Дорога перемен — Журнал «Сибирская нефть» — №179 (март 2021)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Дорога перемен — Журнал «Сибирская нефть» — №179 (март 2021)

Дорога перемен

«Газпром нефть» будет строить дороги

Текст:
Дорога перемен

«Газпром нефть» вышла на новый для себя рынок дорожного строительства. За счет использования собственных технологий компания планирует заняться созданием транспортной инфраструктуры собственных и сторонних промышленных объектов, а также принять участие в программе приведения к нормативам региональных дорог страны

Можно сказать, что к созданию нового бизнес-направления оператор битумного бизнеса «Газпром нефти» компания «Газпромнефть — Битумные материалы» шла с самого своего основания. При создании собственного комплексного предложения разрабатывались новые битумные рецептуры, исследовались технологии производства асфальтобетона и влияние на его качество и долговечность всех компонентов, выводились на рынок инновационные решения, продлевающие жизнь дорог. Даже российская дорожно-строительная нормативно-правовая база обновлялась при активном участии экспертов компании. А если умеешь все, почему бы и не делать тоже все? Тем более что есть собственный Научно-исследовательский центр, а значит, и уникальные технологии.

Якорной для работы в новой сфере станет технология строительства дорог «Брит». Это совместная разработка специалистов битумного бизнеса «Газпром нефти» и экспертов Научно-Технического Центра блока разведки и добычи компании. Разведка и добыча — потому что технология разрабатывалась в первую очередь для строительства промысловых дорог.

«Брит» — это единый технологический цикл от профилирования земляного полотна до набора прочности уже готовой дороги. Дорожная основа при этом формируется из укрепленного местного грунта. Отказ от использования дорогостоящих привозных материалов снижает стоимость строительства 1 километра не менее чем на 2,2 млн рублей. Дополнительная опция — использование в качестве материала основания побочных продуктов бурения. Эти отходы — заметная статья расходов для любой нефтяной компании, так как они требуют применения специальных технологий утилизации. Использование даже части таких побочных продуктов для дорожного строительства позволяет экономить еще до 1,7 млн рублей с километра.

Эффективность новой технологии была подтверждена в рамках опытно-промышленных работ на Крайнем месторождении в ЯНАО в 2018 году и на Приобском месторождении в ХМАО в 2019-м. Одним из важных элементов этих испытаний стал экологический мониторинг, который показал, что дороги не наносят вреда окружающей среде.

Еще один пилотный проект продемонстрировал, что дорога, построенная по технологии «Брит», но с твердым покрытием, по прочности не уступает трассам, построенным по традиционным технологиям. Опытным полигоном стала площадка склада материально-технических ресурсов компании «Газпромнефть-Снабжение». На основание из укрепленного грунта было положено два слоя асфальтобетона, что придало покрытию прочность более чем 500 МПа. Это сопоставимо с автомобильными дорогами первой технической категории, то есть со скоростными магистралями. Эксперимент доказал, что компания получила уникальное техническое решение: площадку с асфальтобетонным покрытием по цене щебеночного.

Обкатав технологию на строительстве промысловых дорог в периметре «Газпром нефти», компания планирует выйти и на внешний рынок. Следующим этапом развития нового направления станет строительство дорог с низкой интенсивностью на транспортной инфраструктуре месторождений «Газпрома», далее — сооружение дорожных объектов для других компаний ТЭК, а также региональной транспортной инфраструктуры. До 2025 года компания предполагает построить порядка 350 км дорог.

Однако этим возможности развития нового бизнеса не ограничиваются. Выход компании в сферу дорожного строительства открывает перспективы в управлении транспортными объектами промышленных и добывающих предприятий на основе анализа стоимости жизненного цикла дороги. Также технологии компании могут обеспечить малые населенные пункты страны постоянной транспортной связью, а в перспективе дадут компании возможность перейти к комплексному развитию территорий в регионах и к управлению транспортными системами городов.

Продукция «Брит» — это инновационные решения, продлевающие жизнь дорог Продукция «Брит» — это инновационные решения, продлевающие жизнь дорог