Мобильность как сервис — Журнал «Сибирская нефть» — №178 (январь-февраль 2021)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее

Мобильность как сервис

В транспортной системе будущего АЗС могут играть роль пересадочного узла, считают эксперты
Текст:
Фото: Ксения Сытина, Денис Денисов
Мобильность как сервис

Цифровые технологии уже существенно облегчили передвижение из точки А в точку Б. Сегодня онлайн можно купить билеты, арендовать автомобиль, построить маршрут и даже заправиться. Но пока для разных сервисов приходится пользоваться разными приложениями. В будущем все они сольются в единую цифровую платформу, считают эксперты. Название у этого будущего тоже уже есть — мобилити. «Сибирская нефть» разбирается, что это такое и как в концепцию мобилити впишутся АЗС

Концепция Mobility-as-a-Service (MaaS, «мобильность как сервис») появилась лет десять назад вместе с распространением смартфонов. Новые возможности мобильных телефонов подтолкнули развитие самых разных цифровых платформ. В том числе начались обсуждения цифровой мультимодальной транспортной сети, которая позволит отказаться от частного автотранспорта. Выглядеть это будет так: все поставщики перевозок подключаются к единой платформе, аккумулирующей данные. А для пользователей появится приложение, через которое можно будет спланировать свой маршрут, забронировать и оплатить транспортные услуги. Причем под транспортом подразумевается все, от поездов до самокатов. Адепты MaaS говорят, что такой подход позволит разгрузить городские дороги, избавиться от пробок, снизить объемы выхлопов. А в перспективе, за счет анализа получаемых от пользователей данных, — оптимально развивать транспортную и не только инфраструктуру городов.

Новые услуги на АЗС вполне вписываются в тренды, характерные для концепции «мобильность как сервис»

О работе над экосистемами в духе MaaS уже заявили Сбербанк и «Яндекс». А жителям Европы подобный сервис доступен, например, в мобильном приложении Whim. Сами разработчики называют его «транспортным Netflix»: в одном приложении пользователь может арендовать практически любой транспорт (машину, велосипед или скутер), заказать такси, купить билет на метро или трамвай. Причем приложение синхронизируется с календарем пользователя и советует оптимальный способ добраться до места. Для туристов такой сервис удобно оплачивать при каждой поездке, а для местных жителей, регулярно пользующихся транспортом, услуги можно получить по подписке, на более выгодных условиях. Сначала софт начал работать в Хельсинки, затем перебрался в Турку, после чего его тиражировали на другие города Европы: Вену, Бирмингем, Антверпен. Новые города уже готовы к анонсу, но поставщик IT-решения пока сохраняет интригу.

Предпосылок для появления полноценной мировой платформы становится все больше. Естественно, она охватит не только перевозчиков, но и сопутствующие бизнесы. В частности, изменения, которые уже затронули АЗС, вполне вписываются в тренды, характерные для концепции мультимодальной мобилити.

Тренд 1:
Переход на электротранспорт

Будущее мобильности связано с транспортом на возобновляемых источниках энергии, а также бережном ее использовании. Автомобилей, работающих на электротяге, из года в год становится все больше. Мировой рынок в 2020 году вырос на 43%, общая численность превысила 3 млн единиц. В Норвегии две из трех новых проданных машин — гибриды или электромобили. Россия пока не отличается огромным автопарком электрокаров, но прирост почти двукратный: по итогам 2020 года россияне приобрели 687 новых электромобилей, что почти в два раза больше, чем в 2019 году (353 штук), сообщает агентство «Автостат». Эксперты также подсчитали, что за весь прошлый год россияне купили 5273 подержанных электрокара, это на 60% больше, чем в 2019 году (3303 штук).

Предвосхищая растущий спрос на заправки электромобилей, сеть АЗС «Газпромнефть» уже начала оснащать станции устройствами для их зарядки. В 2020 году заправить экологически чистый транспорт стало возможным на шести АЗС: на двух в Краснодарском крае, еще на двух в Санкт-Петербурге, одной в Челябинске и в городе Красноуфимске Свердловской области. Станции предназначены для быстрой зарядки электрокаров: чтобы пополнить батарею до 80%, требуется всего 15–20 минут в зависимости от модели, причем от одного устройства могут одновременно заряжаться два автомобиля.

Мировые продажи электромобилей и гибридов, млн шт.


Тренд 2:
Появление мобилити хабов

Транспортные хабы — это не новый формат. Например, всем привычно соседство железнодорожных и автовокзалов. Рядом с таким пересадочным узлом обычно легко найти такси, аренду машин или каршеринг. Но мобилити подразумевает доступность, поэтому в будущем транспортных хабов должно стать намного больше. Логично, что предоставить свою инфраструктуру для пересадочных узлов смогут АЗС. Или наоборот: АЗС отлично впишутся в концепцию мобилити хаба с его максимальной доступностью всех возможных услуг. Так или иначе, а процесс сближения функционалов MaaS и АЗС уже идет. Пока это происходит в основном в цифровом формате.

Например, в мобильном приложении сети АЗС «Газпромнефть» можно купить полис ОСАГО, записаться на техосмотр, в автосервис или вызвать эвакуатор. Услугу эвакуации транспорта оказывает партнер сети — стартап CarTaxi. Платформа дает информацию о ближайших автомобилях и стоимости эвакуации в момент заказа. Время прибытия до заказчика отслеживается в реальном времени. Такой сервис позволяет решать ряд характерных проблем для этого рынка, например долгое ожидание (у большинства компаний автопарк эвакуаторов небольшой и найти ближайший свободный затруднительно) и непрозрачное ценообразование. Стоимость эвакуации — важный фактор при выборе услуги, а фиксированная тарифная сетка с расчетом стоимости заказа до приезда эвакуатора — конкурентное преимущество сервиса CarTaxi.

В концепции «мобильность как сервис» данные станут главным инструментом для выстраивания эффективной транспортной системы и оптимального обустройства ее инфраструктуры

Другой пример — сервис «Курс» на платформе «ОПТИ 24» для корпоративных клиентов компании. По сути, это цифровой логист, или корпоративный мобилити, где можно построить оптимальный маршрут с учетом стоимости заправки. Для перевозчиков грузов это серьезная возможность сэкономить. В основе сервиса — математический алгоритм, который составляет план заправок, обозначает АЗС на карте и выбирает для клиента самое выгодное предложение на конкретном маршруте. В дальнейшем, используя функционал «Курса», транспортные компании будут находить всю необходимую информацию для поездок, включая заправки, стоянки, придорожные сервисы, а АЗС, партнеры и поставщики услуг смогут размещать данные для привлечения трафика на свои точки обслуживания.

Тренд 3:
Использование больших данных

В концепции мобилити данные станут главным инструментом для выстраивания эффективной транспортной системы. Анализ информации о пассажирских потоках и спросе на сопутствующие товары и услуги позволит оптимальным образом обустраивать инфраструктуру не только самих мобильных хабов, но и транспортных сетей в целом. Впрочем, данные уже сегодня используются самым активным образом. На АЗС с их помощью формируются программы лояльности, оптимизируется работа сотрудников, определяется стратегия развития сети.

На основе данных заправочные сети получают полную картину демографии и привычек своих клиентов, могут оптимизировать и персонализировать акции и предложения, создавая максимально комфортные условия для автомобилистов и повышая доходность бизнеса.

Программа лояльности АЗС «Газпромнефть» уже несколько лет строится на идее персонализированных предложений для клиента. Причем анализом поведения клиентов занимается нейросеть. Она же формирует индивидуальные предложения в зависимости от тех или иных паттернов поведения. Так что если посетитель перестал заправляться дизельным топливом и перешел на 95-й бензин, оповещение об уже ненужной ему акции на дизель он не получит. Впрочем, анализ данных важен не только для маркетинга. Выбор мест для размещения новых станций тоже может быть основан на анализе — на этот раз информации об автомобильном трафике. С этой целью в прошлом году в «Газпром нефти» провели видеосъемку автомобильных развязок Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области с помощью беспилотников. Полученный массив данных был обсчитан с помощью разработанной в компании системы моделирования транспортных потоков. Собранные данные помогут выстроить понятную картину сложных и потенциальных рынков топлива в российских мегаполисах.

Тренд 4:
Продвинутое гостеприимство

Превращение АЗС в мобильный хаб означает существенное увеличение числа предоставляемых услуг. Возможность по пути сделать еще что-то нужное, полезное или приятное отлично вписывается в концепцию мобильности с ее экономией времени и эффективностью. Уже сегодня на некоторых АЗС «Газпромнефть» можно перекусить в сетевом ресторане, сдать старые шины в утиль или забрать заказ из интернет-магазина «Утконос». Правда, пока продуктоматы «Утконоса» доступны только на двух АЗС в Москве, но услуга оказалась востребованной, их число будет постепенно расти.

На всех АЗС «Газпромнефть» можно оплатить покупку топлива онлайн, не выходя из автомобиля, в мобильных приложениях «Сеть АЗС «Газпромнефть» и АЗС.GO

Впрочем, чтобы приобрести продукты для здорового питания на АЗС, совсем необязательно делать предварительные заказы через интернет: офлайн-покупки пока никто не отменял. Коллаборация с известными брендами также укладывается в идею продвинутого гостеприимства. Например, на московских станциях сети уже появилась продукция «ВкусВилла»: от свежей пшенной молочной каши до сытного узбекского плова с бараниной. А еще хороший ассортимент молочных продуктов: питьевые йогурты, десерты, моцарелла, молочные напитки, кефир, ряженка. При этом цены на продукты минимаркетов на АЗС не отличаются от цен в магазинах «ВкусВилл». По словам Нины Ивановой, начальника управления по ассортименту продовольственных товаров «Газпромнефть-Центра», здоровая еда востребована среди клиентов АЗС: «Это современная быстрорастущая сеть, которая предлагает своим клиентам качественные продукты здорового питания по справедливым ценам. Мы заинтересованы в поддержании тренда ЗОЖ, верим в него и хотим предложить своим клиентам здоровые продукты на наших АЗС. Думаю, от такой коллаборации выиграют все, в первую очередь наши клиенты».

Александр Крылов
Александр Крылов,
директор по региональным продажам «Газпром нефти»:

За несколько месяцев пандемии произошел «великий переход в онлайн». Хотя мы для себя еще три года назад решили, что будущее — за созданием цифровых экосистем. Например, компания разработала приложение АЗС.GO для оплаты заправки онлайн, не выходя из машины, интегрировала функционал в общее мобильное приложение для клиентов наших АЗС. Сегодня заправиться на наших станциях можно через семь мобильных приложений — не только собственной разработки, но и через наших партнеров. А технология бесконтактной оплаты топлива стала атрибутом не только удобства и экономии времени, но и безопасности.

Тренд 5:
Автоматизация и самообслуживание

В первую очередь автоматизация касается оплаты всевозможных услуг. В концепции «мобильность как сервис» оплата за перемещение осуществляется из мобильного приложения или личного кабинета при каждом заказе либо по подписке. Последний способ можно назвать приоритетным как для клиента (цена одной поездки существенно снижена), так и для поставщика услуг (клиент становится абонентом и платит вне зависимости от того, будет ли он пользоваться услугами в оплаченный период). К примеру, в приложении Whim безлимитный проездной стоит 699 евро в месяц. Его владелец бесплатно пользуется арендой автомобилей, получает 80 поездок на такси в пределах города, может взять велосипед в аренду на полчаса сколько угодно раз и без ограничений пользуется общественным транспортом. Без проездного одна поездка в общественном транспорте Хельсинки стоит 2,2 евро, а один день аренды автомобиля — около 50 евро.

АЗС с собственными платежными решениями либо инфраструктурой может выступать партнером MaaS-поставщиков: провайдеров общественного транспорта, такси и каршеринга. Такая интеграция позволит формировать выгодные предложения для пользователей (например, апгрейд уровня обслуживания в поезде или самолете дает право на бесплатный ланч или бонусные литры для заправки машины).

Что касается непосредственно заправочных станций, то здесь автоматизация уже стала привычной.

В США порядка 85% топлива реализуется на автоматизированных заправках. В Китае еще несколько лет назад начали тестировать заправки, «узнающие» машину при въезде на станцию и взаимодействующие с водителем через смартфон, от выбора топлива до оплаты. В России водителю также необязательно покидать автомобиль при заправке на АЗС. Например, на всех АЗС «Газпромнефть» можно оплатить покупку топлива онлайн, не выходя из машины, в мобильных приложениях «Сеть АЗС «Газпромнефть» и АЗС.GO. Во время пандемии на обычных, неавтоматизированных АЗС появился еще один актуальный формат оплаты — с помощью терминала самообслуживания и понятного мобильного интерфейса. Такой формат протестировали на нескольких АЗС сети «Газпромнефть» в Москве и Санкт-Петербурге. Автоматизированные кассовые аппараты помогают расплатиться бесконтактным способом за топливо, товары кафе и магазина.

Также в течение трех месяцев 2020 года водители могли получать кэшбэк 10% при оплате топлива на АЗС «Газпромнефть» по картам «Мир» через приложение «АЗС.GO», и тогда быстрая и простая заправка стала еще и выгодной. «Газпром нефть» вместе с партнерами развивает рынок онлайн-оплаты для того, чтобы наши клиенты совершали покупки в удобной им форме, — говорит Алексей Бобров, начальник департамента клиентских решений «Газпром нефти». — При этом пользователи получают дополнительный доход за активное использование цифровых продуктов: автомобилисты могут вернуть до 4,5 тысяч рублей в виде кэшбэка за 3 месяца. Вместе с тем оплата топлива через «АЗС.GO» позволяет сократить среднее время заправки в два раза».

О чем мы раньше думали?

Что нас ждет на финише реализации MaaS, пока можно только догадываться. Одно понятно уже сегодня: этот сервис изменит целый ряд рынков, от туризма до ретейла. А отказ от личной собственности в пользу сервисов краткосрочной аренды и подписки, вероятно, будет актуален при приобретении всех услуг, не только транспортных. Утопию, в которой частной собственности не будет вообще, описала автор Международного экономического форума в корпоративной колонке издания Forbes — Welcome To 2030: I Own Nothing, Have No Privacy And Life Has Never Been Better — «Добро пожаловать в 2030: у меня нет собственности, нет частной жизни, и жизнь никогда не была лучше». Вот интересный отрывок из этого текста: «Сначала коммуникацию оцифровали и сделали доступной для всех. Затем чистая энергия стала бесплатной, процессы стали происходить очень быстро. Стоимость поездки на транспорте рухнула, владение автомобилями перестало иметь всякий смысл, поскольку мы могли за считанные минуты вызвать беспилотное такси или летающий автомобиль для более длинных поездок. Когда общественный транспорт стал проще, быстрее и удобнее, чем автомобиль, мы стали перемещаться менее хаотично. Теперь я с трудом могу поверить, что мы мирились с пробками и загрязнением воздуха двигателями внутреннего сгорания. О чем мы вообще думали?»

Новый формат компактных автозаправочных станций «Газпромнефть» появился в 2019 году. Станции можно размещать в ТРК и жилых микрорайонах с плотной застройкой

Еще статьи из номера №178 (январь-февраль 2021)

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц отправляем лучшие материалы. Это удобно!