Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Льготный период — Журнал «Сибирская нефть» — №169 (март 2020)

Льготный период

Государство стимулирует освоение Арктической зоны

Текст:
Фото: Александр Таран
Инфографика: Ольга Долгих
Льготный период

В России формируется благоприятная законодательная база для многократного наращивания объема промышленного производства и социально-экономического развития в Арктике. В планах «Газпром нефти» активное участие в реализации амбициозных проектов в Арктической зоне и формирование стратегического присутствия в регионе

Новый мир за пять дней

5 марта 2020 года Президент России указом утвердил документ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», определяющий освоение Арктической зоны России как приоритетную задачу на ближайшие десятилетия. Ожидается, что до конца весны будет утверждена Стратегия развития арктической зоны России до 2035 года. Согласно проекту этого документа, подготовленного Минвостокразвития России, к 2030 году доля нефти, добываемой в Арктике, должна достичь 22% от общего объема добычи нефти в России, а к 2035 году — 25%. В декабре 2019 года правительство также утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) на период до 2035 года. Исполнение этого плана должно позволить реализовать поставленную Президентом России амбициозную цель по увеличению объема перевозок по СМП к 2024 году до 80 млн т — что в 4 раза больше по сравнению с объемами 2018 года. И основной прирост перевозок в этот период ожидается за счет роста объема транспортировки углеводородного сырья, добываемого в Арктике. А по арктическим меркам, 2024 год — это всего лишь через пять дней, пусть и полярных.

Для «Газпром нефти» лидерство в освоении Арктики — также стратегическая задача. За счет заполярных активов компания рассчитывает значительно увеличить ресурсную базу и создать мощный задел для поддержания стабильных объемов добычи и их дальнейшего роста. Для оптимизма есть все предпосылки: «Газпром нефть» уже успешно реализовала несколько проектов за полярным кругом, в том числе единственная из российских компаний ведет добычу на арктическом шельфе. Накопленные компетенции работы в сложнейших северных условиях с достижением отличных результатов и соблюдением строжайших экологических нормативов позволяют компании привлекать в проекты партнеров и инвесторов — внутри нефтегазовой отрасли, среди федеральных и региональных органов власти, научных центров. Для реализации арктических проектов, осложненных санкциями, создание многосторонних партнерств и разделение рисков, в том числе с игроками из других отраслей, подрядчиками и поставщиками — одно из условий успеха.

Другое не менее важное условие — налоговые преференции со стороны государства. Они уже начинают претворяться в жизнь. 18 марта 2020 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О налоговом стимулировании поиска и оценки, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны России». Это первый документ пакета из четырех законопроектов, создающих прямые практические последствия для инвестиционных проектов в российской Арктике, который официально открывает новую эпоху в ее освоении.

Поддержка для шельфа

В первую очередь зеленый свет получит разработка шельфовых запасов. Хотя определенные преференции для шельфовых проектов уже существуют, нефтяники неоднократно отмечали их недостаточность.

Режим новых морских месторождений, введенный с 2014 года, предполагает дифференциацию льготных условий по НДПИ и экспортной пошлине по четырем категориям сложности морей: первая (к примеру, Балтийское море) — наиболее благоприятные условия добычи углеводородов и менее преференциальный режим; четвертая (к примеру, Карское море) — наоборот. При этом для ряда арктических проектов (в частности, в Печорском и Охотском морях) реальные условия разработки запасов не позволяли обеспечить рентабельную добычу в условиях применения налоговых льгот для второй и третьей категории морей, к которым они были отнесены.

Принятый Федеральный закон устанавливает более привлекательные налоговые условия разработки новых морских месторождений, расположенных в Баренцевом, Белом, Печорском, Охотском морях, промышленная добыча на которых ранее не велась. Теперь новые месторождения в этих морях отнесены к четвертой категории сложности. Это означает снижение ставки НДПИ на нефть с 15% до 5% и увеличение срока действия льготы с 7 до 15 лет.

Добыча на суше

Федеральный закон предусматривает распространение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) Ставка НДД составляет 50%, его взимают с дохода от добытой нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр. В отличие от НДПИ, НДД взимается с финансового результата, а не с выручки, и позволяет платить только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной. на участки недр, расположенные севернее 70° северной широты в границах Красноярского края, Якутии, Чукотского автономного округа, на которых до 2019 года не велась промышленная добыча. Для данных участков в режиме НДД предусмотрена отдельная пятая группа с правом добровольного перехода на НДД. Для вошедших в пятую группу НДД участков действует льготный коэффициент по НДПИ на нефть (Кг): 0 на 12 лет с года превышения степени выработанности запасов 1% и далее — с ежегодным увеличением коэффициента на 0,2 в течение 5 лет. Введение данной льготы фактически означает обнуление налоговой ставки на этапе от поиска и оценки до истечения 12 лет с начала промышленного освоения участка.

Дополнительно предусматривается предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных в границах Красноярского края в диапазоне между 67° и 69° северной широты, в объеме профинансированных расходов на строительство и реконструкцию дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, используемой для добычи нефти на участках пятой группы НДД. В указанной конструкции налоговый вычет применим только для Ванкорской группы месторождений (разрабатывает «Роснефть»). Однако «Газпром нефть» будет прорабатывать возможности распространения данных вычетов на более широкий перечень проектов.

Газовый вопрос

Получат господдержку и новые проекты, связанные с производством сжиженного природного газа (СПГ), а также газо- и нефтехимии. Мера как нельзя своевременная, если учесть, что по прогнозам экспертов спрос на СПГ и продукцию нефтехимии будет только расти, а российские нефтяники и газовики не раз говорили о возможности создания в Арктике СПГ и нефтехимических кластеров.

Федеральным законом предусмотрено расширение периметра действия нулевого НДПИ на газ и конденсат, используемых в качестве сырья для производства СПГ (льгота сейчас применяется для проекта «Ямал СПГ»). Новая льгота будет действовать на всей территории Арктической зоны РФ кроме Республики Карелия и Мурманской области и предполагает освобождение от НДПИ газа и конденсата, направленных на производство СПГ или продукции газо- и нефтехимии на мощностях, начавших работу не ранее 2022 года.

Дополнительно для поддержки развития нефтехимического кластера рассматривается механизм введения отрицательного акциза на этан и сжиженный углеводородный газ, который позволит уравнять налоговые компоненты себестоимости различного сырья для нефтехимии. Принятие соответствующих налоговых стимулов ожидается в 2020 году.

Развитие региона

Полноценное освоение региона невозможно силами одних лишь добывающих компаний. Поэтому Федеральным законом вводится дополнительный налоговый режим и для прочих проектов в Арктике — «резидент Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ)». Статус резидента могут получить компании, ведущие деятельность исключительно на территории АЗРФ и заключившие соглашение о реализации инвестиционного проекта на сумму более 10 млн рублей. Для резидентов АЗРФ предусмотрено применение льготных ставок налога на прибыль (0% — в федеральной части и пониженные ставки в региональной части) в течение 10 лет с момента получения первой прибыли. Дополнительно рассматривается возможность снижения для создаваемых резидентами АЗРФ новых рабочих мест ставки страховых взносов с 30% до 7,6%.

При этом данный режим неприменим для проектов по добыче полезных ископаемых, производству СПГ и продукции газо- и нефтехимии.

Синергетический эффект

Первый шаг к созданию в Арктике зоны наибольшего благоприятствования для компаний, заинтересованных в ее развитии, сделан. Но осваивать такой сложный регион можно только общими усилиями. В «Газпром нефти» уверены, что для этого нужно продолжить работу над созданием и настройкой системы специальных юридических и фискальных инструментов стимулирования инвестиций в Арктику.

В частности, необходимо развитие существующего инструмента инфраструктурного налогового вычета с целью его распространения на арктические проекты за пределами Ванкорского кластера и расширения перечня фискальных платежей, из которых он может быть произведен — как на федеральном, так и на региональном уровне. Важно обеспечить развитие новых юридических инструментов для эффективного (в том числе и с точки налогообложения) распределения рисков и выгод при инвестировании в сложные проекты, например, соглашений о сервисных рисках и об управлении финансированием деятельности при разработке месторождений углеводородного сырья. Необходимо стимулирование инвестиций в развитие технологий и производство оборудования для работы в Арктике — в т. ч. за счет развития механизма учета соответствующих затрат на НИОКР и приобретение прав на готовые технологии с повышающим коэффициентом для целей налога на прибыль. А для развития ресурсной базы нужно стимулировать инвестиции в геолого-разведочные работы на всей территории АЗРФ, включая входящие в нее морские акватории.

«Эффективное сотрудничество бизнеса и государства — ключевой фактор развития Арктического региона, только при помощи государственно-частных партнерств и системно выстроенной коммуникации возможна реализация инвестиционных проектов национального масштаба, — считает директор по развитию стратегических инициатив „Газпром нефти“ Алексей Малютин. — Для „Газпром нефти“ Арктика — один из приоритетов стратегического развития. Компания активно сотрудничает с федеральными и региональными органами власти как в части общих вопросов развития региона, так и в части поддержки существующих и перспективных проектов. Кроме того, эксперты „Газпром нефти“ участвовали в подготовке Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года, Стратегии развития ЯНАО, формировании мер стимулирования поиска, оценки, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны РФ. В дальнейшем „Газпром нефть“ планирует развивать выстроенную систему коммуникаций и принимать активное участие в развитии региона».

Инесса Яшнева
Инесса Яшнева,
начальник налогового департамента
«Газпром нефти»:

Налоговый режим на сегодняшний день является одним из ключевых инструментов проведения государственной политики в экономике. Наряду с другими мерами поддержки налоговые преференции оказывают благоприятное воздействие на инвестиции компаний и способствуют экономическому развитию новых территорий. Масштабные фискальные стимулы для инвесторов в Арктику, несомненно, соответствуют стратегическим интересам России в этом сложном регионе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ