Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Заправка высокими технологиями — Журнал «Сибирская нефть» — №173 (июль-август 2020)

Заправка высокими технологиями

Три технологии, полностью изменившие облик АЗС

Текст:
Фото: Стоян Васев
Заправка высокими технологиями

За последние двадцать лет изменились не только автомобили и топливо к ним, но и автозаправочные станции. О том, какие технологии делают обычную АЗС современной и что выигрывают от этого автомобилисты и коммерческие перевозчики, — в материале «Сибирской нефти»

Технология 1:
интернет вещей

Современная электроника на АЗС «Газпромнефть» способна выполнять самодиагностику и автоматически сообщать о неисправностях. Это сильно упрощает процесс обслуживания. А в ближайшем будущем она будет сама составлять заявки на ремонт и вызывать специалиста, причем еще до поломки. Такой проект уже в работе.

В недалеком прошлом топливораздаточные колонки (ТРК) и другое оборудование на АЗС были механическими и работали как отдельные элементы, никак не связанные между собой. Сегодня технологический уровень оснащенности заправок позволяет агрегировать и контролировать в единой системе состояние практически всего оборудования на станции. «Мы хотим распознавать отклонения в работе, считывать данные по проливу нефтепродуктов и продажам сопутствующих товаров, управлять энергопотреблением на конкретной станции, а в перспективе — системами кондиционирования и вентиляции. Было бы неправильно игнорировать эти данные, поскольку на основе подобной информации мы можем стать эффективнее», — рассказывает главный специалист по развитию технических решений эффективной эксплуатации сети АЗС «Газпромнефть» Вячеслав Шумилов.

Соединить оборудование на АЗС помог мониторинговый центр инфраструктуры (МЦИ) — первый подобный проект для российской ВИНК. Это глобальная система контроля, к которой уже подключено основное технологическое и торговое оборудование АЗС: от кофемашин до топливных резервуаров. Программное ядро центра за одну секунду способно производить более 50 тысяч вычислений и обрабатывать до 100 тысяч сигналов.

Внедрение МЦИ позволяет в онлайн-режиме отслеживать технологическое состояние АЗС и оперативно реагировать на отклонения в работе оборудования на объектах. Контролировать процесс приема и продажи нефтепродуктов на АЗС: сколько ушло из резервуара, сколько осталось, сколько привезли на станцию. Кроме того, с помощью мониторинга можно контролировать и работу компаний-подрядчиков, обслуживающих оборудование АЗС. Это благотворно сказывается как на качестве, так и на скорости работы подрядных организаций.

Помимо операционных преимуществ, мониторинг дает и стратегические: постоянно поступающие данные используются для предиктивной аналитики и предсказания, когда, где и какое оборудование будет изношено и выйдет из строя. Это позволило сети АЗС «Газпромнефть» перейти к ремонтам по состоянию. В результате время ремонтных работ сократилось на 21%, а уровень работоспособности оборудования на АЗС увеличился в среднем на 20 часов в месяц. Благодаря работе с данными АЗС сети обеспечивает показатель непрерывной работы на уровне 710–735 часов, а это примерно 99% от общего количества часов в месяц.

Что это значит для клиента: ниже простой оборудования, выше скорость обслуживания.

Мониторинг оборудования АЗС

Мониторинг оборудования АЗС

Технология 2:
бесконтактная заправка

Сегодня сложно представить, что когда-то водитель должен был подойти на кассу, оплатить топливо, вернуться к машине, заправить автомобиль, забрать сдачу. Подобное расточительство времени сейчас кажется фантастикой. Благодаря развитию мобильных технологий заправить автомобиль можно, не покидая водительского кресла, не имея при себе ни наличных денег, ни банковской карты. Смартфона более чем достаточно. Для бизнеса любого масштаба сегодня работает формула «путь к сердцу клиента лежит через подушечки его пальцев».

Последние три года стали переломными с точки зрения развития цифровых технологий. Компаниям с IT-навыками легче пережить кризисные времена, сделать бизнес мобильнее и современнее. Особенно если основываться на продуктовом подходе, когда бизнес-процессы строятся в зависимости от потребностей и задач клиента. Если будет предложение для широкой аудитории, способное изменить клиентский путь, сделать его эмоциональнее, удобнее или принципиально другим, то спрос будет обеспечен. И для абсолютно всех крупных игроков ключевым стал вопрос: как попасть в мобильный телефон своего клиента.

Все самые мобильные и технологичные сервисы собраны в приложении сети АЗС «Газпромнефть». Здесь пользователь не только отслеживает бонусный баланс, но выпускает виртуальную бонусную или кобренд-карту, сочетающую функционал банковской и карты участника программы лояльности, пользуется сервисами для водителей и даже сражается за двойные бонусы с помощью эрудиции.

В 2018 году компания занялась собственной разработкой: приложением АЗС.GO для оплаты топлива на заправке. Клиентский опыт поменялся кардинально: устанавливаете приложение на смартфон, приезжаете на АЗС, вводите параметры — вид топлива, объем или сумму, заправляетесь. Каждые два месяца в приложении появляются обновления. Уже есть групповой аккаунт, когда с одного счета или карты можно оплачивать топливо для группы. Подключаются новые способы оплаты, в том числе с виртуальных топливных карт для корпоративных клиентов.

В итоге интеграция с другими приложениями стала настолько простой, что АЗС.GO — функционал, который можно быстро включить в разные приложения и дать возможность оплачивать топливо на АЗС «Газпромнефть». Так компании добиваются синергетического эффекта, клиенты сами выбирают, где им удобно без комиссии оплатить заправку. К середине 2020 года оплатить топливо на АЗС «Газпромнефть» можно с помощью семи мобильных приложений.

Что это значит для клиента: быстрая заправка, не страшны очереди на кассе, удобно с маленькими детьми.

Технология 3:
IT-продукты для корпоративных клиентов

Несколько десятилетий назад полный бак бензина могло в прямом смысле унести ветром, его можно было постирать вместе с джинсами или лишиться из-за окончания срока годности. Такие сложности грозили владельцам топливных талонов. Сегодня технологии позволяют коммерческим перевозчикам управлять транзакциями, заправкой транспорта и контролировать траты водителей онлайн, с ноутбука и даже смартфона.

Современные топливные карты для бизнеса кажутся вполне привычным явлением, если не знать, каково было комтрансу заправляться в конце девяностых — начале двухтысячных. Сначала в ходу были топливные талоны. Они имели четкий номинал в рублях или литрах, и заправка больше или меньше номинала была проблемой. К тому же талоны имели ограниченный срок годности: не использовал вовремя — проиграл из-за роста цен, либо талоны «сгорели». Труднее всего было специалистам, задействованным в сверке и пересчете талонов: процесс происходил вручную и занимал несколько дней.

Несколько десятилетий назад полный бак бензина могло в прямом смысле унести ветром, его можно было постирать вместе с джинсами или лишиться из-за окончания срока годности

В 2008 году «Газпром нефть» внедрила для корпоративных клиентов топливные карты с процессингом. Чип позволял добавить информацию о лимитах и доступных услугах по каждой карте. Правда эта операция происходила исключительно в офисе. Соответственно, для изменений условий по карте ее необходимо было каждый раз везти в офис и на месте перепрошивать. Обмен информацией обо всех транзакциях мог занимать более суток. Впрочем, это считалось весьма коротким сроком по сравнению с отчетностью по талонам.

Сегодня процессинговые системы позволяют моментально передавать данные о транзакциях, блокировать или разблокировать карты и корректировать доступные по ним услуги. Системы учета позволили маркетологам лучше узнать потребности каждого корпоративного клиента (по бумажному талону сложно что-то понять о его держателе, не так ли?) — от предпринимателя-дальнобойщика до владельца таксопарка в тысячу единиц — и подготовить персонализированные предложения, выгодные обеим сторонам. Карты прописались в мобильных телефонах, и сейчас даже водители большегрузов могут оплатить топливо, не покидая кабины.

Что это значит для клиента: контроль расходов водителей онлайн, нет ожидания карт, поездок в офис и раздачи карт водителям, обмена бумажными документами и подписания договоров толщиной с энциклопедию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ