Блокчейн идет на взлет — Журнал «Сибирская нефть» — №179 (март 2021)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Блокчейн идет на взлет — Журнал «Сибирская нефть» — №179 (март 2021)

Блокчейн идет на взлет

Новой цифровой технологии нашли применение в авиатопливном бизнесе

Текст:
Фото: Стоян Васев
Блокчейн идет на взлет

Блокчейн, еще недавно ассоциировавшийся только с криптовалютой, сегодня уже активно используется различными компаниями для совершения сделок. На примере авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» рассказываем, как это работает

Оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» — «Газпромнефть-Аэро» — успешно завершил испытания собственной цифровой платформы Smart Fuel на базе технологии блокчейн (см. глоссарий). Теперь заправки могут осуществляться не по обычным, а по так называемым смарт-контрактам. Новая платформа позволяет производить моментальную бесконтактную оплату авиазаправки, что уменьшает время взаиморасчетов между поставщиком топлива и авиакомпанией с 4–5 дней до 15 секунд и сокращает издержки авиакомпаний. В проекте приняли участие авиакомпания Smartavia и банки-партнеры. В будущем Smart Fuel может стать прототипом единой платформы для всех участников отрасли: авиакомпаний, аэропортов и сервисных операторов.

Все документальное оформление заправки теперь происходит автоматически. Фото: Стоян Васев Все документальное оформление заправки теперь происходит автоматически

Как ни странно, одной из важных предпосылок для создания платформы стала сложившаяся в отрасли непростая ситуация. Сегодня кризисные события прошлого года, вызванные пандемией COVID-19, продолжают оказывать влияние на различные секторы экономики и прежде всего на рынок авиаперевозок. По данным международной ассоциации воздушного транспорта IATA, 2021 год по-прежнему будет убыточным для отрасли. Из-за того, что большинство стран сохраняют жесткие карантинные ограничения и не открывают границы, авиакомпании смогут рассчитывать на прибыль только в следующем году. В IATA считают, что за это время необходимо подготовить отрасль к перезапуску и проработать принципиально новые цифровые сервисы, которые помогут адаптироваться пассажирам и авиакомпаниям в новых условиях.

Глобальный тренд на оптимизацию поддержали и в «Газпромнефть-Аэро», занявшись внедрением технологии блокчейн в оперативные процессы авиазаправки. Новый цифровой сервис позволил авиакомпаниям сократить время и оптимизировать расходы на заправку самолетов. Система также обеспечивает безопасное онлайн-взаимодействие между пилотом и оператором заправки.

Благодаря блокчейну общий цикл оформления заправки с момента прилета самолета до полного расчета сократился с 4–5 дней до 20–30 минут, при этом сама оплата происходит за 15 секунд

От теории к результату

Сейчас в организации авиазаправки участвуют несколько контрагентов: авиакомпания, банки и оператор авиатопливного бизнеса. Всем им приходится учитывать различные факторы неопределенности, например непрогнозируемые объемы реальных расходов топлива. Зачастую поставщик авиатоплива работает по предоплате, которая рассчитывается на основе среднестатистического показателя заправки. Однако необходимый самолету объем топлива может быть больше или меньше суммы предоплаты. Это приводит к финансовым рискам и для авиакомпании, и для поставщика топлива. Поэтому в «Газпромнефть-Аэро» решили полностью автоматизировать процесс. Это позволит отказаться от предоплаты и обеспечить безопасность расчетов непосредственно в момент заправки. Фактически с блокчейном купить авиатопливо стало так же просто, как товары в супермаркете.

Анатолий Чернер
Анатолий Чернер,
заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту:

Разработка и внедрение цифровых решений по всей цепочке создания стоимости — одно из наших приоритетных стратегических направлений. Благодаря современным технологиям мы повышаем эффективность производства и транспортировки, развиваем клиентские сервисы и гарантируем сроки поставки нефтепродуктов нашим клиентам. Пример такого подхода — успешная интеграция технологии блокчейн в процессы авиазаправки. Новая цифровая система Smart Fuel максимально упростила работу нашим партнерам и повысила финансовую безопасность взаиморасчетов, что крайне важно в текущих макроэкономических условиях. Наша разработка имеет высокий потенциал к масштабированию для всей отрасли.

Впервые возможность использования блокчейна для организации моментальной заправки самолетов компания проверила на практике в 2018 году в аэропорту Новосибирска. На основе тестового испытания было подготовлено техническое задание для разработки и внедрения полноценной системы — нового сервисного продукта Smart Fuel. Помимо собственно IT-продукта, необходимо было подготовить юридическую основу для использования технологии, в том числе разработать лицензионный договор, а также набор соглашений для авиакомпаний и банков.

В итоге уникальное для авиационной отрасли решение создали на базе международной платформы Hyperledger Fabric и подготовили под тиражирование на глобальном уровне. В ходе проекта блокчейн-платформа «Газпромнефть-Аэро» была интегрирована с платежными сервисами банков и ERP-системой авиакомпании Smartavia.

Блокчейн-платформа авиазаправки Smart Fuel

Доказанная эффективность

В качестве пилотной площадки для внедрения Smart Fuel выбрали международный аэропорт Мурманска. К настоящему моменту с использованием цифровой системы заправлено «в крыло» уже более 100 регулярных рейсов авиакомпании Smartavia. Генеральный директор авиаперевозчика Сергей Савостин отметил преимущества системы: «Новый революционный подход к заправке воздушных судов имеет особое значение для авиакомпании: он позволяет сделать процесс быстрым, прозрачным и современным. Заявка на заправку, оплата и обмен отчетными документами происходят в онлайн-режиме с помощью приложений на планшетных компьютерах пилота и оператора топливозаправщика. Благодаря технологии блокчейн данные о сделках гарантированно сохраняются в системе и доступны всем участникам процесса. Информация из системы Smart Fuel синхронизируется в наш электронный бортовой журнал и цифровую систему учета авиатоплива на топливозаправщиках. Это позволяет полностью автоматизировать процессы заправки и обмена данными».

Теперь резервирование необходимого объема топлива происходит на основе актуальных данных от пилота непосредственно перед заправкой. Нужная сумма мгновенно списывается со счета авиакомпании, и после этого происходит заправка. Если фактический объем заправленного топлива оказывается меньше зарезервированной суммы, возврат происходит автоматически. В результате общий цикл оформления заправки с момента прилета самолета до полного расчета сократился с 4–5 дней до 20–30 минут, при этом сама оплата происходит за 15 секунд. Такое сокращение сроков — итог замены классической цепочки согласования платежных документов на цепочку блоков, то есть на блокчейн. Оформление расходного ордера, расчет стоимости, контроль со стороны бухгалтерии, счет на оплату заменил смарт-контракт. Отказ от необходимой в традиционном подходе бюрократии сэкономит всем участникам новой платформы тысячи человеко-часов.

Помимо сокращения сроков оплаты и документооборота, внедрение цифровой платформы Smart Fuel позволило ускорить общее время обслуживания самолета на перроне на 10%. Произошло это за счет интеграции блокчейн-сервиса с уже существующей автоматизированной системой управления заправкой и учета авиатоплива. Теперь оператору остается только подключить заправочный рукав к крылу самолета и контролировать безопасность процесса. Начало подачи топлива, отслеживание объема и массы, окончание заправки, обмен электронными отчетными документами происходят автоматически. Таким образом операторы топливозаправщика и экипажи не тратят время на рутинные задачи: заполнение больших объемов документации, лишние передвижения по перрону и самолету. Вместо этого они могут сосредоточиться на том, что действительно важно, — предполетной подготовке ВС в соответствии со всеми правилами безопасности.

Фото: Стоян Васев

В 2021 году компания планирует масштабировать платформу Smart Fuel, внедрив расчеты по блокчейн в других международных аэропортах России, где действуют топливозаправочные комплексы «Газпром нефти». «Основываясь на успешных результатах тестовых заправок в блокчейн-системе в Мурманске, мы готовы оказать поддержку нашим партнерам для оперативного подключения к новому сервису и передать пакет необходимого программного обеспечения. Для этого в „Газпромнефть-Аэро“ разработан модуль Smart Fuel для встраивания в электронный бортовой журнал авиакомпании, создан удобный интерфейс для пилота и менеджеров авиаперевозчиков», — отмечает генеральный директор «Газпромнефть-Аэро» Владимир Егоров.

Использование блокчейн технологии во взаиморасчетах авиакомпаний и топливных операторов дает новый импульс развитию авиационной отрасли, поскольку может повысить эффективность всех видов наземного обслуживания воздушных судов.

Глоссарий

Блокчейн (технология распределенных реестров) — распределенная децентрализованная база данных для хранения и передачи информации. Все зафиксированные в блокчейн транзакции нельзя стереть или изменить.

Смарт-контракт — неизменный алгоритм, функционирующий в сети блокчейн при выполнении заданных условий. Алгоритм смарт-контракта подтверждается всеми участниками сети. Таким образом вся история логистических операций собирается в зашифрованном виде в распределенном реестре. Доступ к зашифрованной информации имеют все стороны, задействованные в процессе. Данные для смарт-контракта могут предоставлять как пользователи контрагентов посредством устройств, например планшетов, так и технические устройства, такие как датчики местоположения, расходомеры и т. п.

Hyperledger fabric — open-source проект, одна из ветвей открытого проекта Hyperledger консорциума Linux Foundation. Основной особенностью платформы Hyperledger Fabric является направленность на корпоративное применение. Поэтому платформа разрабатывалась с учетом обеспечения высокой скорости проведения транзакций и их низкой стоимости, а также идентификации всех участников. Данные преимущества достигаются за счет разделения службы проверки транзакций и формирования новых блоков распределенного реестра, а также применения центра сертификации и авторизации участников.

Дмитрий Макаров: «У нас на руках готовая технология блокчейн-заправки, испытанная в полевых условиях»

СН

Какова была цель тестирования блокчейн-заправки еще в 2018 году?

Д.М.

То, что мы делали в 2018 году, — это Proof of Concept, проверка концепции. На тот момент у S7 Airlines уже было готовое решение по блокчейн-расчетам для покупки авиабилетов. Коллеги из авиакомпании согласились помочь нам, мы совместно протестировали интеграцию подобного решения для процесса авиазаправки и получили подтверждение перспективности проекта. Эти выводы и позволили команде «Газпромнефть-Аэро» заняться дальнейшей разработкой самостоятельного решения, и мы благодарны нашим коллегам за поддержку идеи на раннем этапе.

И все же для создания промышленного решения необходимы участие нескольких авиакомпаний и глубокая интеграция в процессы топливного оператора, поэтому вполне логично, что последующей разработкой и внедрением подобного IT-продукта занялся именно авиатопливный оператор, а не авиакомпания.

СН

Почему именно аэропорт Мурманска был выбран в качестве испытательного полигона в 2020 году?

Д.М.

В аэропорту Мурманска мы имеем собственный высокотехнологичный топливозаправочный комплекс и парк современных топливозаправщиков. Это позволило нам провести испытания системы в непростых условиях Заполярья. Холод влияет на высокотехнологичные приборы, которыми оснащаются топливозаправщики, например на дисплеи. Нам нужно было убедиться, что сложностей со связью не будет.

Кроме того, этот аэропорт подходил под расписание регулярных рейсов нашего партнера проекта — авиакомпании Smartavia. Мы благодарны коллегам за активное участие в уникальном эксперименте. На первом этапе нам вместе приходилось отрабатывать каждый рейс, и мы были на связи 24/7.

СН

Возникали ли какие-то технические проблемы на этапе внедрения решения?

Д.М.

Естественно, по результатам тестирования продукта его приходилось дорабатывать, это нормальный процесс взросления любой технологии. Например, мы реализовали возможность вызова дополнительной машины, если потребовалась дозаправка уже после того, как ТЗА уехал.

Сейчас мы отработали все основные моменты, от собственно заправки «в крыло» до совместимости с электронным журналом авиакомпании и проведения взаиморасчетов. Конечно, тиражирование Smart Fuel может потребовать каких-то точечных адаптаций, однако уверенно могу сказать, что у нас на руках готовая технология блокчейн-заправки, испытанная в полевых условиях и разработанная в соответствии с мировыми стандартами.

СН

Заправка по блокчейну подразумевает, что деньги списываются в тот момент, когда самолет уже на перроне. А что происходит, если у авиакомпании на счету не оказывается денег для оплаты? Как пилот решает эту проблему?

Д.М.

Пилот никаким образом не взаимодействует с взаиморасчетами, он только подает заявку на необходимое количество топлива. Что касается наличия денег на счету, то у авиакомпаний, как правило, есть несколько счетов, и наш алгоритм автоматически переключается между ними. Бесперебойность процесса мы, кстати, протестировали в самое «удачное» время — новогодние каникулы. При обычном процессе взаиморасчетов провести оплату с учетом праздников было бы очень затруднительно, а алгоритм сделал это в считанные секунды без необходимости вмешательства со стороны сотрудников.

СН

С какими авиакомпаниями и банками вы планируете развивать сотрудничество?

Д.М.

Безусловно, мы заинтересованы в тираже технологии и скорейшем сокращении наших трудозатрат по контролю предоплаты и ведению отчетных операций. Мы работаем над тем, чтобы подключить всех наших клиентов и как можно больше банков-партнеров к этой системе. Разработанные нами решения бесплатны для партнеров, от них нужны только инфраструктура и готовность внедрить новую технологию.

В 2021 году мы планируем масштабировать платформу Smart Fuel, внедрив расчеты по блокчейн в международных аэропортах России, где действуют топливозаправочные комплексы «Газпром нефти». Поскольку наш сервис оптимизирует расходы авиакомпаний, мы рассчитываем, что большинство партнеров подключится к Smart Fuel.

СН

Когда решение будет развернуто за рубежом? Есть ли конкретные сроки?

Д.М.

Это очень непростой вопрос. В первую очередь потому, что в отрасли мы не одни и конкретные сроки зависят от множества факторов. Один из них — валидация предложенного нами решения со стороны IATA как ведущего международного авиационного регулятора. Со своей стороны мы информируем коллег о статусе проекта и в целом заинтересованы в том, чтобы процесс шел как можно оперативнее. Подчеркну, что функционал Smart Fuel разработан нами с учетом современных цифровых стандартов IATA. Наша компания — активный участник международной рабочей группы, основная цель которой — стандартизация работы всей отрасли и повышение ее эффективности.

СН

Насколько проработана юридическая сторона вопроса?

Д.М.

Юридическая основа для использования технологии при обслуживании регулярных рейсов была подготовлена в первую очередь. Мы специально заказывали исследование у одной из компаний «большой четверки», в том числе для оценки законодательных рисков. На его основе мы и сформировали новую юридическую концепцию специально для разработанного нами решения. Много времени было уделено проработке условий лицензионного договора. Особенно непросто было встроить в договорную схему само понятие «блокчейн». Отдельно отмечу, что в начале 2021 года мы успешно зарегистрировали сервисную блокчейн-платформу Smart Fuel в государственном реестре российского программного обеспечения, что дает возможность передавать ее третьим лицам бесплатно без уплаты НДС.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ