Точный маршрут — Журнал «Сибирская нефть» — №175 (октябрь 2020)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Точный маршрут — Журнал «Сибирская нефть» — №175 (октябрь 2020)

Точный маршрут

Цифровые решения повышают эффективность логистических операций

Текст:
Фото: Стоян Васев
Точный маршрут

Опасные трюки при наливе, очереди на АЗС, длительный слив топлива и ручной контроль качества — многие сотрудники сбытовых предприятий «Газпром нефти» еще помнят, насколько трудоемкой двадцать лет назад была перевалка и транспортировка нефтепродуктов с нефтебазы на АЗС. Благодаря автоматизации и внедрению цифровых решений сегодня процессы стали быстрее, точнее, а главное — безопаснее

Символ вторичной логистики нефтепродуктов Первичной логистикой нефтепродуктов принято называть отгрузку нефтепродуктов с нефтеперерабатывающего завода и транспортировку до первой нефтебазы или порта. Вторичная логистика — это доставка нефтепродуктов от нефтебазы до АЗС, мелкооптовому клиенту или на другую нефтебазу.  — это автоцистерна. Долгое время она не только была главной рабочей лошадкой, но и требовала особой осторожности в обращении.

Изначально нефтепродукты наливали в автоцистерну через горловину, установленную в ее верхней части. У такого способа налива было несколько недостатков. Основной — падающая струя во время заполнения емкости повышала опасность возникновения статического заряда, а значит, и случайного возгорания. При этом оператору приходилось перемещаться по крыше автоцистерны на высоте три метра, что создавало дополнительный риск травмы в результате падения.

«Я пришел в систему топливообеспечения 18 лет назад. Труд в то время был ручной, автоматизированных процессов не было вообще. На нефтебазе вручную запускали насосы, вручную наливали бензовозы. Даже документы формировали вручную: бухгалтерам тогда только начали устанавливать компьютеры с программой 1С, — вспоминает руководитель топливного терминала „Гладкое“ Евгений Алейников. — Заливая бензовоз, водитель поднимался на цистерну, нажимал кнопку „пуск“ на установке и смотрел, как в горловину наливается нефтепродукт. Когда топливо доходило до планки, он должен был вовремя нажать „стоп“, чтобы остановить налив — автоматической отсечки не было. Конечно, ошибки возникали, топливо могло перелиться через край цистерны. Сейчас все эти процессы автоматизированы. Это не просто более эффективное управление объектами, но и совершенно иные стандарты производственной безопасности и охраны труда».

Сегодня при наполнении автоцистерн преимущественно используется нижний налив, что значительно ускорило процесс. Кроме того, такой способ нивелирует все перечисленные выше риски. А благодаря наличию датчиков на автоцистернах исчезла необходимость ручного мониторинга количества топлива в цистерне.

Автоматизация и цифровые продукты становятся привычными спутниками вторичной логистики нефтепродуктов, решая главные задачи: скорость и безопасность доставки, сохранение качества топлива.

Сейф, а не цистерна!

Передовой проект «Газпром нефти», нацеленный на сохранение качества и количества топлива при транспортировке от нефтебазы до клиента, называется «Сохранная доставка». Пока это пилот, работающий в Москве и области, но скоро начнется его тираж в регионы. Проекты по автоматизации контроля доставки топлива реализовывались и ранее, но новая система замкнула все решения на базе единой рабочей платформы.

Фактически «Сохранная доставка» перевела контроль сохранности нефтепродуктов в пути на новый уровень. Бензовозы компании оснащаются программно-аппаратным комплексом датчиков, которые в онлайн-режиме передают до 2 млн показаний о машине в пути. На каждом бензовозе более 30 таких датчиков. Все они связаны с цифровой платформой, которая выполняет функцию центра реагирования. Она в режиме 24/7 обрабатывает все полученные с датчиков показания, выявляет различные инциденты и оповещает ответственных. Ежесуточно датчики передают сведения о местонахождении бензовоза, статусе выполнения рейса и состоянии оборудования.

«Искусственный интеллект позволяет ежесекундно мониторить и анализировать онлайн более миллиона показателей датчиков и мгновенно реагировать на отклонения», — говорит владелец продукта «Сохранная доставка» Александр Хлибцев.

Дополнительно команда проекта сконструировала из открытых бесплатных решений программный модуль видеоанализа. С его помощью нейронную сеть обучили распознавать несанкционированные вскрытия топливных люков. До проекта видео логистического маршрута анализировалось вручную: выборочно или в случае инцидентов. Сейчас в регионах, где уже реализуется проект, идет цифровой мониторинг 100% поставок. То есть процесс доставки стал полностью прозрачным, что повышает гарантии сохранности топлива.

«В сутки наш центр онлайн-реагирования обрабатывает примерно 130 тысяч часов видео, — рассказывает Александр Хлибцев. — При этом нейросеть из видеопотока с бензовозов умеет выявлять нарушения правил безопасности, если это случается. То есть мы получаем полную картину происходящего на логистическом маршруте».

Цифровой диспетчер

Привычная картина из недалекого прошлого: на нефтебазе очередь из бензовозов, которые ждут товар. Или такая: водитель автоцистерны приезжал на АЗС, а топливо еще не раскупили. В итоге бензовоз стоял несколько часов и ждал, пока резервуары опустеют, мешая другим автомобилям перемещаться по АЗС. Могло быть и так, что бензовоз застревал в пути, а станции приходилось временно приостанавливать работу.

Если раньше маршруты бензовозов планировались вручную специалистами по логистике, то теперь парком собственных автомобилей компании и транспортом сторонних перевозчиков управляет искусственный интеллект, который работает по принципу цифрового логиста.

Он позволяет автоматически планировать рейсы бензовозов, основываясь на данных о реализации нефтепродуктов на АЗС и нефтебазах, которые программа получает онлайн из смежных систем. При планировании рейсов программа учитывает большое количество динамических параметров: технические характеристики бензовозов, их доступность для выполнения рейсов и текущую геопозицию, трудовые ограничения водителей.

Пока технология работает в Москве и Петербурге. В этом году цифровой логист появится еще в некоторых центральных регионах и на Урале.

Цифровой логист значительно повышает эффективность доставки топлива. Например, в Петербурге с запуском проекта эффективность бензовозного парка выросла на 25%. Высокая оборачиваемость связана с увеличением скорости и точности планирования маршрутов. Если раньше водители получали информацию по рейсам от логистов по телефону, и при изменении маршрута ручная корректировка и уточнение информации занимали значительное время, то теперь программа одновременно анализирует информацию по всем АЗС, бензовозам и базисам хранения топлива и автоматически перераспределяет загрузку.

Следует учитывать и то, что большой объем данных, которые нужно обрабатывать в реальном времени, способен проанализировать только мощный алгоритм с элементами искусственного интеллекта. При этом отсутствие ручной обработки повышает точность расчета маршрутов.

Клиент тоже в плюсе от такой автоматизации: цифровой логист позволяет спрогнозировать пополнение запасов на собственных АЗС и у мелкооптовых заказчиков. А значит, клиент получает гарантию, что топливо попадет в его бак в той точке реализации и в то время, когда это ему необходимо.

В свою очередь водители бензовозов взаимодействуют с цифровым логистом через специальное приложение, что для сотрудников очень удобно. В приложении отображается актуальный список маршрутов и заданий на отгрузку топлива. Водитель видит, какой нефтепродукт на какой нефтебазе и в каком объеме ему предстоит загрузить и на какую АЗС следовать дальше.

Все идет гладко

Изменились не только бензовозы и системы диспетчеризации, но и сами нефтебазы. Здесь автоматизация также вышла на новый уровень.

Самый современный в России топливный терминал «Гладкое» открылся в 2019 году в Ленинградской области. Это первый объект в стране, где на всех этапах перевалки, от приема топлива с нефтезавода до отгрузки клиентам, обеспечивается автоматизированный сквозной учет нефтепродуктов по единым параметрам. Это гарантирует отсутствие потерь при движении топлива на каждом этапе перевалки. А все данные поступают в единую базу и передаются в смежные информационные и учетные системы. Терминал способен переваливать до 1 млн тонн нефтепродуктов в год и одновременно хранить до 40 тысяч куб. метров нефтепродуктов.

Антон Матвиенко
Антон Матвиенко,
генеральный директор
«Газпромнефть-Терминала»

Запуская терминал «Гладкое», мы ушли от традиционного понимания, какой может быть нефтебаза. Здесь реализованы самые передовые цифровые технологии, которые сегодня применяются в управлении перевалкой, и уникальные разработки, созданные специально по нашему заказу для этого объекта. Кроме того, это совершенно новый подход и к организации рабочего пространства для сотрудников производственного объекта: современный офис, комфортная инфраструктура. А еще «Гладкое» — это пилотная площадка для внедрения системы управления операционной деятельностью «Эталон». С первых дней мы внедряем здесь инструменты бережливого производства и лучшие практики управления эффективностью.

Пропускная способность автоматической станции налива на «Гладком» достигает 140 бензовозов в сутки. Время пребывания одного бензовоза на нефтебазе меньше часа, что гарантирует ритмичность поставок нефтепродуктов на АЗС и промышленные предприятия и позволяет удовлетворить даже самую высокую потребность клиентов в продукте.

К 2025 году все терминалы компании будут реконструированы по примеру «Гладкого».

Цифровой мониторинг доставки

Цифровой мониторинг доставки

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ