки Новопортовского месторождения?

В.Я.

Когда мы начинали проект, в нем был целый ряд неопределенностей. И самая первая — это способ транспортировки сырья. Мы рассматривали разные возможности — и строительство нефтепровода, и доставку железнодорожным транспортом. В конце концов был выбран вариант, который оказался самым сложным и уникальным, — доставка морем. Причем его рассматривали чуть ли не последним, что называется за компанию, поскольку раньше никто такую возможность всерьез даже не обсуждал. Но именно этот способ оказался наиболее эффективным. Кроме того, он показал, что такой транспортный путь открыт и аналогичные возможности отгрузки есть и с других месторождений, находящихся за полярным кругом.

Наверное, этот проект как раз и отличает, что когда мы начинали его рассматривать, то были готовы к разным вариантам развития событий, просчитывали возможности и по логистике, и по объемам добычи и смогли найти оптимальное решение.

СН

Организатор премии — International Petroleum Technology Conference — подчеркивает, что она вручается проекту, показавшему на уровне отрасли выдающиеся достижения на всей цепочке создания ценности. Могли бы вы отметить такие достижения, в частности, в технологиях?

В.Я.

Премия действительно присуждается за успехи в интеграции проектных решений. Эксперты рассматривают все аспекты проекта, а не только производственную цепочку: работу с пластом, инфраструктурные решения, транспортные решения, технологическую составляющую, учет требований безопасности, то, как проект влияет на развитие региона. То есть чем многогранее проект, тем больше у него шансов на успех. Конечно, оценивается не только количество составляющих и их сложность, но и качество управления — насколько удалось реализовать первоначальные планы, эффективность управления теми рисками, неопределенностями, с которыми мы неизбежно сталкиваемся при реализации проектов.

Если говорить про технологический аспект, то он определяется тем, что Новопортовское месторождение имеет сложное геологическое строение. Поэтому мы используем самые современные решения в бурении, создавая сложные горизонтальные и многоствольные скважины. Протяженность отдельных горизонтальных стволов на Новом Порту превышает 2,5 тыс. метров, хотя в начале работы составляла только 1000 метров. На многоствольных скважинах общая протяженность уже более 7000 метров. На более глубоких пластах применяется многостадийный гидроразрыв пласта (МГРП). Количество стадий ГРП также растет, что позволяет добыть максимум. Наша задача — вовлекая более сложные запасы и применяя более сложные дорогие технологии, постоянно удешевлять их, набираясь опыта и повышая уровень эффективности. Важно и то, что мы применяем эти технологии массово. Для нас это не отдельные объекты искусства, а своего рода промышленный конвейер, который выдает все более и более технологически сложную продукцию.

СН

Сегодня любой успех принято монетизировать. Если говорить о премии в таких терминах, что она даст «Газпром нефти»?

В.Я.

Эта победа — подтверждение того, что мы способны успешно решать нетривиальные задачи в самых сложных условиях. Она показывает, что мы умеем справляться с неопределенностями и получать финансовую отдачу даже от рискованных инвестиций. Это позволяет развиваться нам самим, а также формировать значительный спрос в смежных отраслях: машиностроении, судостроении, нефтесервисе; формировать стимулы для развития регионов нашей деятельности.

Все это вселяет в наших партнеров уверенность, что мы, как компания-лидер, как арктический чемпион, способны и дальше с успехом работать и в Арктике, и в других регионах. До нас ни одна российская компания эту премию не получала, и это хороший вклад в укрепление репутации. Наша эффективность в реализации арктических проектов уже принесла нам дивиденды: материнская компания доверила нам в качестве оператора освоение неоком-юрских залежей на очень крупных проектах, таких как Бованенково, Харасавэй и другие. Это огромный портфель, который мы получили во многом благодаря успехам на Новом Порту.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ