Платформа цифровой трансформации — Журнал «Сибирская нефть» — №179 (март 2021)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Платформа цифровой трансформации — Журнал «Сибирская нефть» — №179 (март 2021)

Платформа цифровой трансформации

Как цифровая платформа помогает создавать новые продукты

Текст:
Фото: Getty Images
Инфографика: Алексей Столяров
Платформа цифровой трансформации

Когда число новых цифровых продуктов в компании идет на сотни, а скорость их разработки и внедрения становится для бизнеса критически важной, не обойтись без собственной цифровой платформы — тщательно подобранного и настроенного набора сервисов. Недавно такая платформа появилась у «Газпром нефти». Разбираемся, как она устроена и как работает

Зачем нужна цифровая платформа

Цифровизация в большой компании нередко упирается в целый ряд не предусмотренных сразу проблем: низкую скорость разработки продуктов, их дублирование разными подразделениями, отсутствие централизованного доступа и обмена данными. Максимально упростить, ускорить, автоматизировать, сделать безопасной и удобной разработку цифровых продуктов можно с помощью платформы, на которой будут размещаться данные и создаваться приложения: Platform as a Service (PaaS), то есть платформа как услуга.

PaaS — это набор удобных инструментов для разработчиков, специально подобранный и настроенный под нужды конкретной компании. В «Газпром нефти», например, все инструменты в соответствии с их задачами разделены на три больших блока (см. рисунок) — данные, продукты и интеграция.

Если разработка цифровых продуктов — это сервис для бизнеса, то цифровая платформа — сервис для сервиса. Ее задача — обеспечить продуктовые команды всем необходимым, чтобы продукты начали быстрее приносить пользу бизнесу. Цифровая платформа позволяет снизить затраты, связанные с решением различных организационных вопросов, поиском нужных ресурсов. Единообразный, стандартизированный набор технологий и подходов важен и для взаимодействия с внешними командами разработчиков: в противном случае каждый подрядчик будет использовать привычные ему решения, что может создать дополнительные сложности.

Особенно актуально создание такой платформы, если количество цифровых проектов в компании стабильно растет. А вместе с ним повышаются и требования к скорости разработки: задача продуктовых команд — постоянно сокращать time-to-value, время за которое бизнес получает ценность в виде новых продуктов или новых возможностей.

В «Газпром нефти» над цифровой платформой трудится команда из 125 человек. За год начали работу 16 сервисов. Как и сами цифровые проекты, платформа создается по методологии agile: то есть не сразу и целиком, а небольшими шагами, частями (инкрементами), с регулярным добавлением новых функций и решений, так, чтобы пользователи имели возможность как можно быстрее их протестировать и дать обратную связь. Разработчики платформы широко используют программное обеспечение с открытым кодом, адаптируя под нужды компании ведущие мировые практики и хорошо зарекомендовавшие себя решения.

Вот несколько примеров того, как инструменты платформы помогают командам в их работе над цифровыми продуктами в «Газпром нефти».

Платформа PaaS

Инфографика: Алексей Столяров

Сервис для новых релизов

При создании цифровых продуктов сегодня особое значение приобретает скорость, с которой бизнес получает новые версии продукта, новые функциональные возможности и в конечном счете новую ценность. В концепции agile команды работают короткими циклами — итерациями — и часто выпускают релизы, то есть очередные версии продукта, наделенные какой-то новой функцией, полезность которой должен оценить потребитель.

Такая работа предполагает большое количество повторяющихся, рутинных действий, связанных со сборкой и передачей приложения от разработчиков на тестирование и дальше, для использования бизнесом (как говорят программисты, «в продакшн»). Так как релизов много, продукт обновляется регулярно (чем чаще, тем лучше), все эти манипуляции должны проходить максимально легко, гладко, автоматизированно, без ошибок и с полным соблюдением требований безопасности.

Один из инструментов, которые в этом помогают, — сервис контейнеризации. Любое приложение в процессе работы над ним требуется запускать в разных рабочих средах. Таких сред как минимум три: для разработки, тестирования и эксплуатации. Контейнеризация позволяет запускать приложение практически в любой среде, без необходимости дополнительных настроек и с минимальными рисками того, что что-то пойдет не так.

Контейнеры для приложений можно сравнить со стандартными контейнерами для грузов, которые одинаково удобно перевозить разными видами транспорта: не приходится перегружать большое количество мелких коробок разного размера или придумывать, как подцепить краном объект сложной формы.

Сервис сборки приложений

Еще один инструмент — конвейер доставки приложений — позволяет автоматизировать процесс их сборки и переноса в новую среду. Сервис освобождает людей от множества повторяющихся рутинных операций, помогает выявлять и устранять ошибки, находить уязвимости и ничего не потерять по дороге. «Среды для разработки, тестирования и эксплуатации различаются аудиториями, процедурами перемещения из одной среды в другую, требованиями безопасности, — рассказывает руководитель направления по процессам разработки „Газпромнефть-ЦР“ Павел Липатов. — В среде разработки максимально простые требования по безопасности, но запрещено использовать любые реальные данные. Для перехода в среду тестирования нужно пройти сканирование кода на уязвимости. После устранения ошибок и замечаний, полученных в ходе тестирования, создается доверенная сборка, которая переносится в продуктивную среду, где доступ к приложению получают бизнес-пользователи, а работа идет уже с реальными данными. Конвейер поставки автоматизирует все эти операции, что позволяет ускорить работу на порядок».

Пользователи уже оценили удобство и эффективность инструментов непрерывной поставки. «Задача нашего цифрового инструмента — поиск наиболее эффективного портфеля проектов с учетом имеющихся возможностей и ограничений, — рассказывает руководитель программы интегрированных продуктов блока разведки и добычи „Газпром нефти“ Алексей Ахметов. — Постановка задачи очень вариативна, условия непрерывно меняются, поэтому нам регулярно приходится добавлять в инструмент новый функционал. Благодаря конвейеру доставки приложений мы можем делать это максимально оперативно. Новый продуктивный код от разработчиков автоматически развертывается и поставляется бизнес-пользователям в виде готового дополнительного функционала. Ранее мероприятия по развертыванию нового программного кода занимали у нас несколько дней. Сейчас мы эту операцию можем производить за считанные часы. Все это в итоге помогает нам своевременно отвечать на вызовы, которые стоят перед бизнесом».

Инструменты, зашитые в цифровую платформу, помогают командам создавать новые продукты. Фото: Getty Images Инструменты, зашитые в цифровую платформу, помогают командам создавать новые продукты

Сервис управления

Лучше планировать свою работу, перераспределять ресурсы и ставить задачи командам помогает сервис управления требованиями, который также входит в продуктовый блок цифровой платформы. «Около двух лет назад для согласования ТЗ и ведения списков задач проектные команды использовали файлы Excel и Word. Файлы пересылались по электронной почте, и люди нередко путались в их версиях, — рассказывает руководитель направления по развитию системы управления проектами и программами цифровой трансформации „Газпром нефти“ Александр Володин. — Затем команды начали клеить стикеры на доски. Однако стремительный рост количества участников проектов, а также их географическая распределенность потребовали новых цифровых инструментов».

За основу были взяты хорошо известные продукты Jira и Confluence компании Atlassian. Вместе они позволяют ставить задачи, отслеживать их выполнение и вести общую базу знаний, доступную всем участникам и заинтересованным лицам. Решения были доработаны с учетом особенностей и требований компании.

Теперь люди сосредоточены на решении своих задач, а сервис помогает им контролировать этот процесс, лучше распределять нагрузку, оперативно получать данные по движению проекта, запрашивать недостающие ресурсы, напоминает о сроках и так далее.

Согласно результатам опроса, проведенного в конце прошлого года, более 90% пользователей сервиса отмечают, что он существенно ускорил их работу, так как вся необходимая информация теперь доступна в одном месте, упростились процессы планирования, погружения новых участников команд, подготовки отчетности.

Уже сейчас сервис используют более 4 тыс. пользователей, а это больше, чем число участников команд цифровых проектов: решение достаточно универсально и позволяет управлять самыми разными задачами. Фактически оно может найти применение в любом подразделении компании, считает Александр Володин.

Изучение пользователей

Система продуктовой аналитики (СПА) — инструмент платформы PaaS, который позволяет в автоматическом режиме собирать данные о том, как пользователи взаимодействуют с цифровыми продуктами, и рассчитывать продуктовые метрики подобно тому, как Яндекс.Метрика или Google Analytics помогают изучать поведение посетителей интернет-сайтов. Это позволяет командам цифровых решений получать объективные данные о том, насколько их решение востребовано и насколько успешно пользователи решают в нем свои задачи, а компании поможет лучше понять эффекты от разработанных и внедренных решений.

Сервис для работы с данными

Доступность и качество данных — важное условие успешной цифровой трансформации. Это «сырье» для цифровых продуктов, их используют для аналитики, обучения моделей искусственного интеллекта.

В «Газпром нефти», например, существует много разных производственных систем и разрозненных хранилищ данных. Это более тысячи источников, в которых, согласно оценкам, содержится около 4 Пбайт информации. «Для того чтобы сделать данные доступными, мы организовали общее пространство хранения данных с единой точкой доступа и едиными методами работы, — говорит руководитель программы „Платформа управления данными“ „Газпром нефти“ Дмитрий Дождев. — Раньше каждый новый проект должен был самостоятельно связаться с источником данных и договориться о том, как их получить. Типовых инструментов для этого не существовало. Фактически каждый раз приходилось писать специальную программу. Сервис интеграции и анализа данных стал посредником между проектами и источниками данных: он загружает данные к себе из источников разного типа, а проекты подключаются к нему, получая данные через стандартизированный интерфейс».

Андрей Белевцев
Андрей Белевцев,
руководитель дирекции по цифровой трансформации «Газпром нефти»:

Платформа создается при поддержке всех блоков компании, чтобы помочь бизнесу максимально быстро получать эффекты. Результаты от использования возможностей платформы станут реальностью только при общей вовлеченности. Задача такого масштаба и класса не решается в одиночку, над ней работает огромная кросс-функциональная команда. В реализации и использовании платформы участвуют и IT, и бизнес-подразделения компании, и дочерние предприятия.

Зачастую разным проектам нужны данные из одних и тех же источников. Если какой-то проект уже использовал те или иные данные с помощью инструментов платформы, следующие смогут обращаться к ним гораздо быстрее, ведь они уже загружены в хранилище. «Преимущество нашего сервиса еще и в том, что он не перегружает источники данных, так как обращается к ним в оптимальное время. Все необходимые меры по обеспечению безопасности данных также решены на стадии проектирования системы», — добавляет Дмитрий Дождев.

По словам специалиста, следующим шагом в развитии системы станет ее интеграция с инструментами обеспечения качества данных: автоматизированная проверка их во время загрузки и отбраковка заведомо ошибочных значений.

К сервисам по работе с данными также относятся инструменты для использования искусственного интеллекта и видеоаналитики. В этой области достаточно много рутинных типовых операций, на которые специалисты по анализу данных, дата-сайентисты, тратят иногда больше времени, чем на сам анализ. Платформа позволяет их автоматизировать и за счет этого более эффективно использовать компетенции ценных специалистов.

Сервис для интеграции разных решений

Интеграция — это использование одной системой или приложением данных и функций другой системы. Простой пример из жизни: на некоторых сайтах или в мобильных приложениях мы можем видеть обновляющийся в реальном времени прогноз погоды, разнообразные котировки и курсы валют. Все эти данные — результат работы различных сложных сторонних систем (метеорологических служб, бирж, разного рода сторонних приложений), сайт же просто использует его, подключаясь к этим системам через определенные интерфейсы.

Многие цифровые продукты, которые создаются и используются в компании, должны взаимодействовать друг с другом подобным образом. Важно, чтобы обмен данными между ними был легким и бесшовным, — именно это и обеспечивают инструменты интеграции. В конечном счете все продукты выстраиваются в единую систему, охватывающую все области деятельности компании.

Другой тип задач, который решается инструментами этого блока, связан с интеграцией с внешними системами и контрагентами — в первую очередь с подрядчиками, а у «Газпром нефти» их около 800. Здесь на первый план выходят вопросы информационной безопасности.

«Раньше интеграция была сложным делом, — объясняет руководитель программ по развитию корпоративной бизнес-архитектуры „Газпром нефти“ Алексей Северов. — Для связи двух разных продуктов требовалось писать специальное программное обеспечение. Любые взаимоотношения с внешними контрагентами требовали длительных согласований. Мы существенно упростили задачу, использовав для этого популярную сегодня концепцию маркетплейса».

Маркетплейс — своего рода место встречи тех, кто предоставляет функционал, и тех, кто его использует. Это единая точка входа для всех создателей новых продуктов, которые хотят использовать уже существующие наработки в своих системах. При этом в большинстве случаев возможности маркетплейса позволяют связывать продукты напрямую, используя стандартные процедуры, без необходимости написания дополнительных программ. «Стандартизация подхода существенно упростит и организацию взаимоотношений с внешним миром, так как длительные индивидуальные проверки безопасности больше не потребуются», — отмечает Алексей Северов.

Новая культура разработки

Работа над цифровой платформой — процесс длительный, существующие инструменты будут совершенствоваться, к ним добавятся новые. Поэтому одна из важных задач — обучение людей и развитие культуры использования платформы PaaS внутри компании. И если для тех, кто давно занимается разработкой цифровых продуктов, многие из этих инструментов вполне привычны, участникам проектов со стороны бизнеса может не хватать опыта и понимания возможностей платформы.

«У нас есть сообщество всех цифровых проектов, где мы регулярно обсуждаем развитие нашей платформы, новые сервисы, обмениваемся опытом, приглашаем внешних спикеров по этой тематике, чтобы формировать культуру перехода к целевой модели, в которой все продуктовые команды используют наши сервисы и занимаются только тем, чтобы приносить ценность бизнесу», — говорит руководитель направления развития процессов цифровой платформы «Газпром нефти» Мария Кутепова.

Универсальный подход к интерфейсам

Дизайн-система Consta — один из инструментов блока «Продукты» цифровой платформы «Газпром нефти». Это собственная разработка компании, которая позволяет быстро создать интерфейс для любого цифрового проекта без необходимости тратить время на дизайн иконок, кнопок и других элементов. Готовые элементы и технологии используются как кирпичики, из которых можно собрать решение под любую задачу. Библиотека помогает запускать продукты быстрее и дешевле.

Дизайн-система подходит для разработки пользовательских интерфейсов различных цифровых продуктов, таких как веб-сервис, интерфейс управления оборудованием, личный кабинет сотрудника, система мониторинга или сервис самообслуживания. На ее компонентах можно строить интерфейсы, с которыми удобно взаимодействовать на ноутбуках, десктопах или видеостенах. При этом использовать ее может кто угодно: дизайн-система бесплатная и распространяется по открытой лицензии.

Фото: Getty Images

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ