Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Цифровые барьеры — Журнал «Сибирская нефть» — №174 (сентябрь 2020)

Цифровые барьеры

В «Газпром нефти» создана система цифровых барьеров на пути распространения коронавируса

Текст:
Инфографика: Freepik.com, Сергей Гарай
Цифровые барьеры

Пандемия COVID-19 начала распространяться по территории России в марте этого года и сразу стала испытанием для большинства работодателей. Компаниям пришлось срочно искать способы защиты персонала от неизученного коронавируса, и верным союзником бизнеса в этой борьбе оказались новые IT-решения

Каждый этап пандемии коронавируса ставил новые проблемы перед бизнесом. Сначала важно было обеспечить мониторинг и контроль ситуации в компании. Для такого гиганта, как «Газпром нефть», это масштабнейшая задача: нужно понимать, что происходит с более чем 150 тысячами сотрудников — своих и подрядных организаций, — работающих на без малого 250 площадках и на удаленке. Причем информация должна была поступать и анализироваться ежедневно, ведь обстановка менялась стремительно.

Затем встал вопрос безопасного массового возвращения сотрудников в офисы. Здесь уже необходимо не просто собирать информацию о количестве протестированных или заболевших. Нужно выстроить эффективный барьер, который бы препятствовал попаданию в офис инфицированных людей.

Решения о разработке IT-продуктов, которые помогли бы справиться с огромным потоком данных, упорядочить их, обеспечить верификацию, упростить анализ и в итоге сделать эффективным инструментом, принимались буквально за пару дней. В результате в «Газпром нефти» создали цифровую экосистему, включающую в себя целый спектр цифровых продуктов: от удобного приложения для сотрудников до дашборда для топ-менеджмента, показывающего ситуацию по всей компании и облегчающего принятие решений.

IT-решения создавались при активном участии всех заинтересованных представителей бизнеса — эйчаров, медиков, ответственных за тестирование, специалистов по производственной безопасности и так далее, с учетом быстро меняющейся ситуации и потребностей.

Системный подход

В марте 2020 года сотрудники «Газпром нефти», как и тысяч других компаний, разделились на два потока: первые отправились работать в удаленном режиме, а вторые остались обеспечивать непрерывность производства. Безусловно, это сбило все устоявшиеся бизнес-процессы и потребовало срочной организации новых. Необходимо было оперативно начать тестирование тех, кто остался нести вахту на заводах, буровых, АЗС и в офисах, постоянно отслеживать появление заболевших или заразившихся, изолировать их контактные группы и помочь с лечением, наладить техническую поддержку для тех, кто ушел на дистанционную работу. Эти и масса других задач никогда не решались ранее. Но от того, как быстро компания сможет с ними разобраться и наладить жизнь уже в новой парадигме, зависела устойчивость бизнеса, а в конечном итоге здоровье и благополучие десятков тысяч людей.

Системный сбор информации в «Газпром нефти» начался в первые же дни пандемии. В дочерних обществах были назначены так называемые единые ответственные лица (ЕОЛ). Их задача была формировать общую картину: сколько сотрудников находятся на производственных объектах, сколько в изоляции, в отпуске или на больничном. Затем данные поступали руководителям отдельных подразделений, предприятий и всей компании. Это позволило оперативно принимать решения о закупке нужного количества тестов, следить за динамикой и ужесточать допуск на объекты при увеличении числа заразившихся. Очень быстро стало понятно, что составление таблиц в экселе и всевозможных списков сотрудников — не слишком эффективный способ обработки данных, не позволяющий максимально быстро реагировать на изменения. В компании началась параллельная разработка нескольких IT-продуктов.

Для представления данных и облегчения работы с ними были созданы три панели управления — дашборда, которые детально отображают ситуацию в каждом из дочерних предприятий и в отдельных локациях: месторождениях, НПЗ, нефтебазах, АЗС, офисах. Прежде всего, это дашборд «Антивирус», где руководители в динамике видят количество протестированных сотрудников компании, заболевших пневмонией, COVID-19 и другие метрики. Дашборд вмещает общие данные по 50 показателям, которые ежедневно обновляются. Эта информация позволяет видеть объективную ситуацию во всей компании и на самых удаленных активах, принимать оперативные и стратегические решения.

Второй дашборд нужен для мониторинга внедрения 78 барьеров программы «Антивирус» в каждом из дочерних предприятий. Комплексный подход к подаче данных и их дальнейшему анализу помогает обнаружить наиболее критичные точки в системе мер по борьбе с вирусом.

Программа «Антивирус»

С началом пандемии в «Газпром нефти» была разработана и реализована комплексная программа по противодействию распространению COVID-19 «Антивирус». Программа представляет собой систему барьеров, которые включают технические и организационные меры борьбы с вирусом. Ключевым проектом программы стало массовое тестирование сотрудников «Газпром нефти» и подрядных организаций, работающих на площадках компании. Для обеспечения безопасности в блоке разведки и добычи период вахты на удаленных нефтепромыслах был увеличен до 90 дней. Для сотрудников, возвращающихся на месторождения после межвахтового отдыха, создано более 100 буферных терминалов. Всего программа «Антивирус» включает 78 различных барьеров на пути распространения инфекции, начиная от обязательной термометрии и ношения средств индивидуальной защиты и заканчивая более сложными продуктами.

Также в систему входит панель для ЕОЛов, которые должны владеть полной информацией о самочувствии сотрудников в своих подразделениях.

«Дашборд „Антивирус“ с течением времени претерпел множество изменений. Его первая версия подверглась критике. Мы поняли, что часть показателей оказалась не востребована бизнесом, а части, наоборот, не хватало. Доработка структуры и основных метрик шла в несколько итераций, — рассказывает Дмитрий Самофалов, руководитель проекта дирекции производственной безопасности „Газпром нефти“. — Сейчас, в частности, мы видим количество подтвержденных случаев коронавируса — нами и Роспотребнадзором, число случаев с осложнениями и госпитализацией, в том числе с пневмонией и тяжелыми ОРВИ, а также количество тестов на коронавирус, которые сделали сотрудники компании и подрядных организаций: их уже больше 500 тысяч».

Вирус под контролем

Часть данных автоматически попадает в дашборд из цифровой системы HealthCheck. Это еще одно IT-решение, которое было создано в апреле этого года. На его разработку потребовалось три недели.

В первую очередь система HealthCheck нужна для хранения данных о здоровье персонала и возможности допуска сотрудников на объекты «Газпром нефти». Также она помогает упорядочить организационные процессы тестирования на COVID-19. В базу загружаются данные о тестировании: дата проведения, результат и другие важные для борьбы с пандемией параметры. Система генерирует персональный QR-код для сотрудников и определяет их статус доступа на площадки. Попасть на рабочее место можно только с актуальным отрицательным результатом на COVID-19, отсутствием признаков ОРВИ и зеленым статусом. Для физического доступа на площадку необходимо на проходной предъявить свой QR-код.

«Нас иногда спрашивают, почему мы не объединили QR-код с обычным пропуском, который используют сотрудники. Мы столкнулись с тем, что на объектах компании разные системы допуска и базы данных к ним. Поэтому было решено создать универсальный способ попасть на любую площадку „Газпром нефти“. Эту возможность дают QR-коды и единая база данных HealthCheck», — объясняет Марина Новикова, глава отдела общекорпоративных проектов по бизнес-системам «Газпром нефти».

Антон Гладченко
Антон Гладченко,
руководитель дирекции производственной безопасности:

Причин, почему был выбран путь создания цифровых продуктов для контроля доступа на площадки компании, достаточно много. И все они по-своему важны. Во-первых, это минимизация влияния человеческого фактора. Строгий запрет посещения объектов по определенным критериям — отсутствию у сотрудника актуального результата теста, нахождению его в контактной группе и другим — реализуется автоматически. И мы видим по статистике, что этот барьер срабатывает эффективно. Во-вторых, перевод ведения списков из тысяч фамилий в автоматизированный режим.

В-третьих, унификация — внедрение одинакового механизма контроля на различных площадках, а их в «Газпром нефти» сотни. При этом с приложением сотрудник офиса может посещать другие площадки, что было бы крайне затруднительно с бумажными или электронными списками. Кроме того, цифровой продукт — это еще и возможность быстрого тиражирования процесса на новые площадки.

И самое важное: цифровые решения снабжают менеджмент качественной информацией о ситуации, что позволяет оперативно принимать необходимые решения.


Для сотрудников, в свою очередь, создан удобный инструмент проверки своего статуса и использования QR-кода — мобильное приложение «Градусник», которое получает информацию из системы HealthCheck. Этот продукт замыкает цепочку цифровых барьеров на пути распространения вируса.

Проект реализовывался сверхбыстро и короткими спринтами. От возникновения идеи о создании приложения до запуска пилотной версии и ее тиражирования прошло всего несколько недель. Изначально предполагалось, что приложение поможет собирать данные для системы дашбордов: опрашивать персонал, находящийся на удаленной работе, о самочувствии и автоматически обрабатывать данные, заметно упростив задачу ЕОЛам. Но по мере стабилизации эпидемиологической обстановки функционал «Градусника» адаптировался под меняющиеся требования: в период с мая по сентябрь было выпущено 15 релизов. Предпосылкой к обновлениям стали не только запросы ключевых стейкхолдеров от бизнеса, но и выводы, сделанные с помощью продуктовой аналитики и опросов пользователей.

«Продуктовая аналитика позволяет нам мониторить здоровье приложения и выявлять отклонения в поведении пользователей, — рассказывает Рафаел Тонаканян, руководитель проектов дирекции по цифровой трансформации. — Мы анализировали огромное количество показателей и событий, например нажатие отдельных кнопок, этапы прохождения регистрации пользователей, способы авторизации, частоту открытия приложения и другие. На основе этих данных и принимали решения, как сделать продукт более удобным для пользователя».

С помощью видеоаналитики и браслетов, подключенных к смартфонам, можно контролировать наличие масок и перчаток у сотрудников, их температуру и соблюдение дистанции

В итоге «Градусник» в апреле и «Градусник» в сентябре — по сути, два функционально разных приложения. Теперь приложение хранит код доступа на объекты компании, напоминает о сроке его действия и необходимости сдать новый тест, сообщает сотрудникам самую важную информацию в рамках программы «Антивирус», направляет персонализированные push-уведомления и может работать без устойчивого интернет-соединения. С помощью «Градусника» сотрудник может сообщить о недомогании и в случае необходимости запросить консультацию. Это позволяет компании держать на контроле сложные случаи и оказывать при необходимости помощь.

Приложение получило стремительное распространение в компании: если в апреле оно было установлено всего у 24 сотрудников, то в мае их было уже более 6 тысяч. А сейчас в системе допуска в компанию с помощью QR-кодов около 20 тысяч пользователей. Большинство из них загружают код через «Градусник»: сегодня это самое популярное корпоративное приложение для сотрудников «Газпром нефти». По словам Рафаеля Тонаканяна, все это стало возможным благодаря командной работе специалистов разных функций, системному управлению проектом с использованием гибких практик, регулярной продуктовой аналитике и customer development.

Зоны турбулентности

Впервые «Газпром нефть» опробовала систему HealthCheck и «Градусник» в конце апреля в Петербурге, и за 4 месяца она охватила 36 площадок компании. Действие системы распространяется на офисы и производственные объекты компании в Санкт-Петербурге, Москве, Уфе, Омске, Томске, Тюмени, Оренбурге, Екатеринбурге, Ноябрьске и Воронеже.

«Оценить результативность принятых мер можно по количеству сотрудников компании, которые пытались попасть в офис, несмотря на то что вход им был запрещен по состоянию здоровья или из-за отсутствия результатов тестирования, — отмечает Дмитрий Самофалов. — Начиная с марта, несколько сотен человек не были допущены на объекты. Примерно половина этих случаев пришлась на Петербург».

Елена Илюхина
Елена Илюхина,
заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам «Газпром нефти»:

Развитие технологий не останавливается в ситуации карантина, в режиме самоизоляции. Мы видим, какие решения успешно внедряются нашими коллегами и партнерами, и понимаем, насколько важно сейчас действовать на опережение, предлагать и внедрять необходимые инструменты здесь и сейчас. Наша цель — не допустить распространение вируса. Для этого в компании выстроен ряд эффективных барьеров, в том числе массовое и регулярное тестирование.

Чтобы система работала без сбоев, пришлось решать и задачи, не связанные напрямую с IT-продуктами. Например, как избежать больших скоплений людей на проходных? Особенно остро этот вопрос мог встать на промышленных площадках. «Сотрудники охраны должны проверять QR-коды и измерять температуру очень оперативно, чтобы не допускать большие скопления людей, — рассказывает Иван Эрих, начальник управления по корпоративной IT-инфраструктуре „Газпром нефти“. — Но мы увидели, что ручных устройств для считывания QR-кодов на некоторых предприятиях может не хватать. На этот случай мы проработали возможность внедрения и установки стационарных считывателей, чтобы часть сотрудников самостоятельно проверяла наличие допуска на работу без участия охраны».

Система IT-барьеров, выстроенных на пути распространения вируса, продолжает совершенствоваться. Например, в «Градуснике» могут добавиться инструменты для планирования тестирования и вакцинации, а само приложение в ближайшее время появится в официальных сторах. Также, по словам Максима Полякова, ЕОЛа продуктов «Антивирус» от дирекции производственной безопасности, компания планирует расширить функционал системы для учета других рисков, связанных со здоровьем сотрудников.

Под прицелом коронавизоров

«Газпром нефть» не единственная компания, которая предпринимала антивирусные меры. С начала пандемии сервисы и девайсы, предназначенные для снижения риска заболеваемости среди персонала, тестируют в самых разных отраслях бизнеса.

Одним из главных союзников многих работодателей в борьбе с COVID-19 стали биометрические системы. Пандемия вдохновила компании в сфере распознавания лиц научить системы не только идентифицировать людей в масках, но и измерять их температуру за счет интегрированных в устройства тепловизоров. Так, сеть франчайзинговых ресторанов Subway в Калифорнии использует биометрический сервис PopID, который с помощью камеры опознает сотрудников заведения, измеряет температуру и затем выводит на специальный экран сообщение, разрешающее или запрещающее войти на кухню.

Существуют решения и для тех сотрудников, которые уже благополучно преодолели пропускные пункты и заняли рабочие места, например браслеты для социального дистанцирования, которые вибрируют, когда приближаются друг к другу слишком близко. Автором похожего решения стала российская ГК «Цифра», создавшая систему AI ANTI-COVID-19 для промышленных предприятий. С помощью видеоаналитики и браслетов, подключенных к смартфонам, она контролирует наличие масок и перчаток у сотрудников, их температуру и соблюдение дистанции.

Еще один технологический бум пришелся на мобильные приложения, фиксирующие данные о ежедневных контактах пользователей. Они помогают вычислить контактную группу сотрудников, которые могли заболеть на работе после общения с носителем вируса. Подобное приложение создала финансовая компания PwC. А технологические гиганты Google и Apple уже выпустили обновление ПО, которое позволяет анонимно фиксировать контактные группы. Однако пока непонятно, насколько такие приложения на самом деле окажутся применимы: есть риск, что контактная группа сотрудника может разрастаться до размеров всего офиса, если не сортировать ее по типу контакта, что автоматически сделать сложно. А опасность контактов типа «прошел мимо» научно не доказана, особенно если сотрудники были в масках. Кроме того, в России сбор данных о контактных группах пока законодательно не урегулирован.

В «Газпром нефти» также тестировали некоторые кейсы, связанные с умными устройствами. Успешно показали себя пилоты по использованию роботизированных средств дезинфекции офисных и складских помещений, контроль соблюдения безопасной дистанции между сотрудниками и дистанционный мониторинг температуры тела сотрудников при помощи носимых устройств.

«В целом же мы выбрали вариант, который нам кажется оптимальным для защиты от вируса, — говорит Максим Поляков, — это адаптивная цифровая экосистема, которая помогает определять, кого впускать на объекты компании, отслеживать состояние здоровья сотрудников». По словам специалиста, цифровая зрелость компании позволила управлять мерами реагирования быстро, точно и с привлечением данных. «Кроме того, „Газпром нефть“ мобилизовала не только кросс-функциональную команду специалистов по IT, инфраструктуре и цифровым решениям, но и целую когорту ответственных за тестирование и медицинскую поддержку, благодаря которым работали многие внутренние процессы. Сложно не использовать военных метафор, но борьба против невидимого врага вынудила действовать быстро, принимать правильные решения, сотрудничать, договариваться. Конечно, нам есть чем гордиться в цифровых технологиях, но хочется гордиться людьми», — подытожил Максим Поляков.