«В эпоху декарбонизации длинная транспортная цепочка может стать проблемой» — Журнал «Сибирская нефть» — №180 (апрель 2021)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее

«В эпоху декарбонизации длинная транспортная цепочка может стать проблемой»

Сергей Вакуленко, руководитель департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти», о том, как будут влиять на логистические цепочки новые технологии, изменение климата и декарбонизация

Нефтяная отрасль и логистика очень близки. С одной стороны, транспорт — ключевой потребитель нашей продукции, и для нас важно понимать и следить, как меняется эта сфера. С другой стороны, мы работаем в глобальной отрасли, реализуем огромные проекты в самых удаленных частях света с использованием оборудования из множества стран, поставляем свою продукцию по всему миру. Это означает необходимость постоянно организовывать цепочки поставок. В итоге на отрасль влияет развитие как непосредственно логистических технологий, так и транспорта.

Инновации в транспортных технологиях на протяжении веков приводили к расцвету и закату городов и стран. Городок Кяхта, стоящий к югу от Байкала, в середине XIX века называли песчаной Венецией, это был богатый процветающий город на пути караванов, везущих чай из Китая в Европу. Но когда за тысячи километров от Кяхты прорыли Суэцкий канал и стали строить винтовые корабли с мощными паровыми машинами, перевозка по морю оказалась быстрее и дешевле, и жизнь из Кяхты ушла за несколько лет. Сегодня изменения в транспортной сфере грозят изменить жизнь не только городов, но и всех так или иначе связанных с ней промышленных отраслей.

Сергей Вакуленко

Логистические технологии, такие, например, как изобретение стандартного 30-футового контейнера, способного легко перемещаться с корабля на железнодорожную платформу или грузовик, сделали перевозки очень дешевыми и открыли путь к глобальному разделению труда, к организации производственных цепочек планетарного масштаба, вовлечению в глобальную экономику жителей самых далеких стран. Но год назад, с началом эпидемии COVID-19, вдруг обнаружилось, что международные перевозки могут быть совсем не такими бесшовными, безбарьерными, как казалось. Коллапса международных перевозок тогда удалось избежать. Однако многие компании всерьез задумались о том, что дешевизна производства — это хорошо, но надежность тоже важна. Что какие-то производства стоит размещать поближе к дому и не очень надеяться на Just in Time Delivery (доставку точно в срок — прим. «СН»), создавая все-таки и склады в ключевых точках.

Современные технологии, не связанные непосредственно с транспортом или логистикой, тоже могут влиять на ее будущее. Уже сейчас компании начинают задумываться, стоит ли держать огромные склады с тысячами наименований продукции и запчастей, или какие-то товары можно просто напечатать на 3D-принтере, когда и если понадобится.

Логистика оказывается и в центре современных дискуссий о декарбонизации. Денежная стоимость транспорта может быть небольшой, но когда заказчики начинают считать углеродный след товаров, то длинная транспортная цепочка со значительными затратами топлива может стать проблемой.

Кстати, изменения климата тоже влияют на логистику. Иногда положительно, например, удлиняя период безледовой навигации в арктических водах. А иногда и затрудняя работу, например, в последние 10 лет из-за потепления значительно сократилась длительность функционирования зимников в Сибири. Конечно, можно проложить несколько зимних дорог параллельно, пустить больше машин и успеть доставить все грузы за меньшее количество недель. Но кто бы мог еще 20 лет назад подумать, как и где на нас отразится проблема, которая сейчас у всех на слуху?

Смотрите также

Еще статьи из номера №180 (апрель 2021)

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц отправляем лучшие материалы. Это удобно!