Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Азиатский старт — Журнал «Сибирская нефть» — №172 (июнь 2020)

Азиатский старт

Судовые масла «Газпром нефти» завоевывают рынки азиатско-тихоокеанского региона

Текст:
Фото: Getty Images, Стоян Васев
Азиатский старт

Уже более десяти лет последовательно ужесточаются требования MARPOL MARPOL — Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (англ. International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, MARPOL 73/78). Приложение VI включает в себя статью «Порядок предотвращения загрязнения воздушной среды с судов», регулирующую содержание серы в жидком топливе.  к содержанию серы в судовом топливе. Эти изменения повлияли на всех игроков рынка, в том числе и на производителей смазочных материалов. Значительные изменения в структуре спроса принесли с собой и новые возможности. В «Газпром нефти» мгновенно откликнулись на конъюнктуру: сегодня в планах компании завоевать около 4% мирового рынка судовых масел

Новая ниша

Первые ужесточения требований к содержанию серы в судовом топливе вступили в силу еще в 2010 году. Тогда они касались только некоторых зон в мировой акватории. Однако с 1 января 2020 года действуют новые ограничения: содержание серы не должно превышать 0,5%. И они касаются уже всего мирового океана.

С новыми требованиями судовладельцы должны были выбрать топливную стратегию для каждого из своих судов. Одни суда были переведены на топлива с низким содержанием серы, на другие установили скрубберы Скруббер — устройство, используемое для очистки твердых или газообразных сред от примесей в различных химико-технологических процессах. , и они продолжили потреблять тяжелые сорта.

В свою очередь нефтепереработчики предложили рынку несколько вариантов низкосернистого топлива: легкие дизельные дистилляты, ультранизкосернистый мазут и гибридные сорта, в производстве которых используются как легкие, так и тяжелые компоненты. У каждого из видов топлива есть свои достоинства и недостатки. В частности, применение дизеля наиболее практично с технической точки зрения. Он не требует перенастройки силовых установок, не засоряет двигатель, широко представлен на рынке. Вопросы вызывает только цена. Судовой дизель — самый дорогой вид топлива. Что касается остальных низкосернистых топлив, их выпуск в промышленных масштабах большинство производителей только налаживают, а значит, есть риск нарваться на некачественный товар или столкнуться с отсутствием топлива в порту.

Однако какое бы низкосернистое топливо не выбрали судовладельцы, им в любом случае придется подбирать специальные смазочные материалы. Масла для двигателей, работающих на обычном мазуте, здесь не подойдут. При избытке серы используются масла с высоким щелочным числом. Щелочь позволяет нейтрализовать большое количество серной кислоты, образующейся в результате реакции оксида серы SO3 и воды. В случае с низкосернистым топливом избыток щелочи может приводить к образованию осадка и повреждать цилиндро-поршневую группу.

Поэтому по мере увеличения потребности в низкосернистых топливах все востребованней становились судовые масла с низким щелочным числом. Например, в «Газпром нефти» после введения последних ограничений уже в первом квартале 2020 года 75% от общего объема продаж составили масла для низкосернистого и ультранизкосернистого топлива. Для сравнения: в первом квартале 2019 года их доля была всего 12%. Такое отчетливое изменение структуры спроса сформировало на рынке определенную новую нишу, занять которую сегодня есть шанс не только у мировых лидеров, но и у молодых производителей.

Под собственным брендом

История бизнеса судовых масел «Газпром нефти» началась еще в 2011 году, когда профильная «дочка» компании — «Газпромнефть — смазочные материалы» — приняла решение расширить бизнес, включив в него судовое направление. Филиал в Санкт-Петербурге начал работу по лицензионному соглашению с одним из мировых отраслевых лидеров — компанией Chevron. За 5 лет направление вышло на объем реализации в России, превышающий 12 тысяч тонн, и заняло лидирующие позиции на внутреннем рынке судовых масел.

Приобретенные компетенции, доступ к базовым маслам собственного производства и производственным мощностям позволяли рассчитывать на наращивание объемов продаж. Однако возможности для роста были ограничены условиями лицензионного соглашения, которые не позволяли выходить за границы России, а также сравнительно небольшой емкостью отечественного рынка, занимающего место в третьем десятке среди рынков мира по объемам потребления.

Для выхода на глобальный рынок был необходим собственный продукт, не уступающий по качеству продукции мировых лидеров. В течение 2-х лет технологи «Газпромнефть — смазочных материалов» в тесном сотрудничестве со специалистами ведущих присадочных компаний, таких как Lubrizol и Infineum, работали над формулами масел. В декабре 2017 года на международной выставке Marintec China была представлена линейка Gazpromneft Ocean, включавшая в себя 15 масел премиального сегмента для современных судовых двигателей.

Несмотря на то что от момента презентации Gazpromneft Ocean до вступления в силу очередных ужесточающих требований MARPOL оставалось несколько лет, было важно сразу продемонстрировать готовность к новым условиям. Все масла были разработаны с учетом последних тенденций отрасли и отвечали актуальным требованиям. К 2020 году они уже получили основные одобрения ведущих производителей и доказали свою эффективность в условиях Арктики и Дальнего Востока.

«Мы предлагаем клиентам продукт, который решит именно его проблему, — отмечает управляющий директор Gazpromneft Marine Lubricants Роман Мирошниченко. — Современные масла работают как конструктивная часть двигателя. Они не только нейтрализуют кислоты, но и охлаждают, снижают трение и защищают от продуктов сгорания топлива, что существенно снижает износ деталей и сокращает затраты на ремонт».

Гарантией качества масел служат одобрения оригинальных производителей оборудования ОЕМ OEM (англ. original equipment manufacturer — оригинальный производитель оборудования) — производители техники, имеющие собственные системы требований и одобрений смазочных материалов. . Именно на наличие таких одобрений часть потребителей обращает внимание в первую очередь. Процесс получения одобрений состоит из трех этапов. После успешного прохождения первых двух — лабораторных и стендовых тестов — наступает самый ответственный и длительный этап полевых испытаний. Масло заливают в рабочий двигатель судна, который под контролем специалистов OEM нарабатывает до 6000 часов. С учетом режима работы судна, на этот этап уходит до 1,5 лет. По словам Романа Мирошниченко, за 3 года высокое качество масел Gazpromneft Ocean подтвердили компании MAN, WinGD, J-ENG и Wärtsilä.

Кроме того, в компании особое внимание уделяют помощи клиентам в переходе на новые сорта смазочных материалов. «В прошлом году мы дали более 100 индивидуальных консультаций потребителям по вопросам перехода с одного сорта масла на другой с учетом особенностей конкретных механизмов. Сейчас у каждого нашего клиента есть доступ к диджитал-сервису „Личный кабинет“, в котором собрана вся информация о состоянии узлов механизмов и рабочего масла. В 2019 году мы усовершенствовали сервис так, что познакомиться с результатами последних анализов и рекомендациями технических специалистов можно, не затрачивая лишних усилий на поиск», — подчеркивает Роман Мирошниченко.

После успешного вывода на рынок собственной продукции под брендом Gazpromneft Ocean следующим логичным шагом в развитии стало расширение географии производства и продаж судовых масел.

Фото: Стоян Васев

Расширяя границы

Для целенаправленного развития сегмента судовых масел и выхода на международные рынки в «Газпром нефти» создали отдельного оператора — компанию Gazpromneft Marine Lubricants, зарегистрированную в 2019 году. В качестве стартовой площадки выбрали активный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Ежегодно страны АТР потребляют около 1,3 млн т судовых масел, что составляет 59% общемирового объема. Кроме того, в регионе расположены 4 из 5 ведущих мировых портов: Сингапур, Шанхай, Токио и Гонконг.

Отправной точкой стал Сингапур, отобранный в результате оценки по 30 параметрам. Высокая концентрация офисов судовладельцев и производителей оборудования и развитая инфраструктура производств и блендинга масел сделали страну-порт наиболее привлекательной для открытия первого офиса операционной компании. Отсюда начнется развитие сети по всему миру. Планируется, что офисы появятся также в Китае, Южной Корее, Германии, Греции и ОАЭ.

«Собственный продукт и выход на международный рынок открыли нам широкие возможности для реализации потенциала. Согласно утвержденной стратегии бизнеса, к 2030 году доля судовых масел семейства Gazpromneft должна составить 4% от общемирового годового потребления судовых масел и достичь объема 100 тысяч тонн. Для достижения цели компания развивает международную производственно-логистическую сеть, разрабатывает и внедряет технические сервисы. Сегодня наши масла доступны в более чем 250 портах 28 стран», — говорит Роман Мирошниченко.

Сингапур — один из самых высоконагруженных, а значит, и высококонкурентных хабов, что диктует свои требования: привлекательная цена, высокое качество, оперативная доставка продукции до борта судна, не превышающая двух дней с момента поступления заявки. В таких условиях шансы на успешное развитие есть только при локализации производства в регионе. Поэтому уже в декабре 2019 года Gazpromneft Marine Lubricants открыла в Сингапуре производственную площадку по выпуску высокотехнологичных судовых масел на партнерском заводе AP Oil. Масло производится по принципу make-to-order, то есть блендируется под конкретный заказ. Это идеальная схема работы на начальных этапах, позволяющая сократить издержки на хранение продукции и оптимизировать цену.

АТР — регион с наибольшим объемом и темпами роста судовых масел

АТР — регион с наибольшим объемом и темпами роста судовых масел. Источник: UNCTAD, IMF, экспертная оценка Источник: UNCTAD, IMF, экспертная оценка
АТР — ключевой регион для развития бизнеса судовых масел:

• Доля потребления судовых масел 59%;

• Высокая активность судоходства (грузооборот портов 66% от мирового);

• Высокая концентрация судостроения и судоремонта (92% от мирового заказа судов);

• Высокие темпы роста экономики региона и грузооборота (ВПН до 5,5% в год).

Кроме того, производства компании уже локализованы и в других перспективных странах: Южной Корее, Турции и Греции. Организовано хранение в Панаме, Испании и Египте. Представители Gazpromneft Marine Lubricants совместно с партнерами выстраивают производственную цепочку и оценивают контроль качества на всех этапах: от момента получения сырья до выдачи готового продукта и его доставки до борта судна.

«В условиях жесткой конкуренции мы работаем на перспективу, уделяя внимание всем производственным и логистическим нюансам и максимально погружаясь в каждый проект. Оптимизация и детальная проработка схем реализации позволяют нам сформировать конкурентные предложения на стратегических рынках. Также мы ориентируемся на развивающиеся регионы, чтобы занять свою нишу и в долгосрочной перспективе составить конкуренцию лидерам отрасли», — подчеркнул Роман Мирошниченко.

Перспективы роста

Согласно данным аналитического агентства IHS, около 90% мирового рынка судовых масел делят между собой 5 компаний. Отобрать у них долю рынка — задача крайне непростая, но и здесь есть лазейки. Нынешние лидеры имеют более чем вековую историю становления, однако пока они сфокусированы на сегменте линейных перевозок. Амбициозные новички, такие как Gazpromneft Marine Lubricants, заходят на рынок преимущественно через трамповый сегмент. Трамповые перевозки отличаются нерегулярным характером, когда маршрут судна не зафиксирован в долгосрочной перспективе. Поэтому бункеровки ведутся, как правило, на разовой основе, а потребитель не так сильно привязан к конкретным продуктам и производителям. Это не позволяет рассчитывать на стабильные объемы продаж, что ослабляет интерес лидеров. Зато молодые компании готовы поставлять даже небольшие партии и оперативно реагировать на заявки. Так они получают шанс найти свою нишу и закрепиться в регионе.

Безусловно, пандемия скорректировала планы всех участников рынка, вызвав значительное сокращение контейнерных и пассажирских перевозок. Однако по данным международной торговой палаты, морские перевозки обеспечивают 90% мирового грузооборота. Поэтому ожидается, что в течение двух-трех лет привычные объемы потребления в этом сегменте восстановятся.

В свою очередь в Gazpromneft Marine Lubricants отмечают, что открытым остается вопрос о региональном распределении спроса. Макроэкономические параметры оказывают прямое влияние на развитие регионов судоходства. В условиях кризиса формируются новые грузопотоки, проходящие в том числе через развивающиеся регионы. Гибкий подход к формированию производственно-логистической сети позволяет компании оперативно реагировать на новые запросы и продолжать плановое развитие географии присутствия.

Фото: Стоян Васев

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ