Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Нефтяной фронт — Журнал «Сибирская нефть» — №171 (май 2020)

Нефтяной фронт

Советская нефтяная промышленность в годы Великой Отечественной Войны

Текст:
Фото: Getty Images, РИА «Новости»
Нефтяной фронт

Великая Отечественная война стала одним из самых тяжелых испытаний для нашей страны за всю ее историю. Свой вклад в победу над врагом внесли не только воины. Трудовые подвиги работников нефтяной промышленности позволили Советскому Союзу выиграть войну моторов, а значит, и войну в целом

Испытания 1941-го

Ранним утром 22 июня 1941 года войска гитлеровской Германии перешли государственную границу СССР, началась Великая Отечественная война. В тот же день был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», которое вводилось на всей европейской части страны. Первая неделя катастрофических потерь соединений и частей Красной армии заставила советское правительство начать подготовку к крайним мерам. 24 июня 1941-го было принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О создании Совета по эвакуации». 26 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», узаконивший обязательную сверхурочную работу и возможность привлечения к ней подростков до 16 лет. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» определил дальнейшую жизнь всех предприятий и организаций страны.

Нефтяной фронт

Уже 30 июня был создан Государственный комитет обороны (ГКО). Новый орган взял на себя всю полноту власти, его постановления имели силу законов военного времени. 17 июля 1941 года ГКО принял постановление «О размещении эвакуируемых предприятий», где среди прочего были определены места будущей дислокации Херсонского, Одесского, Осипенского и Туапсинского нефтеперерабатывающих заводов. Так, оборудование и персонал крекинг-заводов из Одессы и Херсона были направлены в Сызрань, Осипенского крекинг-завода — в Краснокамск, а Туапсинского НПЗ — в Красноводск.

Эвакуация оборудования предприятий нефтяной промышленности отличалась особой спецификой. Большая часть нефтеперерабатывающих установок была громоздкой и мало транспортабельной. Демонтировать их полностью в условиях усложняющейся с каждым днем прифронтовой обстановки было порой чрезвычайно трудно, поэтому с основных аппаратов снимали важнейшие узлы и детали оборудования. Вывозили также вспомогательные машины, грузоподъемные механизмы, станки, насосное и электрическое оборудование.

Также осенью 1941-го началось перебазирование нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих, геолого-разведочных, машиностроительных и иных предприятий с Северного Кавказа и Апшеронского полуострова в восточные регионы страны. В Поволжье в распоряжение «Башнефтекомбината» был переведен трест «Азнефтеразведка», а «Экспериментальная контора турбинного бурения» была включена в состав треста «Прикамнефть». Всего из Азербайджанской ССР в 1941–1942 годах в восточные области страны было перебазировано более 11 тыс. нефтяников, квалифицированных специалистов различных профессий.

Летом и осенью 1941-го Красной армии пришлось сражаться в условиях острого дефицита боеприпасов и горючего против противника, обладавшего боевым опытом, современной военной техникой и отлаженной системой материально-технического обеспечения. И как никогда Вооруженные силы СССР нуждались в горючем и смазочных материалах.

Несмотря на все сложности, на волне небывалого патриотического подъема по итогам 1941 года в СССР тружениками нефтяной отрасли было добыто 33 млн т нефти. Это почти на 2 млн т больше, чем в довоенном 1940-м. Первый год войны завершила битва за Москву, где серьезное испытание прошли Наркомат нефтяной промышленности и Управление снабжения горючим Наркомата обороны. Все потребности Красной армии в моторном топливе и смазочных материалах были обеспечены без срывов. Общий расход составил 294 тыс. т, из них около 80% потребовалось только на наступательную операцию. А вот наступление вражеских войск на Москву выявило серьезные для германского командования проблемы: работавшие на синтетическом бензине карбюраторные автомобильные, танковые и авиационные моторы в условиях морозной русской зимы выходили из строя, а у немецких снабженцев к тому же не оказалось антифриза и зимних смазочных масел.

Учения по гражданской обороне на нефтяном промысле в Баку Учения по гражданской обороне на нефтяном промысле в Баку

Борьба за топливо

8 февраля 1942 года газета «Правда» писала: «Современная война — есть война моторов. Но моторы сами по себе — безжизненная сталь. Для того, чтобы они работали, приносили пользу, разили врага, нужен бензин. Бензин — кровь самолетов, танков, автомобилей, индустрии. Наши нефтяники оживляют холодную сталь моторов, приводят их в действие. Они дадут фронту столько горючего, сколько надо».

Поражения Красной армии весной 1942-го в кровопролитных сражениях под Ржевом, Харьковом и на Керченском полуострове открыли дорогу наступательной операции немецких войск под кодовым названием «Блау». Ее главной задачей был захват нефтяных ресурсов Кавказа. Для этой цели формировалась группа армий «А», которая должна была достичь Баку, а затем во взаимодействии с дружественной Турцией выйти на Ближний Восток, в богатые нефтью Иран и Ирак. Вспомогательный удар должна была нанести группа армий «Б», которая планировала преодолеть волжский рубеж в районе Сталинграда и отсечь пути, связывавшие нефтяные районы Кавказа с центром страны.

Начав наступление на Кавказ, 9 августа 1942 года моторизированные части 1-й немецкой танковой армии ворвались с боями в Майкоп. Первостепенной задачей было захватить горючее и нефть. Однако планам не суждено было осуществиться: советским властям еще до 1 августа удалось эвакуировать вглубь страны свыше 600 вагонов с различным нефтепромысловым оборудованием. В соответствии с решением ГКО оборудование нефтепромыслов «Майнефтекомбината», которое не удалось вывезти, было уничтожено, как и весь скважинный парк. Об использовании кубанской нефти оккупантами уже не могло быть и речи.

В связи с продвижением немецких войск в сентябре 1942 года было объявлено военное положение в Закавказье, а ситуация в Баку стала критической. Когда гитлеровские войска вышли в район Моздока, на подступах к Грозному развернулись жестокие бои. 10 октября 1942 года город буквально вспыхнул от обрушившихся на него бомбардировок. Были разрушены здания, горели резервуары с нефтью, вышли из строя около 100 скважин. Тем не менее захватить нефтепромысловый район и вывести его полностью из эксплуатации противнику не удалось. По итогам 1942-го грозненские промыслы дали стране 1,4 млн т нефти.

Немецкие войска наблюдают за пожаром на нефтехранилище в Майкопе, взорванном при отступлении советских войск в 1941 году Немецкие войска наблюдают за пожаром на нефтехранилище в Майкопе, взорванном при отступлении советских войск в 1941 году

Понимание серьезной угрозы на Кавказе привело ГКО к принятию важнейшего постановления 22 сентября 1942 года «О мероприятиях по всемерному форсированию увеличения добычи нефти в «Казахстаннефтекомбинате», «Пермьнефтекомбинате» и в трестах «Бугурусланнефть», «Сызраньнефть», «Ишимбайнефть», "Туймазанефть«, «Туркменнефть», «Калининнефть» и "Ворошиловнефть«. Постановление стало своего рода рубежом в государственной политике в нефтегазовой сфере. Его реализация потребовала поистине героических усилий нефтяников. 22 сентября 1942 года ГКО принял и еще одно постановление — «О переводе на время войны рабочих, служащих и инженерно-технических работников предприятий нефтяной промышленности на положение мобилизованных».

Но в целом итоги 1942 года показали резкое снижение объемов нефтедобычи в СССР. В тот год добыто только 22 млн т, в том числе 15 млн 709,5 тыс. т нефти на Апшеронских промыслах. Осложнил ситуацию в отрасли и массовый призыв мужчин-нефтяников на фронт. Ухудшилось материально-техническое снабжение предприятий, резко снизился объем выпуска продукции предприятий нефтяного машиностроения. В результате в 3,7 раза сократился объем всех буровых работ, а объемы эксплуатационного бурения — в 4,37 раза по сравнению с 1940 годом. Лучшие высококвалифицированные рабочие и инженеры «Азнефти» были перебазированы в восточные регионы страны, куда переместилась и весомая доля нефтепромыслового оборудования. Все это существенным образом сказалось на производственной деятельности нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов на Апшеронском полуострове. Кроме того, налеты вражеской авиации заблокировали маршруты транспортировки бакинской нефти и нефтепродуктов в центр страны по Волге и железным дорогам.

В результате победы Красной армии в битве на Волге стратегические планы гитлеровского командования по завоеванию нефтяных месторождений Кавказа полностью провалились

Переломные события 1943-го

Сталинградская битва, завершившаяся в начале февраля 1943 года, стала одной из наиболее ярких страниц истории Великой Отечественной войны, по существу изменившей ход всей Второй мировой войны.

Наркомату нефтяной промышленности и Управлению снабжения горючим Наркомата обороны в ходе этого судьбоносного сражения удалось обеспечить горючим потребности Красной армии. В тот период, несмотря на ожесточенные налеты вражеской авиации, героически работал трудовой коллектив Саратовского НПЗ, где ежесуточно перерабатывалось 5 тыс. т нефти, поступавших в основном с промыслов Волго-Уральского региона. «Чем ты сегодня помог Сталинграду?» — под таким девизом трудились нефтяники и нефтепереработчики. Расход горючего советскими Вооруженными силами за весь период Сталинградской битвы составил 187,9 тыс. т. В том числе 94,2 тыс. т ушло на наступательную операцию, в ходе которой за одни сутки потреблялось 944 т.

В результате победы Красной армии в битве на Волге стратегические планы гитлеровского командования по завоеванию нефтяных месторождений Кавказа полностью провалились. Весной 1943-го началось восстановление Каспийско-Волжского пути, что позволило приступить к реэвакуации оборудования и восстановлению нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов на Кавказе и Апшеронском полуострове.

Однако впереди в том же году было и еще одно грандиозное сражение. 5 апреля 1943 года ГКО принял постановление «Об усилении контроля за выполнением нефтяной промышленностью планов производства, поставок и качества авиабензинов и авиамасел, поступающих на снабжение Красной армии». Началась подготовка к битве на Курской дуге. Здесь, в районе Прохоровки, 5 июля — 23 августа 1943-го произошло масштабное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков. Всего за 50 суток боев на Курской дуге Красная армия израсходовала 156 тыс. т всех видов горючего, которое доставлялось в войска беспрерывно.

Завершился 1943 год знаковым событием. В декабре на Самарской Луке геологами «Куйбышевнефтекомбината» было открыто новое месторождение — Зольненское. Разведочная скважина № 1 вскрыла мощный нефтяной горизонт на глубине 1130–1150 м, ее дебит составил 120 т в сутки. Предварительно запасы месторождения оценивались в 15 млн т. Это было одно из первых крупных открытий под Самарой. Всего в 1943-м нефтяники «Куйбышевнефтекомбината» добыли 967,6 тыс. т нефти, превысив показатель 1942 года на 346,9 тыс. т.

Солдаты противотанкового дивизиона ведут бои в районе нефтеналивных резервуаров на берегу Волги. Сталинград, декабрь 1942 года Солдаты противотанкового дивизиона ведут бои в районе нефтеналивных резервуаров на берегу Волги. Сталинград, декабрь 1942 года

Вклад «Второго Баку»

По итогам 1943 года добыча нефти в стране все же продолжила свое снижение и составила 17,98 млн т, в том числе 12 млн 691 тыс. т на бакинских промыслах. Однако руководство страны справедливо ожидало, что в 1944 году Волго-Уральский регион сможет переломить негативную тенденцию в отрасли, тем более для этого уже были серьезные основания. Если в последний довоенный год доля Волго-Уральского региона в капиталовложениях в нефтяную промышленность составляла около 10%, то в 1942 году этот показатель вырос до 41,6%. А в 1943-м достиг 55,8%.

27 января 1944 года ГКО принял постановление «О мерах по формированию разведки и вводу в разработку нефтяного месторождения Кинзебулатово в Башкирской АССР». Через две недели последовало новое постановление «О мерах по обеспечению дальнейшего роста добычи нефти на промыслах «Куйбышевнефтекомбината». И завершающим документом того года в практическом воплощении стратегии развития «второго Баку» стало постановление ГКО от 1 марта 1944 года «О развитии разведочных работ и подготовке к строительству нефтяного промысла на Шугуровском месторождении Татарской АССР».

Начало лета 1944 года было ознаменовано важным событием в истории нефтяной промышленности страны. 9 июня 1944 года в Куйбышевской области было открыто первое в СССР месторождение девонской нефти. На буровой № 41 в Яблоневом овраге на Самарской Луке на глубине около 1600 м бригада мастера Василия Ракова вскрыла нефтеносные отложения девона, получив мощный фонтан нефти. Дебит скважины составил 500 т. Это событие стало началом нового этапа в истории советской нефтедобычи.

Осенью 1944 года долгожданный успех пришел и к башкирским нефтяникам. 26 сентября в Туймазинском районе Башкирской АССР бригада бурового мастера Андрея Трипольского с глубины 1650 м скважиной № 100 с дебитом 200 т в сутки открыла крупное Туймазинское месторождение девонской нефти.

26 сентября 1944 года бригада бурового мастера Андрея Трипольского скважиной № 100 с дебитом 200 т в сутки открыла крупное Туймазинское месторождение девонской нефти 26 сентября 1944 года бригада бурового мастера Андрея Трипольского скважиной № 100 с дебитом 200 т в сутки открыла крупное Туймазинское месторождение девонской нефти

В целом в 1944 году благодаря началу интенсивного освоения нефтеносных районов «второго Баку» добыча нефти в стране поднялась до 18 млн 261 тыс. т. В завершающий год Великой Отечественной войны советским нефтяникам удалось увеличить объем нефтедобычи еще более чем на миллион тонн и выйти на рубеж 19 млн 436 тыс. тонн — 62% от довоенного уровня. Вклад Волго-Уральского региона составил 2 млн 833 тыс. т нефти. К тому времени были восстановлены нефтяные промыслы «Грознефтекомбината», принесшие 10% в общесоюзную нефтедобычу. На Кубани нефтяники возрожденного «Майнефтекомбината» смогли добыть 250 тыс. т нефти.

В военный период в СССР было открыто 34 нефтяных и газовых месторождения, из них 21 — в восточных районах. Таким образом, между Волгой и Уралом были созданы прочные основы новой, мощной топливно-энергетической базы страны.

В военный период в СССР было открыто 34 нефтяных и газовых месторождения, из них 21 — в восточных районах. Между Волгой и Уралом были созданы основы новой топливно-энергетической базы страны

Всенародная помощь фронту

С первых дней войны в СССР получило широкое распространение всенародное движение по оказанию помощи армии и флоту. Весом был вклад тружеников нефтяной промышленности в Фонд обороны и Фонд Красной армии: ежемесячно трудовые коллективы нефтяных промыслов и нефтеперерабатывающих заводов отчисляли в Фонд обороны однодневный или двухдневный заработок. Широко распространилось в отрасли начинание по сбору денежных средств на строительство именных танков и самолетов. Так, трудовой коллектив «Молотовнефтекомбината» осенью 1942-го первый в отрасли собрал денежные средства на постройку звена истребителей «Молотовский нефтяник». На деньги нефтяников также были построены самолеты для эскадрилий: «Башкирский нефтяник», «Краснокамский нефтяник», «Куйбышевский нефтяник», «Сызранский бурильщик», «Охтинский нефтяник», истребитель «Геофизик Башкирии», танковые колонны «Ставропольский нефтяник», «Нефтяник Ухты», «Нефтяник Казахстана».

Советская нефтяная отрасль выдержала суровое испытание военного времени. Бесперебойное обеспечение фронта и тыла нефтью и нефтепродуктами стало результатом огромных усилий тружеников отечественной нефтяной промышленности и позволило отстоять в ожесточенных сражениях и на трудовом фронте честь и независимость Родины в самой кровопролитной битве ХХ века.

Самоходная артиллерийская установка СУ-76 на заправке топливом. 1-й Белорусский фронт, 1944 год Самоходная артиллерийская установка СУ-76 на заправке топливом. 1-й Белорусский фронт, 1944 год