Битум онлайн — Журнал «Сибирская нефть» — №175 (октябрь 2020)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Битум онлайн — Журнал «Сибирская нефть» — №175 (октябрь 2020)

Битум онлайн

Эффективность битумного бизнеса «Газпром нефть» повышает с помощью инновационных технологий

Текст:
Фото: Дмитрий Вороширин
Битум онлайн

«Газпром нефть» входит в десятку крупнейших мировых производителей битума. При этом компания «Газпромнефть — Битумные материалы» (ГПН — БМ) имеет статус технологического лидера российского рынка вяжущих, и это одно из ее основных конкурентных преимуществ. Сегодня, в дополнение к уже сформированной системе создания и продвижения инновационных разработок, оператор битумного бизнеса «Газпром нефти» внедряет цифровую систему управления операционным контуром

Взрывной рост — иначе сложно охарактеризовать изменения, которые битумный бизнес «Газпром нефти» претерпел всего за несколько лет. Количество производственных площадок увеличилось с 5 до 16, ассортимент — с 30 до 220 марок. Очевидно, что с ростом масштаба бизнеса пропорционально увеличивается и нагрузка на систему управления его операционным контуром. По сравнению со стартовыми показателями «Газпромнефть — БМ», количество обращений покупателей увеличилось вчетверо. В таких условиях эффективность работы системы управления в ручном режиме становится критично недостаточной, особенно в битумный сезонный прайм-тайм, когда заводы максимально загружены, а строительство и ремонт дорог ведется наиболее активно. Результатом могут стать срывы планов отгрузки, простои и, как итог, потеря покупателей, а значит, доходов и рыночных позиций компании. Чтобы этого не произошло, четкость и скорость взаимодействия поставщика и потребителя продукции должны вырасти как минимум пропорционально росту масштаба бизнеса. Для этого существует только один путь: внедрение цифровых технологий.

В «Газпромнефть — БМ» цифровую среду взаимодействия с партнерами — потребителями, производителями и логистическими компаниями — формируют автоматический планировщик Bitum Map и личный кабинет контрагента. «Цель реализации нашей программы — совершенствование продаж за счет гибкого управления операционным контуром, — рассказал заместитель генерального директора по коммерческой деятельности „Газпромнефть — Битумных материалов“ Антон Раевский. — Цифровые сервисы разрабатываются для всех участников процесса. Для внешнего контура — потребителей, базисов отгрузки и перевозчиков — создаются автоматизированные рабочие места. Информация оттуда используется для работы внутреннего контура — трейдеров, логистов, производственной функции. Благодаря интеграции всех участников мы автоматизируем процесс диспетчерского планирования производства, реализации и отгрузки».

Виртуальный ресепшен

Личный кабинет в «Газпромнефть — БМ» называют ресепшеном битумного бизнеса, потому что он дает возможность потребителю решить практически все оперативные вопросы, не отходя от монитора своего компьютера. Здесь формируется план закупки на месяц и суточные заявки по каждому базису отгрузки, отражаются все события, происходящие в рамках договора, от изменения остатка средств на счете до текущего статуса заявок. Здесь же потребитель видит информацию о назначенном для перевозки его партии битума транспорте и отслеживает местоположение машины в реальном времени — как в приложении для заказа такси.

Меньше чем за два года постепенное расширение функционала личного кабинета позволило увеличить долю его активных пользователей среди клиентов «Газпромнефть — БМ» с 4 до 50%. Согласно данным «Яндекс.Метрики» ежесуточно к сервису обращаются до 200 раз. «Мы подключаем новые площадки, наращиваем функциональный объем, предоставляя партнерам уникальный набор сервисов, которого нет нигде на рынке, — пояснил Антон Раевский. — Активное подключение потребителей к личному кабинету помогло нам обеспечить бесперебойную работу в условиях ограничений, связанных с пандемией COVID-19».

Удобство для клиентов в первую очередь способствует повышению лояльности потребителей. Но наращивание клиентской базы без оцифровки остальных сегментов операционного контура не решает, а, напротив, усугубляет проблемы, вызванные недостаточной эффективностью системы управления. Поэтому личный кабинет — лишь вершина айсберга битумной цифровизации «Газпром нефти». Суточная заявка, которую потребитель формирует в личном кабинете, предоставляет информацию для цифрового планировщика Bitum Map, который учитывает такие факторы, как производственно-логистические мощности базисов отгрузки, свободный законтрактованный клиентом объем битума на месяц и наличие на его счету денежных средств, доступность и местоположение битумовозов для доставки точно в срок, а также обеспечение базисов сырьем для производства премиальной продукции. Результатом суточного планирования становится заявка на отгрузку продукции для каждого актива на сутки вперед. Этот «план на завтра» транслируется производственным площадкам через автоматизированное рабочее место (АРМ) — сервис «Базисы отгрузки».

Развитие битумного бизнеса «Газпром нефти»

Развитие битумного бизнеса «Газпром нефти»

На связи с заводом

Сервис «Базисы отгрузки» — это единый цифровой инструмент взаимодействия между процессинговыми и терминальными площадками «Газпромнефть — БМ». Причем площадками как своими, так и сторонними. А это значит, что при создании сервиса было неизбежно столкновение с таким явлением, как «интеграционный ад» . Ведь у каждой площадки есть свои технические особенности, режимы работы, часовые пояса, учетные системы, уровень автоматизации.

С точки зрения IT, проблему во многом решило использование открытого API для интеграции учетных систем разных предприятий. В компании уверены, что смогут установить автоматизированные рабочие места на всех базисах отгрузки уже к 2021 году. При этом партнеры компании не несут никаких затрат при переходе на работу в новом сервисе, хотя с каждым проводится обучение, а регламент онлайн-взаимодействия является приложением к договору процессинга или перевалки.

Работа в «Базисах отгрузки» для каждой площадки начинается с предоставления информации о производственно-логистических возможностях актива на следующие сутки. При планировании отгрузок учитываются данные об остатках сырья, вариантах изменения ассортимента и максимальных производственных возможностях. Раньше эта информация собиралась вручную, теперь направляется в цифровой планировщик Bitum Map. На основе данных, полученных от базисов отгрузок и заявок покупателей, трейдеры формируют согласованный план реализации на следующие сутки. Он возвращается в сервис «Базисы отгрузки», становясь почасовым графиком отгрузок для каждой площадки. Данные об отгрузках поступают в Bitum Map и учетную систему «Газпромнефть — БМ», а параллельно с этим информация отражается в личном кабинете потребителя.

«Сервис „Базисы отгрузки“ позволяет нам снизить затраты на перевалку и объем запасов за счет повышения качества планирования и гибкости реакции на изменения рынка, — пояснил Антон Раевский. — При этом гибкая и быстрая модель включения партнеров в операционный контур дает нам возможность получить дополнительную прибыль, а партнерам — увеличить загрузку собственных мощностей без затрат на доработку систем».

Развитие в продуктовом подходе

«Базисы отгрузки» — не последний инструмент взаимодействия, который создается в цифровой среде Bitum Map. Уже проектируется автоматизированное рабочее место для транспортных компаний, которое позволит «Газпромнефть — БМ» в онлайн-режиме получать информацию о доступных битумовозах, а также назначать машины и водителей для выполнения заявок покупателей. Цифровизация коммуникаций должна ускорить процесс взаиморасчетов с транспортными компаниями, повысить оборачиваемость машин, сократить очереди под погрузку и выгрузку и даже создать в перспективе систему управления тарифами на перевозку. Более того, эксперты компании предполагают, что в дальнейшем на базе сервиса можно будет создать биржу перевозок для оптимизации затрат и использовать ее как инструмент мониторинга безопасности и соблюдения требований к брендированию транспорта. В онлайн планируется перевести и взаимодействие с дистрибьюторами высокотехнологичной битумопроизводной продукции под маркой «Брит».

По большому счету то, что сегодня делают в «Газпромнефть — БМ», принципиально мало чем отличается от создания и развития новых приложений для смартфонов и операционных систем компьютеров. Только битумные цифровые решения необходимо еще и увязывать с работой физических активов, задействуя огромный набор электронных устройств, в каждый момент времени оценивающих состояние того или иного процесса, таких как автоматизированные системы мониторинга автотранспорта.

В целом же все делается в духе продуктового подхода. С каждым обновлением того же личного кабинета к нему добавляются все новые функции. Например механизм планирования заявок, не обеспеченных деньгами, когда потребитель бронирует ресурс, а система обновляет информацию о поступлении денег и автоматически открывает разнарядки, как только деньги поступили на счет. Однако внедрение продуктового подхода требует и кардинальной организационной перестройки. «В рамках внедрения продуктового подхода мы формируем кросс-функциональные команды, что позволяет достигнуть необходимой гибкости во взаимодействии, повышения качества и скорости принимаемых решений на всех уровнях, — рассказал генеральный директор „Газпромнефть — БМ“ Дмитрий Орлов. — Для успешной работы кросс-функциональных команд мы предполагаем разработать программы обмена опытом между основными пятью направлениями: коммерцией, логистикой, производством, маркетингом и закупками».

Итогом всей этой очень масштабной работы должно стать создание системы, обрабатывающей информацию фактически на лету. Системы, которая сама будет рассчитывать производственные возможности активов, оптимально распределять отгрузки, управлять движением транспорта. То есть речь идет о создании цифровой экосреды взаимодействия, позволяющей всем партнерам выстроить коммуникации и процессы в новой, наиболее качественной модели. При этом битумный бизнес «Газпром нефти» получит главное конкурентное преимущество на современном рынке, существующем в крайне нестабильных внешних условиях, — высокую эффективность.

Цифровая среда взаимодействия и планирования

Цифровая среда взаимодействия и планирования

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ