Бизнес создает новую городскую среду — Журнал «Сибирская нефть» — №169 (март 2020)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Бизнес создает новую городскую среду — Журнал «Сибирская нефть» — №169 (март 2020)

Бизнес создает новую городскую среду

Новая городская среда от ведущих корпораций мира

Текст:
Фото: Виктор Сухоруков, gettyimages, Henning Larsen Architects, Shutterstock, Samsung
Бизнес создает новую городскую среду

Времена, когда офисные центры строились как неприступные крепости, уходят в прошлое. Сегодня на передний план выступают новые принципы — экологичность, открытость и стремление к позитивным изменениям среды. Компании осваивают бывшие промзоны и исторические центры, выбирают периферийные районы, где создают не только рабочие места, но и общественные пространства. Яркий пример — многофункциональный комплекс, которые «Газпром нефть» построит в Санкт-Петербурге, однако подобные проекты можно найти по всему миру

Хрустальный корабль на Охте

В начале марта «Газпром нефть» представила концепт многофункционального комплекса, который разместится на Охтинском мысе в Красногвардейском районе Петербурга.

Это первый в городе девелоперский проект, значительная часть которого отведена под общественные пространства. Местные жители и туристы смогут здесь наслаждаться видом на Смольный собор с обзорной площадки, гулять и кататься на роликах в парке, заниматься йогой или просто отдыхать на террасе у воды. В центре мыса может появиться небольшое озеро, которое зимой превратится в каток, а рядом с ним разместится ландшафтный амфитеатр с фонтаном. По предварительным расчетам, общественная зона сможет принять почти тысячу посетителей в день.

Комплекс «Газпром нефти» станет уникальным примером парящей архитектуры

Собственно офисы «Газпром нефти» разместятся на верхнем уровне комплекса, который проектирует японская компания Nikken Sekkei. Архитекторам пришлось решать нетривиальную задачу — 0,8 гектара Охтинского мыса занимают охраняемые зоны, на которых запрещено строительство. Японцы предложили в прямом смысле подвесить здание над землей на металлическом каркасе. Это будет уникальный пример парящей архитектуры таких масштабов, а вся конструкция со стеклянными фасадами напомнит зрителям хрустальный корабль.

Очень высокие стандарты

Многофункциональный комплекс на Охте — не единственный в Петербурге проект корпорации, повернувшийся лицом к жителям города. Лахта Центр, 462-метровый общественно-деловой комплекс «Газпрома», стал новым символом Северной столицы и самым высоким зданием в Европе. Кроме этого, жители Приморского района могут почувствовать и другие плюсы соседства с Лахта Центром. Классический, хоть и прибрежный, спальный район уже начал привлекать малый и средний бизнес, а стоимость квартир здесь теперь постоянно растет. По данным аналитиков, только за последний год цены на вторичном рынке в Приморском районе увеличились на 9,6%.

Параллельно с реализацией Лахта Центра в районе развивается новая и реконструируется имеющаяся дорожная инфраструктура. В будущем появление комплекса на окраине поможет Петербургу снять деловую и транспортную нагрузку с исторического центра города.

Лахта Центр стал драйвером развития Приморского района Санкт-Петербурга

Кофейное облако в центре Турина

Итальянский кофейный гигант Lavazza, напротив, вернул в опустевший центр Турина жизнь. В середине апреля 2018 года компания открыла там свою штаб-квартиру. Футуристический офис в самом сердце города для производителя спроектировало архитектурное бюро Cino Zucchi Architetti. Здание получило поэтичное название Nuvola («нувола»), что в переводе означает «облако». Легкая зеркальная конструкция на прозрачном стилобате правда словно парит в воздухе, но в название вложен еще один смысл. «Облако содержит наше прошлое и будущее», — объясняет владелец компании Альберто Лавацца. Здание действительно имеет следы прошлого. На старинной площади, где строился комплекс, нашли останки раннехристианской базилики, которую бережно интегрировали в здание. Так родилась идея комплекса, стоящего одной ногой в прошлом, а другой — в инновационном будущем. Но штаб-квартира Lavazza неплохо вписалась и в настоящее Турина. Часть здания площадью более 30 тыс. кв. м компания отвела под общественное пространство La Centrale, где сейчас проходят концерты, лекции, гастрономические и музыкальные фестивали. Отдельные блоки комплекса занимают интерактивный музей кофе и археологическая зона, а в соседнем корпусе разместился кампус Института прикладного искусства и дизайна. Так в «кофейном» офисе заварилась и закипела настоящая городская жизнь.

Новый офис Lavazza вернул жизнь в центр Турина

Компания Novo Nordisk разбила парк вокруг своего офиса и открыла туда доступ всем желающим

Лечение свежим воздухом

Датская фармацевтическая компания Novo Nordisk выбрала для своего официального дома север Копенгагена. В комплекс из двух зданий переехало руководство и более тысячи административных сотрудников фирмы. Обрамляет эти офисы огромный ландшафтный парк.

Концепция парка и всего комплекса, спроектированного компанией SLA Architects, основывается на привычках Кьеркегора и Ницше. Идеи приходили в головы этих великих мыслителей во время продолжительных прогулок. Архитекторы решили поделиться роскошью общения и размышления на свежем воздухе с сотрудниками Novo Nordisk, а фармацевтический гигант, в свою очередь, открыл доступ в парк для всех желающих.

Специалисты высадили в парке огромное количество местных растений и более 1000 деревьев, которые через несколько лет должны превратиться в мини-лес. По задумке архитекторов, растения не требуют ухода. Таким образом, природная зона будет развиваться без участия человека.

По всему парку раскинулась система пешеходных дорожек — они проложены так, чтобы гуляющие ощутили полную гамму света, тени, запахов, цветов и звуков. Создатели продумали ландшафтное освещение — днем свет проникает сквозь листву и рисует узоры на бетонных дорожках, а вечером пейзаж подсвечивается ровными полосками белого цвета.

В результате и работники компании, их клиенты и местные жители получили чудесное место для отдыха в любое время года.

Оранжерея с доставкой в сиэтл

Еще один пример зелени в подарок горожанам показала американская компания Amazon. Ее штаб-квартиру в Сиэтле, состоящую из трех офисных зданий, архитектурное бюро NBBJ дополнило биодомом. В этом комплексе из трех прозрачных сфер разместился настоящий тропический лес — специалисты высадили здесь более 40 тысяч растений из 30 стран мира. Все они подобраны с учетом наиболее комфортного для человека микроклимата.

В одной из сфер посетителей встречает 5-этажный каскадный сад, также в комплексе есть кафе, конференц-залы, магазинчики, рабочие места и зоны отдыха для сотрудников Amazon. Примечательно, что этот экологический оазис среди небоскребов открыт не только для представителей компании, но и для простых горожан. Еще на этапе строительства прохожие останавливались на улице и фотографировали сферы. А когда проект завершился, он стал новой городской достопримечательностью, прочно связанной с Amazon.

В офисном комплексе компании Amazon разместился настоящий тропический лес

Компания принесла городу не только зеленую зону, но и экономический рост, став главным налогоплательщиком. В 2019 году Amazon имела 566 тысяч сотрудников по всему миру, 410 тысяч из них живут в Сиэтле. За 10 лет население города выросло на 21,6%. Уровень доходов жителей и цены на недвижимость тоже заметно повысились.

Вместо офиса — город

Крупнейший промышленный концерн в мире, Samsung не стал мелочиться и построил недалеко от Сеула — в Сувоне — не просто офисный центр, а настоящий цифровой город — исследовательский комплекс, включающий несколько высотных зданий. В Сувоне сейчас постоянно проживает более миллиона человек, по меньшей мере 30 тысяч из них работает в Samsung. Своей популярностью в городе, где открыты представительства еще нескольких технологических компаний, Samsung не в последнюю очередь обязана устройству своего цифрового города.

Несколько лет назад компания решила изменить имидж в Сувоне — она превратила свой город в международный комплекс цифровых технологий и коммуникаций и создала там экологичную, дружественную обстановку. Корпорация повысила комфорт на рабочих местах, начала поощрять свободную одежду и гибкий график, изменила систему управления кадрами и открыла программу карьерного роста и форум трудоустройства для студентов. Так компания привлекла на работу много талантливых местных жителей.

Для горожан на территории своего комплекса в Сувоне Samsung построила пешеходные и велодорожки, разбила парк, открыла спортивные залы и многочисленные кафе.

Samsung построил в Сеуле настоящий цифровой город

Магнит для студентов

В 2015 году работники компании Microsoft в Дании перебрались на окраину Копенгагена, в городок Люнгбю. Там бюро Henning Larsen Architects спроектировало и построило для IT-гиганта новую штаб-квартиру площадью 18 тыс. кв. м. Архитекторы усадили под одной крышей два подразделения компании. Блоки они соединили большим атриумом, в котором проходят встречи. Так проект выразил ключевую идею Microsoft и Билла Гейтса об открытой среде для сотрудников. Само здание со стеклянными стенами между офисами и огромными окнами также буквально выразило мысль о прозрачности процессов и общения.

Район Люнгбю еще совсем молодой, и новая штаб-квартира Microsoft заметно ускоряет его развитие. К комплексу, как к магниту, начали притягиваться жилье, магазины и кафе. По отношению к местным жителям IT-компания ведет себя дружелюбно. Горожане могут использовать открытое кафе и технологическую зону компании, гулять в парке с искусственными водоемами. Особое внимание Microsoft уделил студентам: для них на территории построены резиденции. Бизнес активно подключился к взаимодействию с местным студенческим сообществом, чтобы привлекать талантливых молодых людей сначала на стажировки, а потом — на работу.

По словам властей Люнгбю, Microsoft удалось построить благоприятное, динамическое пространство, связывающее центр города и зеленые зоны.

Строительство офиса = развитие района

Многие урбанисты отмечают, что штаб-квартиры крупных компаний становятся мощным локомотивом, который вытаскивает район и весь населенный пункт на новые вершины развития. Например, американская авиакомпания Delta — крупнейший работодатель в штате Джорджия. Здесь проживает 33 из 80 тыс. ее сотрудников. Благодаря деятельности компании население не самого популярного региона Америки увеличилось на 54%. Ежегодно Delta вкладывает в штат порядка 43,5 млрд долларов.

И таких примеров немало. Небольшие города даже соревнуются за право принять у себя штаб-квартиру корпорации, предлагая ей существенные налоговые льготы, ведь поступления в бюджет и другие преимущества — рост цен на недвижимость, развитие социальной и транспортной инфраструктуры, рост доходов населения, тысячи новых рабочих мест — многократно перекрывают расходы.

Философия офиса Microsoft в Дании — открытость к общению и прозрачность процессов

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ