Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Нефть для победы — Журнал «Сибирская нефть» — №171 (май 2020)

Нефть для победы

Московский нефтеперерабатывающий завод безостановочно прошел всю войну


Фото: РИА «Новости»
Нефть для победы

Московский нефтеперерабатывающий завод — единственное предприятие в составе «Газпром нефти», прошедшее всю войну. Его история началась в 1938 году, а уже в 1941-м завод ждало настоящее испытание на прочность. Об эвакуации стратегического поставщика нефтепродуктов для фронта не могло быть и речи. Завод остался в Москве и без остановки проработал всю войну, переработав за годы Великой Отечественной почти 3 млн тонн нефти

1935 год

К середине 30-х годов возросшие потребности в моторном топливе в Советской России обеспечивают всего пять нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в районах нефтедобычи. В то же время идет стремительная автомобилизация. Автопарк столицы уже насчитывает около 30 тысяч транспортных средств, а вопрос обеспечения их бензином становится все острее. Поэтому в апреле 1935 года было принято решение о поиске площадки под строительство первого крекинг-завода, расположенного в непосредственной близости к потребителям. Такое место нашлось недалеко от Москвы, возле селения Капотня Люберецкого района, ограниченного с одной стороны Москвой-рекой. 26 июня 1935 года издается приказ по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР «Об утверждении площадки для строительства Московских крекингов». Выбор определяется возможностью доставлять по реке баржи с бакинским мазутом — сырьем, пригодным для выработки крекинг-бензина.

1936 год

Строительство Московского крекинг-завода началось в феврале 1936 года. В отличие от заводов в Баку, Грозном и Батуми, где использовались только импортные крекинг-установки, под Москвой было решено использовать отечественную систему двухпечного крекинга, спроектированную институтом «Нефтезаводпроект». По сравнению с импортными установками она имела ряд существенных преимуществ: могла работать на любом мазуте без добавления соляровых фракций, осуществляла раздельное крекирование легкого и тяжелого сырья, была снабжена стабилизационными колоннами для удаления из бензина растворенных в нем газов. Расчетная мощность крекинг-установки № 1 составляла 155 тыс. т бензина в год. В качестве основного сырья планировался мазут.

Строительство Московского крекинг-завода началось в феврале 1936 года. Предприятие построили в рекордные сроки — за два года. Строительство Московского крекинг-завода началось в феврале 1936 года. Предприятие построили в рекордные сроки — за два года.

1938–1939 года

1 апреля 1938 года в 14 часов 40 минут крекинг-установка № 1 была введена в эксплуатацию. Тем временем монтажники и технологи готовили комбинированную установку термического крекинга № 2 с проектной мощностью 540 тыс. т в год. Ее строили уже с учетом наработанного на действующем производстве опыта и в торжественной обстановке ввели в эксплуатацию 30 мая 1939 года.

В борьбе за экономию ресурсов и повышение эффективности на заводе внедрялись инновационные решения. Первой такой инновацией стал новый метод щелочения бензина, позволивший вести технологический процесс с использованием кальцинированной соды вместо применявшейся ранее дорогостоящей и дефицитной каустической. За год работники завода подали 80 рацпредложений. В итоге к концу 1939 года себестоимость производимого бензина снизилась на 35%.

17 июля 1941 года

Лето 1941 года. Большинство московских предприятий в срочном порядке эвакуируется за Урал. В связи с быстрым продвижением врага Государственный комитет обороны (ГКО) 17 июля 1941 года принимает постановление «О размещении эвакуируемых предприятий», где были определены места будущей дислокации нефтеперерабатывающих заводов, предположительно попадающих в районы боевых действий. Московский крекинг-завод должен был переместиться в Чкаловскую (ныне Оренбургскую) область. Но так как деятельность предприятия имела чрезвычайно большое значение для обороны столицы, руководство Наркомнефти СССР отсрочило решение о его немедленной эвакуации.

22 июля 1941 года

О существовании стратегического предприятия в самом сердце СССР — нового и современного, построенного лишь за три года до начала войны, — разумеется, было прекрасно осведомлено и фашистское командование. Впервые авиация вермахта появилась в небе над столичным крекинг-заводом 22 июля 1941 года. В первом налете, продолжавшемся около пяти часов, принимали участие 150 средних бомбардировщиков Хенкель-111 и 45 тяжелых самолетов Юнкерс-88. Наткнувшись на мощное сопротивление со стороны советских подразделений ПВО, им все же удалось сбросить 104 т фугасных и 46 т малокалиберных зажигательных бомб. Тактика фашистской авиации заключалась в том, что первые звенья авиации несли осветительные и зажигательные бомбы. Падая на объекты, они освещали их и вызывали пожары. Последующие звенья на пожарища сбрасывали фугасные бомбы. Одна из таких фугасных бомб в первый налет авиации легла в 100 м от завода. Бомба была настолько мощной, что от ее взрыва образовалась воронка глубиной 6 м.

Московский крекинг-завод имел стратегическое значение для обороны Москвы. Впервые он подвергся бомбежке немцами 22 июля 1941 года Московский крекинг-завод имел стратегическое значение для обороны Москвы. Впервые он подвергся бомбежке немцами 22 июля 1941 года
Иван Егоров,
участник обороны завода

С наступлением темноты прозвучала воздушная тревога. Кто-то сказал, что она, наверное, учебная. Но вся округа на большом расстоянии озарилась ярким светом. Это несколько осветительных бомб медленно спускались на парашютах. Стоявшие возле меня бойцы инстинктивно, не дожидаясь команды, открыли огонь из винтовок по спускающимся осветительным бомбам, которые быстро гасли одна за другой, и вновь воцарилась темнота. Затем в небе что-то зашуршало и на землю недалеко от нас стали падать предметы, которые воспламенялись. Все дружно начали их тушить. Мы поняли, что это были зажигательные бомбы, которые народ потом окрестил зажигалками.

Август 1941 года

Для завода бомбардировки были опасны вдвойне: скопление цистерн с горючим на железнодорожных путях, навалы шпал, земля, пропитанная бензином и керосином, создавали пожароопасную обстановку. Поэтому после первого же налета штаб командования, созданный на предприятии, принял решение построить муляж завода в 3 км от настоящего. В строительстве ложного завода было задействовано около 2 тыс. человек.

Завод-близнец построили из фанеры и старых бочек, а для большего сходства с прототипом слегка замаскировали, из леса привезли и посадили деревья, как было на настоящем заводе. В результате на аэрофотоснимках фальшивка практически не отличалась от оригинала. Рядом для дежуривших бойцов был построен укрепленный подземный бункер, куда была проведена телефонная связь. Задумка сработала, немецкие самолеты сконцентрировались на уничтожении бутафорского завода. Боевая бригада, возглавляемая Алексеем Хомяковым, по команде штаба обороны завода поджигала бочки и промасленную ветошь, чтобы создать впечатление пожара и заставить немецких пилотов поверить в успех бомбардировки.

Девяносто дней и ночей длилась героическая оборона завода. Ложный объект успешно справился со своей задачей. Самолеты Люфтваффе упорно бомбили фанерный макет, а Московский крекинг-завод тем временем продолжал работать на полную мощность, обеспечивая топливом фронтовые части и столичный автопарк.

Иван Егоров,
участник обороны завода

В безоблачном небе слышен гул вражеских самолетов. Вскоре с наблюдательной вышки сообщили, что самолеты сбросили зажигательные бомбы, которые легли вблизи ложного завода. Тогда я дал команду Алеше, находящемуся в бункере, дать огоньку. И вот через несколько минут загорелись бочки, ветошь. Ввысь к небу взметнулись дым и пламя, а вскоре послышался свист и разрывы фугасных бомб. Было видно, как одна из фугасных бомб попала в бочки, которые не были подожжены. На территорию основного завода в этот налет упало несколько зажигалок, которые не причинили вреда.

Октябрь 1941 года

15 октября 1941 года, в связи с приближением линии фронта вплотную к столице, Государственный комитет обороны СССР принял решение об эвакуации предприятий и организаций Москвы. Но и на этот раз было решено демонтировать лишь отдельные установки Московского крекинг-завода: предприятие находилось в центре страны, в непосредственной близости к фронту, а потребность армии в топливе к этому моменту значительно выросла. Было решено демонтировать и отправить на восток газофракционную установку, установку полимеризации, вакуумную и асфальтовую установки. Это был сильный, в первую очередь моральный удар для заводчан: газофракционная и полимеризационная установки на предприятии были самыми новыми, их ввели в строй лишь в июле 1941 года.

Осенью 41-го прямо на территории предприятия была организована заправка моторным топливом боевой техники, отправлявшейся на передовую Осенью 41-го прямо на территории предприятия была организована заправка моторным топливом боевой техники, отправлявшейся на передовую

Пока выбранные установки оперативно демонтировались и готовились к переправке в тыл, остальное оборудование минировалось, чтобы в критический момент можно было взорвать весь завод. В то время, когда линия фронта максимально приблизилась к заводу, прямо на территории предприятия была организована заправка моторным топливом боевой техники, отправлявшейся на передовую. К счастью, взрывать завод не потребовалось. Красная армия перешла в контрнаступление под Москвой, спеццех предприятия, эвакуированный в октябре, уже в конце первого года войны вернулся в Капотню, а к августу 1942-го был полностью восстановлен.

Петр Финенко,
директор Московского крекинг-завода

Да, мы останавливаем некоторые цеха. Многие наши героические усилия канули, как в воду. Но все же в это трудное для страны время, не прекращая запуск целых установок и другого оборудования, мы тем самым создали прочную базу для того, чтобы использовать наработанное, изученное и понятое в технологических процессах, где бы мы ни работали.

Декабрь 1941 года

После оккупации Украины и наступления фашистов под Сталинградом вместо качественной бакинской нефти на завод стало поступать неоднородное сырье с востока страны. На протяжении всех военных лет завод получал для переработки нефть со значительным содержанием сернистых соединений и солей (3—4% серы) или мазут с содержанием воды от 10 до 18%. Но технологические процессы корректировались, установки перенастраивались, и к концу 41-го завод выпускал много новых видов продукции, в первую очередь оборонного значения.

После мобилизации призывников на фронт, завод начал набор новых кадров из числа трудоспособного населения, в том числе подростков. Женщины-служащие переходили в цеха и также становились за рабочие места. Среди рабочих под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!» началось соревнование за ударную и стахановскую фронтовую работу.

Нормы выработки перевыполнялись в два, три, четыре раза. Добиваться сверхвысоких результатов среди прочего помогало техническое творчество. В 1941 году коллектив Московского крекинг-завода внедрил 22 рационализаторских предложения, направленных на экономию материалов и удобство обслуживания агрегатов.

1942 год

В 1942 году МКЗ производил мазут прямой гонки, крекинг-бензин, бутан-бутиленовую фракцию, масляную широкую фракцию, керосиновую соляровую фракцию, крекинг-мазут, ловушечный мазут, гудрон, спецасфальт и асфальты трех марок. План 1942 года Московский крекинг-завод перевыполнил на 14%, и это не осталось незамеченным руководством страны и отрасли. Именно в 1942-м за выполнение заданий по обеспечению фронта горючим сотрудники предприятия получили первые правительственные награды.

Даже в военные годы завод продолжал модернизацию и строительство новых установок Даже в военные годы завод продолжал модернизацию и строительство новых установок

1943 год

Начиная с 1943 года, завод шел в передовиках и отрасли, и всей промышленности Советского Союза. В августе предприятие получило переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны (ГКО) и денежную премию 105 тыс. рублей.

В конце августа 1943 года предприятие переименовывается в завод № 413 — в военное время из соображений безопасности особо секретные производства могли менять цифровые обозначения по несколько раз. Параллельно продолжается восстановление полноценного производства, строится инфраструктура, ремонтируется жилой фонд.

1944 год

Рабочие места ушедших на фронт мужчин заняли женщины, в том числе освоившие и чисто мужские профессии Рабочие места ушедших на фронт мужчин заняли женщины, в том числе освоившие и чисто мужские профессии

1 февраля 1944 года за образцовое выполнение заданий по производству нефтепродуктов для фронта 20 работников завода были отмечены государственными наградами. В ответ московские переработчики пообещали перевыполнить план года не менее чем на 20%. И сдержали обещание: результат 1944 года — 124,4%. В августе предприятие снова получило переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны (ГКО) и удерживало его до декабря 44-го.

Из документов заводского музея: «Ничем не заменимую роль в достижении высоких результатов завода сыграли во время войны женщины — они проявляли мужество и героизм, отдавая свои силы и энергию, чтобы дать Красной армии больше такой нужной для нее продукции. Многие женщины овладели мужскими специальностями, а всего на предприятии во время войны работало 439 женщин».

1945 год

За все военные годы на Московском крекинг-заводе было переработано 2,8 млн т нефти. За время войны заводскому коллективу переходящее Красное Знамя ГКО вручалось 14 раз и в июне 1945 года было передано на вечное хранение. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» была вручена подавляющему большинству рабочих, служащих и инженерно-технических работников предприятия. В 1985 году, к 40-летию Великой Победы, Московский нефтеперерабатывающий завод был награжден орденом Отечественной войны I степени.

За годы войны на заводе было переработано 2,8 млн т нефти, подавляющее большинство работников получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» За годы войны на заводе было переработано 2,8 млн т нефти, подавляющее большинство работников получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

При подготовке материала использована книга Артура Манина «Есть у столицы завод»