Цифровые маршруты — Журнал «Сибирская нефть» — №180 (апрель 2021)

Цифровые маршруты

Новые технологии в нефтяной логистике приносят миллиардные эффекты
Текст:
Фото: Стоян Васев
Цифровые маршруты

Уникальная цифровая система управления морской логистикой КАПИТАН КАПИТАН — комплекс автоматического планирования интерактивной транспортировки арктической нефти. , внедренная на арктических проектах «Газпром нефти», уже принесла компании сотни миллионов рублей экономии. Сегодня в «Газпром нефти» готовятся к цифровизации схемы наземных поставок нефти

Поставки нефти — бизнес-процесс, в котором задействовано множество сторон и который можно разбить на множество задач и подпроцессов. Помимо очевидных — отгрузки, транспортировки и перевалки, — необходимо учитывать проведение торговых и таможенных операций, взаимодействие с судовладельцами, портовыми службами, экспедиторами, владельцами терминалов. Сшить все это в единую услугу под ключ, при этом еще обеспечив высокую эффективность и безопасность, без современных цифровых технологий очень сложно. Особенно учитывая сегодняшнюю ситуацию на энергетическом и транспортном рынках, да и общее состояние мировой экономики, основная характеристика которой — крайняя нестабильность. Если добавить к этому значительное усложнение портфеля активов, в том числе с точки зрения географии, без достижений Индустрии 4.0 задача кажется вообще неразрешимой. Так что появление масштабных программ цифровой трансформации логистики в «Газпром нефти» стало логичным ответом на вызовы нового мира. Первой цифровизации подверглась морская логистика.

Цифра в море

До 2014 года все нефтяные дороги с месторождений «Газпром нефти» вели по земле. Все изменилось с вводом в эксплуатацию добывающей платформы «Приразломная» в Печорском море и Новопортовского месторождения на полуострове Ямал, в районе, где не существует нефтетранспортной инфраструктуры. Для поставок нефти с арктических месторождений была разработана уникальная транспортно-логистическая схема, обеспечивающая круглогодичный вывоз сырья.

Вместе с «Приразломной» в нее вошли нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» в Обской губе, танкерный флот усиленного ледового класса, атомные и дизельные ледоколы сопровождения и рейдовый перевалочный комплекс — танкер-накопитель «Умба» в Мурманске. Такое количество звеньев логистической цепи требовало при составлении плана отгрузок учета множества факторов, от ежемесячных объемов добычи нефти, загрузки резервуарных парков и танкера-накопителя до ограничений по швартовкам к терминалам и погодных условий на маршрутах движения танкеров.

Только с танкера-накопителя «Умба», стоящего на рейде Мурманска, куда сырье доставляется с месторождений танкерами-челноками, а затем перегружается в крупнотоннажные танкеры и отправляется в европейские порты, ежемесячно отгружается около 1 млн т нефти двух сортов: Arco и Novy Port. Для того чтобы ее вывоз происходил своевременно и бесперебойно, нужно координировать порядка 50 судозаходов.

Для ручного управления всей логистической цепочкой были нужны огромные усилия, ведь задержка даже одного танкера требовала пересчета графика движения судов по всей цепи, что оказывало влияние на весь процесс, от добычи до экспорта. Поэтому в 2016 году в «Газпром нефти» был инициирован проект автоматизации управления арктической логистикой. Внедрение комплексного цифрового решения должно было обеспечить вывоз всей добываемой нефти при минимизации расходов на транспортировку и снизить риски, сопутствующие добыче и логистике в Арктике. Так была создана инновационная система управления арктической логистикой КАПИТАН.

Логистика по-капитански

Используя продвинутые математические алгоритмы, система КАПИТАН формирует график движения судов и взаимосвязанный с ним график отгрузок нефти, выбирает оптимальные маршруты танкеров с учетом направления и силы ветра, температуры воздуха, оперативной ледовой обстановки. В онлайн-режиме КАПИТАН анализирует около 15 тыс. входных параметров, каждые 15 минут пересчитывает график движения танкеров и отгрузок нефти с терминалов, выбирая оптимальное решение из более чем 66,5 млн вариантов.

Изначально задумывавшийся как цифровой инструмент для облегчения труда логистов, сейчас КАПИТАН реализуется как интеллектуальный продукт, постепенно перерастающий в настоящую экосистему. Например, новый модуль «Капитан.Айсберг», разработка которого в настоящее время ведется в компании, призван обеспечить безопасность мореплавания в акватории платформы «Приразломная». Задача модуля — выявлять опасные ледовые образования: айсберги, стамухи (высокие льдины, торосы), — и мониторить их перемещение.

Работа нового модуля будет основана на обучении нейросетей анализу космических снимков ледовой обстановки. Однако уже сегодня, благодаря наработанному за годы эксплуатации КАПИТАНа опыту в распознавании спутниковых ледовых снимков, искусственный интеллект рассчитывает оптимальные маршруты следования танкеров, вывозящих арктическую нефть с терминалов. На следующем этапе суда арктического флота станут полноценными участниками всей цифровой логистической экосистемы и смогут обмениваться в онлайн-режиме потоком данных.

В результате эволюции КАПИТАН должен трансформироваться в связанный набор комплексных логистических услуг и сервисов, от заказа бункерного топлива до управления судами в акватории всего Северного морского пути.

Цифровая система управления арктической логистикой

Из моря на сушу

Морем нефть вывозится лишь с двух месторождений компании. Все остальные активы завязаны на наземные поставки, в основном по трубопроводам и железнодорожным транспортом. В этом сегменте логистики гораздо больше участников, процессов, да и объемы транспортировки гораздо выше, так что речь идет о колоссальных информационных потоках, поступающих из самых разных источников. На основе всей этой информации необходимо оперативно корректировать баланс распределения нефтяного сырья по направлениям поставок, своевременно оформлять и контролировать отгрузки, обеспечивая ритмичность поставок как на собственные НПЗ «Газпром нефти», так и покупателям на внутреннем рынке и на экспортных направлениях. Очевидно, что использование цифровых инструментов оптимизации наземной логистики несет в себе потенциал еще больший, чем морской.

Андрей Накрайников
Рафаэль Валиуллин,
начальник управления департамента морского транспорта «Газпром нефти»:

Экономический эффект от внедрения цифровой системы управления арктической логистикой КАПИТАН уже составил около 1 млрд рублей. При этом удельные затраты компании на вывоз одной тонны арктической нефти сократились на 12% в сравнении с периодом до начала использования КАПИТАНа. Такой эффект дало снижение расходов на работу танкеров за счет выбора оптимальных маршрутов, экономии топлива, сокращения расходов на ледокольную проводку, а также снижения времени простоя при максимизации вывоза нефти.

«Благодаря созданию цифровой системы поставок нефти посредством наземной логистики планируется значительно повысить скорость обработки информации и принятия решений, снизить объем рутинных операций, время реакции на отклонения, оптимизировать распределение ресурсов, сроки доставки, запасы и тем самым достигнуть дополнительных эффектов по всей цепочке поставок, — пояснил руководитель программы „Совершенствование поставок и логистики нефти“ „Газпром нефти“ Сергей Захаревич. — Система должна рассчитывать цены на нефть на внутреннем рынке, нетбэки, формировать баланс нефтяного сырья, оформлять и контролировать поставки нефти трубопроводным и железнодорожным транспортом, рассчитывать новые схемы замещения нефти, снижать риски при хеджировании торговых операций с нефтью».

Принцип работы создаваемой системы тот же, что и у КАПИТАНа: в ее основе лежат взаимоувязанные математические алгоритмы, обеспечивающие автоматический пересчет выходных данных на основе поступающей информации. Ядро системы — модуль «Баланс» — на основе данных о добыче и с учетом нетбэков распределяет всю нефть компании по наиболее маржинальным направлениям в зависимости от изменяющейся конъюнктуры на сырьевых рынках.

Математический аппарат этого инструмента оперирует данными, поступающими от 25 добывающих предприятий компании, учитывает объемы нефти, которая закупается у сторонних поставщиков, ограничения по поставкам, маржинальность направлений, планы по переработке, вовлечению, замещению, тарифы и схему грузопотоков «Транснефти», данные Минэнерго. При изменении любого из параметров система должна быть способна оперативно перераспределить нефтяные потоки и просигнализировать об отклонениях.

В отдельный модуль, уже близкий к реализации, выведены организация и мониторинг поставок газового конденсата на Омский НПЗ. При этом система также должна анализировать множество данных, поступающих из всех точек логистической цепочки, от отгрузки сырья в ж/д цистерны до его вовлечения в переработку на заводе. Математический аппарат будет прогнозировать сроки доставки и помогать в управлении запасами. В случае какого-либо отклонения система должна будет автоматически пересчитывать все параметры и давать возможность принять правильное управленческое решение.

В качестве экономических эффектов от цифровой трансформации управления поставками конденсата на ОНПЗ ожидается сокращение штрафных санкций за сверхнормативный простой железнодорожных составов в Омске на 20%, а также сокращение запасов сырья по всей логистической цепочке.

В дальнейшем этот цифровой инструмент планируется тиражировать на процессы первичной логистики (отгрузки готовой продукции с НПЗ), а это гораздо больший масштаб: порядка 23 млн т нефтепродуктов в год. Сокращение запасов нефтепродуктов в такой большой логистической цепочке ожидаемо должно принести компании дополнительную экономию, позволит снизить объемы закупки стороннего ресурса, увеличить реализацию нефтепродуктов по наиболее маржинальным направлениям и оптимизировать производственную программу.

При этом не стоит рассматривать работу цифровых инструментов для морской и наземной логистики в отрыве друг от друга. «Целостность системы зависит от работы практически каждого IT-инструмента, и каждый из них влияет на принятие оперативных управленческих решений», — подчеркнул Сергей Захаревич. Сейчас проект создания цифровой системы поставок нефти наземным транспортом находится на этапе опытно-промышленной эксплуатации.

«Газпром нефть» создает цифровую систему для распределения наземных поставок. Она будет рассчитывать цены на нефть, нетбэки, формировать баланс нефтяного сырья, оформлять и контролировать поставки

Интеллектуальная таможня

В представлении большинства людей логистика — это в первую очередь железнодорожные составы, гигантские танкеры, склады, вмещающие тысячи тонн нефти. Это не совсем так. Логистика — это еще и цепочка административных и организационных процессов, скрытых от глаз непосвященного наблюдателя. Одно из ее ключевых звеньев — таможенная деятельность.

Для нефтяной промышленности эта функция крайне важна, так как нефть все же преимущественно экспортный товар. Четкое и быстрое выполнение таможенных операций способствует повышению операционной эффективности и снижению экономических рисков от задержки поставок нефти потребителям. Не стоит забывать и о цене ошибок на таможенном направлении: от штрафов и протоколов об административных нарушениях до уголовной ответственности, значительных финансовых и имиджевых потерь всего бизнеса.

Как и в любой деятельности, сопряженной с массой рутинных операций, в работе таможенной функции причиной большинства ошибок становится человеческий фактор. Нивелировать его можно только одним способом — цифровизацией операций, которые вполне могут быть выполнены без участия человека. В «Газпром нефти» возможность этого доказали еще в 2018 году, когда компания первой среди нефтеэкспортеров выпустила таможенную декларацию за 8 минут в полностью автоматическом режиме.

«Сегодня мы всерьез задумываемся о возможности декларирования нефти и нефтепродуктов без участия человека, — поделилась планами компании начальник управления таможенной деятельности „Газпром нефти“ Светлана Усова. — Ведь при ручном вводе информации ошибиться может кто угодно: специалист управления таможенной деятельности, коммерческих подразделений, таможенные представители, декларанты и даже инспекторы таможенной службы. Наша логика достаточно проста: при помощи цифровых решений сделать максимально эффективными, а главное, корректными и прозрачными рутинные процессы, где сегодня данные вводятся вручную. Таможенная служба в своей Стратегии развития до 2030 года также заявляет, что основными приоритетами для них являются скорость, удобство и простота таможенного оформления, повышать которые планируется за счет внедрения цифровых технологий. Так что мы двигаемся навстречу друг другу».

Комплексная цифровая трансформация таможенной функции — масштабный многоэтапный процесс, рассчитанный до 2030 года. Однако на этом направлении уже сделано немало важных шагов. Например, ежедневный онлайн мониторинг самых важных сервисов на портале ФТС России через личный кабинет участника ВЭД уже стал для таможенников компании обыденностью. Для быстрого возврата излишне уплаченных таможенных платежей применяется эффективная платежная система, исключающая необходимость авансирования и обеспечивающая полную прозрачность учета. Сейчас управление таможенной деятельности компании совместно с «Газпромнефть-Логистикой», РЖД и ФТС запускает пилотный проект использования электронных железнодорожных накладных при экспорте в страны Прибалтики. В будущем эта практика может быть тиражирована на другие направления.

Бесперебойную отгрузку нефти с Новопортовского месторождения обеспечивают мощные дизельные ледоколы «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников». Фото: Стоян Васев, Максим Авдеев. Фото: Стоян Васев Бесперебойную отгрузку нефти с Новопортовского месторождения обеспечивают мощные дизельные ледоколы «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников»

Смотрите также

Еще статьи из номера №180 (апрель 2021)

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц отправляем лучшие материалы. Это удобно!