Эволюция бункеровки: от мазута к СПГ — Журнал «Сибирская нефть» — №173 (июль-август 2020)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Эволюция бункеровки: от мазута к СПГ — Журнал «Сибирская нефть» — №173 (июль-август 2020)

Эволюция бункеровки: от мазута к СПГ

Текст:
Фото: Асхат Бардынов
Эволюция бункеровки: от мазута к СПГ

Бункеровка в «Газпром нефти» выделена в отдельную бизнес-единицу в 2007 году. За это время «Газпромнефть Марин Бункер» вошел в тройку крупнейших бункеровочных компаний страны с годовым объемом продаж 3 млн тонн. Выиграть конкуренцию у более опытных игроков помогло четкое понимание отраслевых трендов. Разбираемся, что представляла собой отрасль в начале 2000-х и как трансформировалась за эти годы

Эпоха мазута

Из-за того, что бункеровка является сервисной отраслью для судоходства, основными драйверами процессов трансформации внутри нее, как правило, становятся технологические, экологические и правовые изменения в морской отрасли, а также развитие технологий нефтепереработки.

В начале века экологическая карта мирового судоходства имела совершенно другой вид, сильно отличаясь от нынешней. Международная морская организация (IMO) выделяла только одну зону контроля за выбросами с судов (ECA) — район Балтийского и Северного морей — с максимально допустимым содержанием серы в судовых выбросах не более 1,5%. Все остальные акватории можно было бороздить на топливе с 4,5% серы. Это делало мазут доминирующим продуктом на бункерном рынке. Его доля тогда превышала 80%.

Недостатка в таком топливе не было. Невысокая глубина переработки на нефтеперерабатывающих предприятиях обеспечивала его бесперебойное производство для нужд бункеровки. К российскому рынку это относилось в полной мере. До прихода в отрасль вертикально интегрированных нефтяных компаний оставалось несколько лет (в начале 2000-х лишь ЛУКОЙЛ организованно занимался поставками судовых топлив). На рынке главенствовали частные компании. Тем годам сопутствовал казавшийся порой катастрофическим повсеместный (за исключением, пожалуй, Дальнего Востока) дефицит мощностей по хранению и перевалке топлив. Он делал логистику поставок весьма причудливым и полным нюансов мероприятием. Флот судов-бункеровщиков в основном состоял из однокорпусных танкеров, построенных в 1950–60-х годах и почти исчерпавших свой ресурс. Стоит отметить, что при этом отрасль работала исправно: обеспечивала своевременность поставок и качество топлив, не допускала техногенных катастроф. А маржинальность бизнеса тех лет сегодня выглядит фантастической, превышая нынешнюю в разы.

ВИНКи наводят порядок

Активное развитие бункерной отрасли началось в середине 2000-х. На рынок вышли бункерные подразделения ВИНКов. Их ресурсные и технологические возможности поспособствовали изменению конъюнктуры и дали толчок инфраструктурной трансформации бункеровки. Строительство и переоборудование терминальных мощностей позволило добиться создания понятной логистики поставок и повысить эффективность технологических процессов при смешении топлив.

Вступили в силу требования по лицензированию деятельности при производстве погрузочно-разгрузочных работ и работе с опасными грузами, по использованию двухкорпусных судов для транспортировки тяжелых судовых топлив, по реализации планов ЛАРН (ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов) и многие другие нормативные и регулирующие акты и отраслевые стандарты.

Ввод новых мер требовал от бункеровщиков новых инвестиций и компетенций, но в итоге привел к росту качества предоставляемых рынку услуг, созданию инфраструктуры, обновлению бункерного флота и значительному повышению уровня безопасности.

Алексей Медведев
Алексей Медведев,
генеральный директор «Газпромнефть Марин Бункера»

Динамика развития бункерного рынка требует от его ведущих участников вести постоянный системный анализ рыночных тенденций. Способность действовать на опережение — основное условие для реализации потенциала компании и получения конкурентных преимуществ. «Газпромнефть Марин Бункер» занимает проактивную позицию. Мы были в полной готовности к новым вызовам рынка: заранее разработали и начали поставки экологичных марок топлива. Сейчас мы сокращаем предложение теряющего актуальность тяжелого топлива. И будем первой отечественной компанией, которая предложит потребителям услугу бункеровки СПГ.

Зеленая бункеровка

Постоянное ужесточение требований IMO по содержанию серы в судовых топливах (в 2010 году планка в зонах ECA была снижена до 1%, а в 2015-м до 0,1%; по остальному миру допустимый уровень серы был скорректирован в 2012-м до 3,5%, а с начала 2020-го — до 0,5%) привело к постепенной, но достаточно радикальной смене топливного ассортимента для бункеровки и, соответственно, к значительному перераспределению сил среди участников рынка.

На смену выгодным экономически, но чрезмерно грязным (по оценкам IMO из-за судовых выбросов в атмосферу в мире преждевременно умирает 400 тысяч человек в год) темным топливам приходят экологичные, с содержанием серы не более 0,1% и 0,5%. Постепенный отказ от мазута (его доля в структуре рыночного спроса в 2020 году снизилась более чем в четыре раза) обусловлен и модернизацией нефтеперерабатывающих предприятий, где увеличение глубины переработки ведет к сокращению выпуска темных топлив и смещению баланса в сторону премиальных светлых сортов.

Компания «Газпромнефть Марин Бункер», отвечающая за менеджмент и развитие бункерного бизнеса «Газпром нефти», исторически придерживалась принципов проактивности в своей деятельности, в том числе при развитии топливного ассортимента и инфраструктуры. К новым международным ограничениям по сере в «Газпромнефть Марин Бункере» приготовились заранее: собственными силами разработали рецептуру смесевого продукта с 0,5%-ным содержанием серы и приступили к его реализации еще в 2019 году. Кроме того, специалисты компании работали над созданием экологичного топлива совместно с коллегами с Омского НПЗ, благодаря чему смогли обеспечить потребности рынка в новых, соответствующих требованиям продуктах.

Фото: Асхат Бардынов

Будущее за СПГ

В ближайшие годы Международная морская организация введет новый пул ограничений, на этот раз по содержанию в топливах окислов азота. Это делает актуальным развитие нового сегмента рынка, связанного с использованием в бункеровке сжиженного природного газа (СПГ), не имеющего таких примесей. В случае развития инфраструктуры для производства, сжижения и хранения СПГ и возникновения благоприятной ценовой конъюнктуры интерес к этому виду топлива со стороны судовладельцев не заставит себя ждать. Обеспечить их реальным продуктом для заправки судов в балтийском регионе «Газпромнефть Марин Бункер» будет готов уже в 2021 году, когда воплотится в жизнь проект СПГ-бункеровщика «Дмитрий Менделеев» — первого в стране и в линейке таких судов «Газпром нефти».

Как мы заправляем корабли

«Газпромнефть Марин Бункер» — оператор бункерного бизнеса «Газпром нефти» — осуществляет реализацию судового топлива в портах Росси и Европы. Поставки осуществляются с нефтеперерабатывающих заводов «Газпром нефти» Как мы заправляем корабли

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ