Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Устранение аварии в Норильске: как это было — Журнал «Сибирская нефть» — №172 (июнь 2020)

Устранение аварии в Норильске: как это было

Аварийно-спасательный отряд «Газпром нефти» принял участие в ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в Красноярском крае

Текст:
Фото: Стоян Васев
Устранение аварии в Норильске: как это было

Нефтяникам, работающим в Арктике, хорошо известно, как хрупка арктическая природа и как опасны в этих регионах любые аварии, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов. Попав в воду и почву, они способны нанести огромный ущерб экосистеме, на восстановление которой могут потребоваться годы и даже десятилетия. Когда в конце мая в Норильске произошла утечка более 20 тысяч тонн дизтоплива на ТЭЦ, «Газпром нефть» не осталась в стороне и приняла участие в ликвидации последствий аварии

Хроника катастрофы

Авария случилась 29 мая. На норильской ТЭЦ-3 произошла разгерметизация одного из резервуаров с дизельным топливом, и нефтепродукты начали стремительно вытекать наружу. Вскоре рядом с резервуаром на площади около 350 кв. м начался пожар. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т топлива попало в грунт, еще 15 тыс. т в воду рек Амбарной и Далдыкана и их притоков. Среди возможных причин аварии называют и изношенность оборудования, и просадку фундамента из-за подтаивания грунта, вызванного аномально теплой погодой. Следствие продолжается, и делать окончательные выводы рано. Ясно одно: принятых мер безопасности оказалось недостаточно для того, чтобы не допустить беды. И она пришла.

Планерка перед выходом на участок. Фото: Стоян Васев Планерка перед выходом на участок

Экологи уже назвали случившееся одной из крупнейших аварий такого рода в заполярной Арктике. По оценке замминистра природных ресурсов и экологии Елены Пановой, на восстановление окружающей среды в районе Норильска может уйти 10 лет. Снизить ущерб, нанесенный природе, помогла успешная работа по ликвидации аварийного разлива.

Спасательный отряд

3 июня в Норильске и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе был введен режим ЧС. К этому моменту уже было понятно, что своими силами с устранением последствий аварии регион не справится, нужна помощь извне. По поручению президента России Владимира Путина к работам были привлечены компании, способные быстро и профессионально устранять нефтяные разливы, в том числе и «Газпром нефть». Кроме нее в ликвидации разлива приняли участие силы МЧС, ФГБУ «Морская спасательная служба», «Транснефти».

Аварийно-спасательную команду, спецтехнику и оборудование «Газпром нефть» мобилизовала менее чем за сутки. Все необходимое было собрано в ночь с 3 на 4 июня, и рано утром три самолета с людьми и техникой вылетели в Норильск. Дополнительное оборудование позднее доставляли вертолетами. В общей сложности на место ЧС было отправлено 85 т груза: спецтехника и оборудование, боновые заграждения, емкости для временного хранения нефти, палаточный городок.

Расстановка боновых заграждений. Фото: Стоян Васев Расстановка боновых заграждений

«Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» направил к месту аварии насосы и силовые установки к ним для откачивания нефтепродуктов из воды. Из «Славнефть-Мегионнефтегаза» были доставлены лодки для постановки заграждений на водоемах, самоходные установки, машины-амфибии и квадроциклы для передвижения по заболоченным участкам, многофункциональная установка для работы на воде, мотопомпы, нефтесборное оборудование, беспилотные аппараты для разведки с воздуха. «Газпромнефть-Хантос» выделил надувной пневмоангар, боновые ограждения, емкости для временного хранения нефтепродуктов, мотопомпы. «Газпромнефть-Развитие» предоставило жилые вагоны, а «Газпромнефть-Снабжение» в кратчайшие сроки обеспечило доставку всего необходимого на место.

В состав отряда вошли 72 спасателя: высококвалифицированные и опытные специалисты компании из Мегиона, Ханты-Мансийска, Ноябрьска и Санкт-Петербурга. Основу команды составили представители «Славнефть-Мегионнефтегаза». Среди них были сотрудники цеха ликвидации последствий аварий и утилизации отходов, водители лодок-бонопостановщиков, слесари, механики, электрогазосварщики, медики, повара — специалисты самых разных профилей. Все участники операции — добровольцы.

Состав и экипировка команды позволили вести полностью автономную работу в районе происшествия. Здесь был разбит палаточный лагерь с походной кухней, собственной медслужбой и даже сауной. Люди жили в вагонах, — они значительно комфортней, чем палатки, которые использовались для хозяйственных нужд.

Андрей Пугач, мастер участка механизации, координирует работу группы. Фото: Стоян Васев Андрей Пугач, мастер участка механизации, координирует работу группы

Для координации работы с оперативным штабом МЧС РФ в Норильск был направлен начальник департамента по внедрению системы управления операционной деятельностью и производственной безопасности блока разведки и добычи Виктор Сорокин. Организацией аварийно-спасательной команды, ее доставкой и размещением на месте занимался генеральный директор «Славнефть-Мегионнефтегаза» Михаил Черевко.

Очистка береговой линии от нефтепродуктов. Фото: Стоян Васев Очистка береговой линии от нефтепродуктов

Ликвидация

Буквально в первый день, как только началось обустройство лагеря, первое звено уже отправилось на работы по сбору нефтепродуктов на реке Амбарной. «Главный вызов, с которым мы столкнулись в норильской операции, — логистика, доставка людей и оборудования на место, — рассказывает заместитель главного инженера по производству „Славнефть-Мегионнефтегаза“ Владимир Евдокимов. — Хотя мы находились всего в 20 км от населенного пункта, добраться до очага разлива нефтепродуктов было чрезвычайно трудно. Кругом болота, реки и озера, которые можно преодолеть только на специальной технике».

Именно поэтому команда «Газпром нефти» использовала здесь легкое мобильное оборудование. Болотоходные машины позволяли передвигаться по любому грунту, а также пересекать ручьи и небольшие речки. «Многофункциональные машины-амфибии, на которых мы передвигались и перевозили оборудование, отличаются высокой проходимостью и удобством, позволяют использовать дополнительное навесное оборудование: экскаватор, камышекосилку и прочее», — рассказал заместитель начальника цеха по ликвидации последствий аварий и утилизации отходов производства «Славнефть-Мегионнефтегаза» Денис Васильев.

Помимо непривычной местности еще одна сложность была связана с самим характером нефтепродуктов, попавших в воду. «Раньше нам не приходилось иметь дело со сбором дизельного топлива, плотность которого ниже, чем у большинства сортов нефти», — объясняет Денис Васильев. Смесь воды и дизельного топлива ведет себя иначе, нежели водонефтяная смесь. Впрочем, очень скоро специалисты «Газпром нефти» сумели найти нужный подход, и работа пошла быстро.

Передвигаясь вдоль русла реки, мобильные группы при помощи нефтесборного оборудования собирали с поверхности воды пятна дизельного топлива во временные мягкие резервуары. Затем нефтепродукты по трубопроводам направлялись в быстровозводимые герметичные хранилища в прибрежной зоне. Там они останутся до зимы, когда появится возможность организовать вывоз собранного топлива из заболоченной местности по зимникам для автотранспорта.

Евгений Сабуров
Евгений Сабуров,
заместитель начальника управления по контролю за аварийными работами «Славнефть-Мегионнефтегаза»

Я доброволец. Услышал в новостях о происшествии и как специалист сразу понял серьезность проблемы. Решил, что оставаться в стороне не смогу! Мобилизовались мы очень быстро и буквально за сутки оказались на месте. Если сказать шуткой, то нас здесь ждал холодный прием: всего +3 °С, очень сильные ветра 20–25 метров в секунду. Непростые условия для работы на открытом воздухе! Но у нас была вся необходимая инфраструктура, отличная экипировка, поэтому со всеми трудностями мы справились. Спасибо коллегам, которые помогли обеспечить хорошие условия для проживания. Возможность восстановиться после работы была крайне важна. Мы работали как одна команда — слаженно и эффективно. И наш вклад в общее дело очень заметен!

Работа шла круглосуточно. На сборе нефтепродуктов было постоянно задействовано сначала 3, потом 6, а в некоторых случаях 8 звеньев специалистов. И хотя погодные условия были суровыми — низкие температуры, ветер и проливные дожди, — полярный день помогал держать высокий темп работ. В это время года солнце в этих широтах не заходит за горизонт.

Итоги

Основной этап аварийно-спасательных работ на месте разлива продолжался две недели. За это время специалисты «Газпром нефти» установили 4 км боновых заграждений и собрали более 8 тыс. куб. метров нефтесодержащей жидкости. Команда «Газпром нефти» полностью очистила русло реки Амбарной от топливных пятен. Основную часть разлива удалось локализовать и ликвидировать. Но еще предстоит большая работа по рекультивации территории.

«Несмотря на тяжелейшие условия круглосуточной работы, аварийно-спасательному отряду „Газпром нефти“ удалось справиться с задачей качественно и с опережением сроков, — отметил генеральный директор „Славнефть-Мегионнефтегаза“ Михаил Черевко. — Ребята проявили лучшие профессиональные и человеческие качества, подтвердили приверженность корпоративным ценностям. Мы гордимся ими. Они — настоящие герои, чей труд оценен не только руководством компании, но и правительством нашей страны».

Монтаж арочного склада для хранения спецтехники и оборудования. Фото: Стоян Васев Монтаж арочного склада для хранения спецтехники и оборудования
Старший механик цеха по ликвидации последствий аварий Никита Тарасов во время расстановки боновых заграждений. Фото: Стоян Васев Старший механик цеха по ликвидации последствий аварий Никита Тарасов во время расстановки боновых заграждений

20 июня 50 сотрудников компании вернулись домой. Еще 22 спасателя остались в Норильске, чтобы завершить работы по доочистке притоков реки и поверхностей малых водоемов, обработке сорбентами береговой линии и мониторингу ее состояния. Специалисты примут участие в составлении дорожной карты программы восстановления флоры и фауны территории ЧС.

Труд нефтяников высоко оценил Владимир Путин. Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Евгений Зиничев поблагодарил «Газпром нефть» за помощь в ликвидации разлива нефтепродуктов под Норильском. Впрочем, для всех без исключения участников спасательной операции важнейшая награда — это осознание причастности к большому и важному делу — сохранению уникальной арктической природы. Память о норильской экспедиции 2020 года они, конечно, сохранят на всю жизнь.

Виктор Сорокин: «Мы убедились в том, что хорошо подготовлены даже к таким масштабным авариям»

Начальник департамента по внедрению системы управления операционной деятельностью и производственной безопасности блока разведки и добычи Виктор Сорокин координировал работу аварийно-спасательного формирования в Норильске. В интервью «Сибирской нефти» он рассказал о том, с какими сложностями столкнулись спасатели и какой опыт компания вынесла из проведенной операции

СН

Что позволило так быстро среагировать: доставить на место все необходимое и начать работы по устранению последствий аварии в течение суток?

В.С.

Аварии никто не планирует, нештатные ситуации происходят неожиданно. Поэтому быстрота и качество реагирования — одни из ключевых навыков в работе аварийно-спасательных подразделений. В этом помогают и опыт, и пройденные учения, и наличие специализированного оборудования. Кроме того, в каждом дочернем обществе блока разведки и добычи существуют планы ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в которых прописана последовательность действий и роли каждого сотрудника на случай наступления чрезвычайной ситуации. Все это отработано до автоматизма. И это позволило нам буквально за одну ночь собраться, вылететь и уже на следующий день приступить к работе. Конечно, авария в Норильске отличается исключительными масштабами. Однако с точки зрения расстановки сил, необходимого набора оборудования и координации действий, все аварии с разливом похожи друг на друга.

СН

Что оказалось самым сложным в спасательной операции?

В.С.

Задачи и сложности менялись с течением времени. Вначале необходимо было организовать взаимодействие всех служб между собой и наладить снабжение. Это было самой сложной задачей на первом этапе. Затем возникли сложности, связанные с особенностями сбора дизельного топлива, его отличиями от нефти, с которой мы обычно имеем дело. Не все типы нефтесборного оборудования хорошо справляются со сбором солярки, имея высокую чувствительность к нефти. Кроме того, дизельное топливо способно разрушать резиновые детали. Однако мы быстро сориентировались и привезли подходящие для этих задач пороговые нефтесборщики высокой подачи с регулируемой толщиной забираемой нефтяной пленки. Все это позволило в разы повысить эффективность сбора нефтепродуктов с поверхности воды.

Еще одна сложность — изменчивые погодные условия. То было жарко, то начинались ветер и дождь. Ветер при этом постоянно менялся, из-за чего пятно перемещалось. Нам приходилось переезжать вслед за ним. Ситуация менялась постоянно, но боевой настрой коллектива оставался неизменным. Благодаря этому за две недели удалось убрать практически все нефтепродукты с водной поверхности, хотя в начале работы мы сомневались, что это возможно.

СН

Что опыт Норильска дал «Газпром нефти»? Как он может быть использован в будущем?

В.С.

Никогда раньше, к счастью, нам не приходилось ликвидировать столь серьезные аварии. Надеюсь, что не придется и в будущем. Однако это уникальный опыт, который позволил нам на практике отработать многие важные навыки, связанные с организацией работы большого количества звеньев, коммуникации их между собой. Мы смогли в бою испытать работоспособность имеющегося у нас оборудования, понять пределы его возможностей и сделать выводы о том, чего не хватает. В целом же мы убедились в том, что хорошо подготовлены даже к таким масштабным авариям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ