Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Начинайте! — Журнал «Сибирская нефть» — №173 (июль-август 2020)

Начинайте!

Президент России дал старт работе комплекса переработки нефти «Евро+» на Московском НПЗ

Текст:
Фото: Сергей Шинов, Владимир Антропов, Стоян Васев, Getty Images
Начинайте!

23 июля президент России Владимир Путин по видеосвязи дал старт работе нового комплекса «Евро+» Московского нефтеперерабатывающего завода «Газпром нефти». В церемонии пуска приняли участие министр энергетики Российской Федерации Александр Новак, мэр Москвы Сергей Собянин и председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. К этому событию компания шла пять лет, начав в 2015 году второй этап модернизации МНПЗ. «Евро+» стал главным проектом этого этапа. Комплекс обеспечит полный производственный цикл: от первичной подготовки нефти до производства продукции — бензина, дизельного топлива, в том числе зимних сортов, авиационного керосина. Он заменит пять действующих установок предыдущего поколения

Для того чтобы оценить важность запуска «Евро+», надо понимать, как был устроен МНПЗ до сегодняшнего момента. Конфигурация предприятия — это больше 30 установок, связанных в два технологических кольца. Такая схема обеспечивает непрерывность производства во время плановых ремонтов, на которые кольца уходят по очереди. Пока одно стоит, другое работает. Конечно, в этот период мощность переработки снижается. Но на московском заводе это еще и происходило непропорционально. Дело в том, что одно кольцо было создано в 1980-х и уже практически полностью модернизировано. Другое работало с 1960-х, причем его производительность была гораздо ниже. Именно его и заменил «Евро+», что ликвидировало дисбаланс, повысило эффективность и экологичность производства.

Новый комплекс будет работать по полному циклу: от первичной переработки до получения готовой продукции — бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Это первый подобный проект в современной истории отечественной нефтеперерабатывающей отрасли.

Евростройка

Уникальные проекты — уникальные решения. Эта формула описывает весь процесс создания «Евро+» с самого этапа проектирования. Первой и одной из самых сложных задач стала необходимость размещения полномасштабного нефтеперерабатывающего производства на очень маленькой для этого площадке размером всего 180×340 кв. м или чуть больше 6 га. «Такое ограничение по территории заставило размещать оборудование не горизонтально, а вертикально, на высоких эстакадах в четыре, а где-то и в пять ярусов», — рассказал технический директор Московского НПЗ Максим Артеменко.

Еще одной масштабной задачей стала доставка в Москву конструкций строящегося комплекса. Например, длина колонны атмосферной перегонки блока первичной переработки превышает 66 м, а ее масса — 385 тонн. Она плыла в столицу из Петрозаводска по Волго-Балтийской транспортной системе. Похожее путешествие из Санкт-Петербурга в Москву длиной почти в 1,5 тыс. км совершало и крупногабаритное оборудованием с Ижорских заводов. А вот 25-метровые реакционные аппараты очистки сырья для получения высокооктанового компонента бензинов приехали из Волгограда на специальных грузовых тягачах. Это 970 км, причем двигаться с таким грузом можно только по ночам.

Владимир Путин
Владимир Путин,
президент России

Успешно реализован действительно очень важный масштабный проект. За счет использования российских технологий и оборудования создан по-настоящему современный промышленный объект с высоким уровнем автоматизации, насыщенный цифровыми технологиями и решениями. Благодаря новому комплексу существенно повысится эффективность переработки нефти на Московском НПЗ, увеличится выпуск бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Это все позволит более гибко реагировать на запросы рынка, а главное, стабильно, бесперебойно поставлять топливо на АЗС и в аэропорты столичного региона.

В целом в создании «Евро+» поучаствовали, наверное, все крупнейшие российские производители оборудования, профильные научные институты и строительные компании. А генподрядчиком строительства выступил ведущий российский центр управления проектированием, поставками и строительством НИПИГАЗ. Таким образом, «Газпром нефть» только в рамках этого проекта инвестировала в развитие отечественных предприятий разных сфер деятельности из 15 регионов более 60 млрд рублей.

Удерживаться в параметрах проекта позволила современная система управления строительством, главный принцип которой — этапность. Это минимизировало риски, дало возможность заказывать, доставлять и монтировать оборудование в соответствии с текущими бизнес-приоритетами. Впервые в заводской практике строители использовали укрупненную сборку частей установок — модульных блоков.

Александр Дюков
Александр Дюков,
председатель правления «Газпром нефти»

Цель масштабной модернизации Московского НПЗ — вывести завод на уровень лучших мировых нефтеперерабатывающих предприятий по производственным и экологическим характеристикам. С пуском «Евро+» мы делаем еще один важный шаг к достижению этой цели. Комплекс сочетает современные технологии переработки нефти, один из самых высоких в отрасли уровень автоматизации, а также инновационные цифровые решения. Сегодня «Евро+» задает стандарты завода будущего. Мы продолжаем развитие Московского НПЗ: третий этап программы модернизации будет направлен на дальнейший рост экологических характеристик и глубины переработки нефти. Общие инвестиции компании в развитие предприятия с 2011 по 2025 год превысят 350 млрд рублей.

Конечно, стройка такого масштаба — это очень большие вложения, причем единовременные. В случае с «Евро+» инвестиции составили 98 млрд рублей. Однако и мировой, и отечественный опыт строительства комбинированных установок переработки нефти говорит о том, что эти затраты окупаются с лихвой. «Применение комбинированных установок первичной переработки — явление крайне редкое в российской нефтеперерабатывающей отрасли, — отметил руководитель информационно-аналитического центра RUPEC Андрей Костин после начала строительства комплекса. — Причина в большом объеме инвестиций, ведь фактически это завод в заводе. К неоспоримым преимуществам комбинированных установок можно отнести возможность вписать их в ограниченную территорию, а также низкие операционные издержки относительно того же набора отдельно стоящих установок».

Гибкость и производительность

С экономической точки зрения появление «Евро+» для Московского НПЗ — это 15%-ный рост выпуска бензина, 40%-ный — дизельного топлива и двукратный — авиакеросина. Работая на таком емком топливном рынке, как московский, беспокоиться о сбыте дополнительных объемов не приходится.

Конечно, опыт 2020 года с его кризисами и пандемиями говорит о том, что стабильность — это точно не главная характеристика современного мира. Однако и здесь «Евро+» дает дополнительные преимущества за счет возможности гибко регулировать продуктовую корзину. Когда московские аэропорты работают в нормальном режиме, предприятие производит максимальное количество высокомаржинального авиатоплива. Сегодня, когда коронавирус фактически остановил работу авиаузлов всего мира, в том числе московского, завод может сместить фокус внимания с производства керосина на выпуск дизеля. Старое технологическое кольцо такой возможности не предоставляло.

«Кроме того, мы начинаем вырабатывать зимнее дизельное топливо по новой технологии, — рассказал генеральный директор „Газпромнефть-МНПЗ“ Виталий Зубер. — Дизельная фракция после гидроочистки теперь напрямую направляется на депарафинизацию, где платиновый катализатор снижает температуру застывания продукта».

С вводом «Евро+» продуктовую линейку завода пополнит и 100-й бензин. В столице он пользуется спросом. Источником топлива будет секция 200. Это установка каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализаторов. Применение такой схемы дает возможность максимально снизить давление, при котором происходит процесс, и получить бензин с максимально возможным октановым числом 104. Но даже без G-100 новый комплекс значительно повысит октановый пул завода: за счет роста производства самого ходового АИ-95.

В целом «Евро+» до 85% повысит показатель глубины переработки МНПЗ. Еще одним важным экономическим эффектом ввода нового комплекса станет переход всего предприятия на четырехлетний межремонтный цикл.

Фото: Сергей Шинов, Владимир Антропов, Стоян Васев

Цикл надежности

К полному переходу на четырехлетний межремонтный пробег Московский НПЗ идет с 2011 года. То есть с самого начала реализации комплексной программы модернизации. Разумеется, все новые объекты программы модернизации изначально рассчитывались на четырехлетний цикл. Этот же параметр закладывался и при реконструкции установок, которые решено было оставить в эксплуатации. Так как с запуском «Евро+» порядка 85% производственного комплекса предприятия формируют новые или кардинально обновленные объекты, на четырехлетний цикл перейдет весь завод, кроме сезонных объектов, таких как битумные установки. Им столь длительные межремонтные периоды просто не нужны. Однако, по словам руководителя МНПЗ, техника — это еще не все. «Многое зависит от повседневных эксплуатационных затрат, от культуры эксплуатации, обслуживания и управления этими установками, — подчеркнул Виталий Зубер. — Поэтому мы развиваем отдельное направление — управления надежностью. Его задача — анализировать состояние оборудования, принимать участие в расследовании отказов, разрабатывать предложения по предотвращению этих отказов и повышению надежности. Для этого специалисты используют самые современные методы анализа надежности, основанные на риск-ориентированном подходе, в том числе цифровые инструменты».

В числе таких инструментов — система «Смотр», отслеживающая отклонения от норм технологического режима. Она работает на всех установках НПЗ. В свою очередь, система мониторинга критических параметров в онлайн-режиме отображает информацию о работоспособности важнейших технологических элементов и оповещает о срабатывании сигнализаций, блокировок и противоаварийной защиты.

Увеличивает надежность «Евро+» и фактически полная его автономность. Так, блок оборотного водоснабжения снабжает комплекс водой для охлаждения продуктов и динамического оборудования. Котлы-утилизаторы секции 200 вырабатывают пар сверхвысокого давления, необходимый для работы комплекса. Кроме того, «Евро+» имеет собственную электроподстанцию. «Комплекс полностью изолирован от всего завода. И даже если весь завод стоит на капитальном ремонте, он полностью себя обеспечивает всеми необходимыми потоками, не предназначенными для переработки», — уточнил Максим Артеменко.

При этом за счет высокой энергоэффективности «Евро+» Московский НПЗ более чем на 7% сократит годовое энергопотребление. Здесь компактность, которая мешала строителям, стала большим преимуществом. Она позволяет максимально эффективно использовать тепловую энергию за счет интеграции потоков. Продукты, которые необходимо остудить, отдают свою энергию сырью, которое необходимо нагреть. За счет сокращения количества технологических, энергетических и инженерных коммуникаций исчезает необходимость в промежуточных резервуарах.

Высокотехнологичный комплекс переработки нефти ЕВРО+

ЕВРО+ обеспечит полный производственный цикл от подготовки нефти до производства бензина, дизельного топлива и авиационного керосина. Новый комплекс заменит сразу пять установок 1960-х годов постройки Высокотехнологичный комплекс переработки нефти ЕВРО+

Экология в фокусе

Для современного НПЗ, тем более расположенного на территории огромного мегаполиса, безопасность и экологичность не менее важны, чем производительность. С вводом каждой новой установки и модернизацией каждого действующего объекта производство Московского НПЗ становится все чище. Запуск «Евро+» снизит уровень воздействия производства на окружающую среду на 11% с каждой тонны переработанной нефти. «Огромное количество людей, которые проживали рядом с этим заводом, постоянно жаловались на тяжелую экологическую ситуацию, которая складывалась в районе. В 2011 году мы подписали соглашение о реконструкции Московского НПЗ. Это соглашение неукоснительно исполняется», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин во время одного из посещений предприятия, добавив, что Московский нефтеперерабатывающий завод «с точки зрения экологии будет одним из ведущих предприятий не только в России, но и в Европе».

Столичный градоначальник знает, о чем говорит, ведь данные о состоянии окружающей среды в районе предприятия напрямую поступают московским природоохранным органам. «Евро+» изначально интегрирован в городскую систему экологического контроля. Комплекс оборудован автоматизированной системой мониторинга воздуха (АСМВ), данные с которой в онлайн-режиме поступают экологическим службам.

Датчики постоянно контролируют качество воздуха и в районе инновационной системы утилизации избыточных газов закрытого типа. 24 ступени и 128 горелок безопасно, надежно и с нулевым воздействием на атмосферу ликвидируют избыток газообразных веществ, которые образуются при сбоях в производственном процессе. Утилизация происходит в закрытой защищенной огнеупорной камере. Эффективность удаления продуктов разрушения газообразных отходов превышает 99,9%. Это лучший показатель сокращения воздействия на окружающую среду.

Фото: Сергей Шинов, Владимир Антропов, Стоян Васев

Цифровой завод

Будущее промышленности — это цифровые технологии. Запуск «Евро+» в «Газпром нефти» называют важным шагом к созданию цифрового завода. Новый комплекс обзавелся цифровым двойником еще до своего физического рождения. Цифровая модель комплекса, наполненная инженерными данными, параметрами всех конструкций, информацией о материалах и функциональных свойствах каталитических систем, динамического и статического оборудования была создана еще на этапе проектирования. На ее основе «Евро+» строился, с ее помощью будет и работать. Digital twin станет важным элементом управления эксплуатацией, надежностью и ремонтами.

Цифровая архитектура комплекса включает два уровня автоматизации. Первый (базовая автоматизация) — это контрольно-измерительные приборы, поточные анализаторы. Всего более 15 тыс. датчиков. Завязанные на единый контур автоматизированных систем управления (АСУТП), они обеспечивают безопасное ведение технологического процесса, проводят самодиагностику, выявляют возможные неисправности.

Второй уровень — система усовершенствованного управления технологическими процессами (СУУТП). Здесь уже решаются более сложные задачи: автоматический выбор оптимального режима работы установок, оптимизация расхода сырья, энергии, реагентов, катализаторов, управление качеством.

Александр Новак
Александр Новак,
министр энергетики России

Компания «Газпром нефть» последовательно реализует масштабную программу модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Запуск комплекса переработки нефти «Евро+» — это знаковое событие для нашей нефтеперерабатывающей отрасли, для всех жителей Москвы и России. Этот высокотехнологичный комплекс повысит экологичность производства. Здесь будут производиться высокоэкологичные классы бензина, дизельного топлива, авиационного керосина. Запуск позволит увеличить экспорт продукции. Все это полностью соответствует задачам, которые перед нефтеперерабатывающей отраслью поставил президент.

Все, что происходит дальше, уже не автоматизация, а цифровизация. Данные от первого и второго уровней поступают на единую платформу, созданную на основе технологий промышленного интернета вещей и больших данных. Здесь производство оптимизируется на уровне всего предприятия. Формируется максимально эффективная корзина нефтепродуктов исходя из потребностей рынка и производственных возможностей. Данные, поступающие с установки, доступны в режиме реального времени в Центре управления производством МНПЗ и едином Центре управления эффективностью «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге.

За счет применения цифровых технологий в управлении комплексом задействовано меньше ста человек. При этом у «Евро+» все в порядке и с информационной безопасностью. В создании программно-аппаратного комплекса участвовали российские ученые и применялись собственные разработки «Газпром нефти», что обеспечивает независимость от импортных программных продуктов.

Новый этап

Цифровой завод, максимально эффективный и безопасный за счет сквозного цифрового моделирования, применяющего алгоритмы обработки больших данных и машинного обучения для быстрого принятия решений, способного исключить человека из рутинных процессов обслуживания — это, конечно, будущее. А настоящее — это масштабная программа комплексной модернизации производства предприятия, которая с запуском «Евро+» не заканчивается. Ввод в эксплуатацию «Евро+» завершил программу вывода из эксплуатации установок прошлого поколения и положил начало новому, уже третьему этапу модернизации, направленному на повышение глубины переработки нефти.

Ключевым проектом в 2021–2025 годах станет строительство комплекса глубокой переработки нефти, благодаря которому завод увеличит глубину переработки до 99% и полностью прекратит выпуск мазута.

Модернизация МНПЗ

«Газпром нефть» ведет программу модернизации Московского НПЗ с 2011 года. С 2011 по 2015 годы на первом этапе модернизации на предприятии были построены новые установки, обеспечивающие выпуск топлива «Евро-5». Московский НПЗ на три года раньше установленного срока перешел на 100%-ное производство топлива пятого экологического класса. Был выведен из эксплуатации ряд устаревших производственных комплексов. Внедрены современные технологии производства битума.

Фото: Сергей Шинов, Владимир Антропов, Стоян Васев

С 2015 года продолжается второй этап программы, в рамках которого начали работу уникальные биологические очистные сооружения «Биосфера». Они повысили эффективность очистки воды до 99,9% и обеспечили практически замкнутый цикл водопотребления. Для надежного снабжения столицы на Московском НПЗ работает автоматизированный терминал отгрузки продукции, который обеспечивает абсолютно герметичную загрузку бензина, дизельного топлива и авиационного керосина в автоцистерны. Общие инвестиции «Газпром нефти» в программу модернизации Московского НПЗ в период с 2011 по 2025 годы превысят 350 млрд рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ