Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Переключиться в воздухе — Журнал «Сибирская нефть» — №174 (сентябрь 2020)

Переключиться в воздухе

Как диверсифицировать структуру продаж и сохранить эффективность бизнеса

Текст:
Фото: Дмитрий Федосеев
Переключиться в воздухе

Кризисные события 2020 года стали вызовом для глобальной экономики, торговли и финансовой системы, в том числе для российской. Пандемия COVID оказала беспрецедентное влияние прежде всего на рынок авиаперевозок: период стабильного роста сменился падением. В сжатые сроки команде авиатопливного оператора «Газпром нефти» пришлось адаптироваться к жизни и работе в совершенно новых условиях. Гибкий подход к новым потребностям рынка позволил компании найти дополнительные ресурсы для обеспечения стабильной работы, сохранить экономический потенциал и движение к стратегическим целям

Жесткая посадка

В целях ограничения распространения коронавируса уже в конце первого квартала в десятках стран были закрыты государственные границы, приостановлено международное транспортное сообщение и введен режим самоизоляции, что вызвало невиданный кризис в авиационной отрасли. Многие авиакомпании и сервисные операторы наземных услуг оказались на грани банкротства. Можно сказать, авиарынок неожиданно свалился в штопор, к которому многие его участники не были готовы.

По данным международной организации гражданской авиации (The International Civil Aviation Organization, ICAO), в первом полугодии 2020-го глобальный пассажиропоток сократился на 56%. Если в благополучном первом полугодии 2019-го авиакомпании перевезли более 2,2 млрд человек, то в первой половине 2020 года не дотянули до 1 млрд. Причем основное снижение произошло уже во втором квартале: перевозчики не досчитались 86% пассажиров. Сильнее всего пострадали международные направления, что вполне объяснимо. Львиную долю этого сегмента составляли пассажирские перелеты по туристическим направлениям, отмененные из-за закрытых границ.

Общая тенденция наблюдается и на российском рынке. По данным Росавиации, в первом полугодии 2020 года внутренний пассажиропоток упал на 42% (с 33 млн пассажиров в первом полугодии 2019-го до 19 млн 2020-го). Снижение международных пассажирских перевозок составило 64% (с 25 млн до 9 млн человек).

Очевидно, что снижение пассажиропотока стало главным фактором сокращения спроса на топливо со стороны гражданской авиации и изменения емкости рынка авиатоплива как в мире, так и в России. По экспертным оценкам, глобальное снижение объемов реализации авиакеросина в 2020 году уже составило 36%. В российских аэропортах за первые шесть месяцев текущего года розничные продажи авиатоплива упали на 32% (с 4,3 до 3 млн тонн). Турбулентность в авиатопливном секторе вызвала усиление конкуренции среди основных игроков в борьбе за потребителей и существенно изменила конъюнктуру внутреннего рынка.

Оператору авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» компании «Газпромнефть-Аэро» удалось укрепить свою позицию на рынке. Компания оперативно переориентировала бизнес, обеспечила необходимые условия безопасной работы собственного персонала и гибко отреагировала на потребности авиакомпаний.

Карантинный режим

Несмотря на существенное снижение пассажиропотока, российские аэропорты не прекращали работу даже в самые напряженные периоды карантина. Для многих наших регионов авиация — основа транспортного сообщения с Большой землей, а иногда и единственный способ перемещения людей и грузов. Также продолжали бесперебойную заправку воздушных судов и все 48 ТЗК «Газпромнефть-Аэро», расположенные от Калининграда до Анадыря.

Компания предприняла беспрецедентные меры для противодействия распространению опасного заболевания в коллективе. Для обслуживания воздушных судов на предприятиях остался только критически важный производственный персонал. Прием-передача смены теперь организованы в дистанционном формате. Оперативные смены не пересекаются между собой и не пересекаются с административным и инженерно-техническим персоналом. Такой порядок работы продолжает действовать на предприятиях и в настоящее время.

На всех собственных предприятиях «Газпромнефть-Аэро» в российских аэропортах были внедрены автоматизированные комплексы для проведения медицинских осмотров персонала в онлайн-режиме. Новое оборудование позволило не только сократить время предсменного контроля, но и повысить качество диагностики состояния здоровья работников, участвующих в организации заправки судов.

При помощи автоматизированных технологий на медицинский осмотр одного работника теперь в среднем затрачивается три минуты. Сотрудники самостоятельно измеряют пульс, давление, температуру тела и проходят проверку на наличие паров алкоголя. Данные автоматически передаются системой в удаленный медицинский пункт, где врач дистанционно принимает решение о допуске к работе.

«Существующие вызовы — это еще одна возможность доказать, что для нас нет невыполнимых задач, возможность проявить профессионализм, лидерские качества, инновационность и умение находить и воплощать в жизнь самые нестандартные решения. Мы полностью исключили ежедневный физический контакт работников предприятий „Газпромнефть-Аэро“ с медицинскими сотрудниками в десятках регионов. Первые результаты дистанционных осмотров показали, что цифровые средства контроля состояния здоровья работников отражают информацию более точно и качественно, страхуя от человеческой ошибки или умышленных действий. Это принципиально важно, когда речь идет о здоровье людей, которые работают на опасных производственных объектах и при заправке воздушных судов, — подчеркнул генеральный директор „Газпромнефть-Аэро“ Владимир Егоров. — Комплексы позволяют моментально оценивать динамику состояния здоровья сотрудников, а также формировать группы риска для последующей разработки профилактических мер».

Остановить нельзя заправить

Внедрение защитных барьеров и новых противоэпидемиологических требований на предприятиях компании в конце первого квартала проходило на фоне непредсказуемых изменений расписания регулярных рейсов практически во всех аэропортах присутствия. Правительство РФ поручило Росавиации с 27 марта отменить все регулярное и чартерное сообщение с другими странами. Вместе с тем, по линии МИДа участникам авиарынка ежедневно поступали оперативные запросы на организацию специальных рейсов, выделяемых для возвращения россиян из-за рубежа. «Газпромнефть-Аэро», обладая наиболее широкой сетью присутствия в мире среди российских операторов авиатопливного бизнеса, организовала через своих партнеров на местных рынках оперативную заправку внеплановых воздушных судов.

На всех предприятиях «Газпромнефть-Аэро» в российских аэропортах были внедрены автоматизированные комплексы для проведения медицинских осмотров персонала в онлайн-режиме

«Вместе с крупнейшими авиаперевозчиками страны, среди которых „Аэрофлот“, „Уральские авиалинии“, S7 Airlines, Royal Flight и другие, мы помогли тысячам человек вернуться домой. В этот напряженный период была организована своевременная заправка рейсов в странах Европы и Азии, которые не были запланированы в регулярном расписании. И мы круглосуточно отрабатывали с партнерами каждый такой рейс буквально в ручном режиме. Мы не могли допустить остановку или отмену ни одного вылета, за каждым из них стояли судьбы сотен людей. Интересно, что эта экстремальная ситуация позволила нам еще раз убедиться в пользе электронного документооборота, внедряемого в нашей компании. Специалисты из разных уголков мира могли обмениваться документами, находясь на удаленке», — отметил заместитель генерального директора по коммерческой работе «Газпромнефть-Аэро» Валерий Шитченко.

Грузовой эффект

Влияние глобальной пандемии сказалось не только на пассажирском, но и на грузовом авиатрафике. Мир в разных частях света нуждался в тысячах тонн медикаментов, средствах защиты и профилактики распространения COVID-19. Команда «Газпромнефть-Аэро» в кратчайшие сроки смогла переориентировать бизнес под потребности авиационного рынка и обеспечить непрерывность поставок авиатоплива для ключевых авиатранспортных хабов транссибирского направления: Толмачево в Новосибирске и Емельяново в Красноярске. Эти международные аэропорты стали главными узлами для остановок на дозаправку самолетов авиакомпаний, которые перевозят грузы из Азии в Европу и Россию. Например по итогам марта 2020 года, объем реализации авиатоплива «Газпромнефть-Аэро» грузовым авиакомпаниям в аэропортах Толмачево и Емельяново увеличился в три раза.

Топливозаправочные комплексы компании в этих аэропортах соответствуют самым строгим международным требованиям авиатопливообеспечения IATA и были готовы к возросшему круглосуточному обслуживанию дальнемагистральных воздушных судов российских и иностранных авиакомпаний. В Новосибирске в конце первого и во втором квартале «Газпромнефть-Аэро» еженедельно обеспечивала заправку «в крыло» свыше 90 рейсов грузовых авиакомпаний «Волга-Днепр», CAL Cargo Air Lines, CargoLux, Lufthansa Cargo, ASL Airlines Belgium, Silk Way West и других. В Красноярске была обеспечена заправка Air Bridge Cargo.

Также в условиях повышенного спроса на перевозку медицинских грузов «Газпромнефть-Аэро» на 30% увеличила объем заправки рейсов авиакомпании «Волга-Днепр» за рубежом: до более чем 3 тыс. тонн в месяц. Заправки перевозчика осуществляются в партнерстве с прямыми поставщиками топлива в международных аэропортах Ханоя (Вьетнам), Дели (Индия), Джохор-Бару (Малайзия), а также в семи промышленных центрах Китая.

По мнению Владимира Егорова, несмотря на напряженную ситуацию в мире и обстановку в международной сфере авиаперевозок, первое полугодие 2020 года показало, что компания «Газпромнефть-Аэро» нацелена на достижение максимального результата, готова меняться и менять свои подходы к ведению бизнеса. Оперативное реагирование на изменение структуры спроса позволило компании увеличить долю розничного рынка до 27% (плюс 1% к первому полугодию 2019-го).

При этом стратегические приоритеты бизнеса и выбранные ориентиры остались неизменными — к 2030 году войти в первую десятку авиатопливных операторов мира.

Безопасная заправка

Предприятия компании обеспечены полным набором средств индивидуальной защиты персонала и дезинфекции для работы на перронах аэропортов. За период пандемии закуплено более 500 тыс. масок, 30 тыс. пар перчаток, 5 тыс. защитных костюмов для водителей ТЗА. Установлено 70 рециркуляторов воздуха. Для 34% работников «Газпромнефть-Аэро» были организованы удаленные рабочие места через корпоративную систему удаленного доступа. За время пандемии протестировано на COVID-19 более 16 тыс. сотрудников. В сентябре началось тестирование 100% работников компании на антитела к коронавирусу.