Доставка точно в срок — Журнал «Сибирская нефть» — №180 (апрель 2021)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее

Доставка точно в срок

«Газпром нефть» создает логистического оператора уровня 4PL
Текст:
Фото: Стоян Васев, Максим Авдеев
Доставка точно в срок

Уровень развития логистических предприятий в международной классификации обозначается двумя буквами PL, что расшифровывается как party logistics, в прямом переводе — «стороны логистики». Наивысший на сегодня четвертый уровень — прерогатива мировых грандов логистического рынка, для которых эффективность в этом сегменте — одно из главных условий конкурентоспособности. В не столь отдаленном будущем на этот уровень планирует выйти и внутренний логистический оператор «Газпром нефти» — компания «Газпромнефть-Логистика»

Понять, что это за «стороны логистики», а значит, чем отличаются друг от друга логистические компании разного уровня, можно на простом примере. Представим, что вам необходимо отправить посылку другу в другой город. Если ваша логистика находится на уровне 1PL, вы просто садитесь в собственную машину и самостоятельно везете посылку, чтобы вручить другу лично в руки. Понятно, что это невыгодно, так как вы тратите свое драгоценное время, деньги на топливо и можете пенять только на себя, если с посылкой что-то случится в пути.

Гораздо удобнее перейти на уровень 2PL и поручить доставить посылку транспортной компании: и свою машину не придется эксплуатировать, и вместо поездки можно заняться более полезными делами. Хотя проблем еще остается куча: посылку надо упаковать, отвезти в офис перевозчика, найти место, где будет храниться посылка в пункте назначения, пока получатель не придет за ней. Так что лучше продвинуться еще на один уровень — до 3 PL — и абсолютно все заботы переложить на плечи логистической компании: отнести содержимое посылки в офис и забыть о ней до тех пор, пока вам не позвонит с благодарностями друг, забравший ваш подарок в таком же офисе, но в своем городе. Казалось бы, чего еще желать? Конечно, большего удобства!

По экспертным оценкам, логистические издержки в нефтепереработке с учетом транспортировки готовой продукции потребителю часто превышают 10%

На уровне 4PL вам вообще не придется ни о чем думать. Процесс отправки посылки тщательно скоординируют с вашим распорядком дня, доставку — с распорядком дня вашего друга, подберут оптимальный маршрут и вид транспорта, чтобы провести операцию максимально точно и выгодно. Хотя не исключено, что при этом ваш заказ будет выполняться уже на уровне 5PL. То есть с привлечением технологий Индустрии 4.0 логистической компанией, организовавшей глобальное информационно-технологическое пространство и использующей возможности других участников рынка. А сам процесс доставки при этом становится еще точнее, дешевле, надежнее. Так работают, например, Amazon или AliExpress. Хотя некоторые эксперты называют уровень 5PL выдумкой и относят его к категории продвинутого 4PL. Но как бы то ни было, количество «сторон логистики» — ни что иное, как отражение глубины вовлеченности компании в цепь поставок и использования аутсорсинга.

Если переложить историю с посылкой на транспортировку нефтепродуктов от НПЗ до нефтебаз (первичная логистика), то при 1PL завод сам является грузоотправителем, сам развивает логистическую инфраструктуру, сам везет груз и сам его разгружает. При 2PL на аутсорсинг отдается транспортировка, при 3PL — плюс к этому оформление всех необходимых документов, разработка маршрута, выгрузка. 4PL-оператор, помимо услуг по цепочке «отгрузка — доставка — выгрузка», занимается планированием цепей поставок: когда отгрузить, как привезти, когда выгрузить в соответствии с планами производства и реализации нефтепродуктов. Впрочем, большая часть этого сегмента рынка еще не добралась даже до третьего уровня. Но в «Газпром нефти» уже активно смотрят в сторону четвертого.

Уровень 2PL

По экспертным оценкам, логистические издержки в нефтепереработке с учетом транспортировки готовой продукции потребителю часто превышают 10%. Однако с точки зрения построения логистических процессов нефтяную промышленность не совсем корректно сравнивать с большинством других грузоотправителей. Дело в том, что в качестве логистических компаний в нефтянке чаще всего выступают собственные «дочки». То есть развитие этого направления идет по пути внутреннего аутсорсинга.

В «Газпром нефти» развивать внутренний аутсорсинг начали с создания в 2010 году собственного логистического оператора — компании «Газпромнефть-Логистика». Это стало вехой, пройдя которую, компания перешла к работе по модели 2PL. К настоящему моменту на внутренний аутсорсинг переведены операции отгрузки нефтепродуктов во всем периметре блока логистики, переработки и сбыта.

Оптимизируя процесс отгрузки, в 2015 году логисты компании разработали схему отправки продукции НПЗ укрупненными партиями. Это принесло экономию до полумиллиарда рублей в год за счет получения максимальных скидок от железнодорожников. Но проявилась и обратная сторона медали — возникла проблема «последней мили»: сбытовые подразделения компании получали штрафы от РЖД, не справляясь с разгрузкой укрупненных партий.

Для решения проблемы был введен процесс формирования ежесуточного плана отгрузки, где прописывалось, сколько вагонов каждого продукта и в каком направлении должны быть отправлены. Такой подход позволил учитывать при отгрузке интересы и возможности всех сторон, что повысило точность выполнения планов OTIF (on time in full — точно в срок и в полном объеме).

Однако было очевидно, что сегментная работа не даст настоящего прорыва: необходимо было кардинальное повышение логистической эффективности, а значит, переход на новый уровень. Так началась разработка комплексного логистического сервиса, внедрение которого означало бы переход на уровень 3PL.

Отгрузка продукции укрупненными партиями позволяет экономить до полумиллиарда рублей в год. Фото: Стоян Васев, Максим Авдеев Отгрузка продукции укрупненными партиями позволяет экономить до полумиллиарда рублей в год

Уровень 3PL

Первым этапом реализации 3PL-программы стала передача «Газпромнефть-Логистике» функционала «последней мили» на нефтепродуктовых базах топливной розницы. Это позволило снизить штрафные санкции за неоперативную разгрузку на 20%. Кроме того, за счет введения ежесуточного планирования значительно повысилось качество сервиса при отгрузке.

Однако российская нефтяная компания — не Amazon и не DHL: тысячи тонн нефтепродуктов не забросишь за тысячи километров собственными самолетами, не раскидаешь по нефтебазам дронами. Можно планировать что угодно и как угодно, но в этом сегменте все завязано на железную дорогу, то есть на РЖД, которые являются официальной государственной монополией и владеют всей дорожной инфраструктурой, локомотивами. Кроме того, в этой цепочке задействованы экспедиторские компании, которым принадлежат вагоны. Большое количество неопределенностей в транспортировке снижает эффективность и остальных звеньев. Поэтому основной задачей при развитии логистической функции стало как раз налаживание взаимовыгодных партнерских отношений с РЖД и экспедиторами.

Один из важнейших результатов работы в этом направлении — разработка сервиса «Доставка точно в срок». Дело в том, что в грузовом секторе работа РЖД далеко не так точна, как в пассажирском: составы не ходят по четкому расписанию, а вагоны не прибывают на станцию выгрузки с точностью до минуты. Существуют лишь нормативные сроки, за которые груз должен быть доставлен из точки А в точку Б.

Как правило, эти сроки железнодорожники формируют примерно с 30-процентным запасом по времени, что часто доставляет неудобство владельцу груза, ведь раннее прибытие в некоторых случаях не менее проблемно, чем опоздание. Если вагон прибыл в пределах нормативного срока, но раньше расчетной даты на несколько дней, его необходимо оперативно разгрузить, иначе — штраф за сверхнормативную эксплуатацию путей или вагонов, или того и другого вместе. Но на нефтебазе из-за опережения железнодорожниками графика может не оказаться свободных емкостей, могут отсутствовать маневровые тепловозы для транспортировки вагонов со станции к сливной эстакаде, — в общем, препятствий может возникнуть немало.

«В запланированную дату в среднем прибывает лишь 30% грузов, — подтвердил генеральный директор «Газпромнефть-Логистики» Олег Феклистов. — Поэтому в 2020 году вместе с железнодорожниками мы сформировали новый сервис с более жесткими сроками доставки. Услуга запущена в пилотном режиме на Западно-Сибирской дороге, что обеспечило нам на этом направлении управление полным циклом первичной логистики по цепочке «отгрузка — доставка — выгрузка».

Отгрузка нефтепродуктов силами «Газпромнефть-Логистики» повысила точность выполнения планов. Фото: Стоян Васев, Максим Авдеев Отгрузка нефтепродуктов силами «Газпромнефть-Логистики» повысила точность выполнения планов

«Доставка точно в срок» — первый в России сервис подобного рода. «Ранее РЖД эту услугу не оказывали, соответственно, мы также не могли предоставить ее своим клиентам, — уточнил руководитель направления по координации железнодорожных поставок „Газпром нефти“ Никита Коньяков. — Совместная работа дала нам необходимый инструмент, приносящий нужный экономический эффект. А железнодорожники получили новую бизнес-услугу в своем портфеле, позволяющую получать дополнительный доход к базовым тарифам».

Как выяснилось в ходе пилотного проекта, доставка в разных направлениях потребовала от железнодорожников применения различных технологий обеспечения доставки день в день. Где-то создавался промежуточный хаб, в котором отстаивались вагоны, а потом «на коротком плече» переправлялись на станцию назначения точно по расписанию. Где-то цистерны с нефтепродуктами было удобнее довозить до определенной станции единым составом, а дальше распределять на партии, следующие к разным точкам.

Условия нового сервиса достаточно жесткие: за услугу «Газпром нефть» платит, только если не менее 80% груза прибыло на станцию назначения в назначенную дату. В противном случае доставка оплачивается по базовому тарифу. Как показал пилотный проект, в большинстве случаев РЖД справляются с задачей: точно в срок приезжает даже больше 80% вагонов, что позволяет сократить запасы в пути и получить несколько десятков миллионов рублей экономического эффекта.

«Газпром нефть» и РЖД запустили сервис «Доставка точно в срок». Условия сервиса жесткие: услуга оплачивается, только если не менее 80% груза прибыло на станцию назначения в назначенную дату

Уровень 4PL

В целом, можно говорить о том, что на уровень 3PL «Газпромнефть-Логистика» вышла, отработав технологию на одном направлении. Остается только тиражировать ее на остальные, расширять пул клиентов, пользующихся комплексным логистическим сервисом. В частности, сейчас комплекс услуг «последней мили», которые оказывались только для нефтебаз дирекции региональных продаж компании, управляющей сетью автозаправочных станций, расширяется на объекты коммерческой дирекции, в сферу ответственности которой входят предприятия обеспечения авиатопливом, бункеровочный, битумный и масляный бизнесы.

Но логисты «Газпром нефти» уверены, что уже практически создана вся необходимая база для перехода на уровень 4PL, то есть объединения всего цикла услуг первичной логистики с процессом интегрированного планирования. «Сейчас цифровой инструмент интегрированного календарного планирования, основанный на технологиях Индустрии 4.0, создается в Центре управления эффективностью „Газпром нефти“, — пояснил руководитель направления совершенствования процессов первичной логистики „Газпром нефти“ Владимир Бобков. — Когда реализация этого IT-продукта завершится, мы сформируем модель 4PL-логистики. То есть нашей задачей станет исполнение конкретных логистических планов по всему циклу: когда отгрузить, сколько везти, когда привезти».

В Центре управления эффективностью формируются интегрированные планы производства. Фото: Стоян Васев, Максим Авдеев В Центре управления эффективностью формируются интегрированные планы производства

Стратегическая цель крайне амбициозна: обеспечить исполнение интегрированного плана поставок на уровне 97%. По словам руководителя продуктового кластера «Перспективное развитие» блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» Александра Невского, для ее достижения планируется совершенствовать комплексный логистический сервис по трем основным направлениям: реинжиниринг процессов, цифровизация и организационное развитие. «Мы должны сделать более бесшовными и эффективными наши собственные бизнес-процессы, плюс к этому развивать взаимоотношения с поставщиками логистических услуг. „Доставка точно в срок“ — пример такого процессного реинжиниринга. Нам, безусловно, нужна корректировка IT-обвязки всех процессов, ведь если мы заказываем у РЖД доставку точно в срок, нам нужен цифровой инструмент мониторинга исполнения этой услуги. Другой вариант — создание алгоритма прогнозирования доставки груза на основании данных из системы РЖД: мы сейчас его разрабатываем вместе с железнодорожниками. Организационное развитие станет поддерживающим для первых двух направлений, ведь если мы меняем или создаем новые бизнес-процессы, внедряем сложные IT-продукты, нам необходимо менять организационную структуру и обеспечить развитие сотрудников, трансформировать оценку того, чем они занимаются, за что отвечают, в каких бизнес-процессах работают».

Вместе с цифровизацией в логистику «Газпром нефти» пришло и понятие продуктового подхода. В периметре первичной логистики сформировано два основных продукта: отгрузка и доставка, включающие в себя операционный и цифровой сервисы. Каждый продукт имеет свой целевой образ результата, КПЭ и конкретные мероприятия по цифровизации и реинжинирингу бизнес-процессов.

Дополнительное важное направление развития комплексного логистического сервиса — включение в его периметр поставок сырья на НПЗ и вывоза нефти с месторождений. Уже в 2021–2022 годах, помимо обслуживания дополнительных базисов сбытовых предприятий, предполагается начать управлять поставками газового конденсата на Омский НПЗ. Ведется и проработка логистических схем транспортировки нефти. По оценкам экспертов дирекции логистики и операций с нефтью, вывод этого процесса на внутренний аутсорсинг высокого уровня позволит не только значительно снизить затраты, но и получить дополнительные синергетические эффекты за счет увязки проектов добычи с проектами переработки в рамках одной логистической схемы.

Сервис «Доставка точно в срок» охватывает все больше направлений отгрузки. Фото: Стоян Васев, Максим Авдеев. Фото: Стоян Васев, Максим Авдеев Сервис «Доставка точно в срок» охватывает все больше направлений отгрузки

Смотрите также

Еще статьи из номера №180 (апрель 2021)

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц отправляем лучшие материалы. Это удобно!