Николай Дорошенко: «Грядут серьезные изменения в области технологий» — Журнал «Сибирская нефть» — №179 (март 2021)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Николай Дорошенко: «Грядут серьезные изменения в области технологий» — Журнал «Сибирская нефть» — №179 (март 2021)

Николай Дорошенко: «Грядут серьезные изменения в области технологий»

Для того чтобы не просто оставаться в тренде, а всегда быть на шаг впереди рынка, в компании «Газпромнефть — смазочные материалы» организована четкая система разработки и вывода на рынок новых продуктов. О том, как работает эта продуктовая воронка, рассказал руководитель функции разработки и развития компании Николай Дорошенко

СН

В числе новых разработок сегодня отдельное место занимают продукты для гибридных автомобилей. Почему гибриды, а не электромобили?

Н.Д.

Электромобили — очень популярная тема, и периодически я слышу: почему у нас до сих пор Илон Маск не закупает масла? Если говорить серьезно, то конечно электромобилизация — это перспективный технологический тренд легкового автотранспорта, но, как показывают оценки экспертов, не следует ожидать какого-то мгновенного скачка количества электрокаров. Скорее это будет планомерный переход, и серьезную роль в этом переходе как раз сыграют гибридные автомобили. Численность этого парка уже заметна и будет продолжать расти. То есть с точки зрения развития портфеля продукты для гибридных автомобилей будут востребованы на рынке раньше. Есть понимание линейки под этот сегмент, более того, отдельные продукты под него мы уже прорабатываем. Для гибридов нужны новые моторные масла с улучшенными характеристиками по ряду важных свойств, таких как энергоэффективность, снижение износа и другие. Что касается специализированных продуктов для электромобилей, то время этих продуктов тоже придет.

СН

То есть основной принцип работы в новых направлениях — соизмерение потребностей рынка и возможностей производства?

Н.Д.

Смысл нашего подхода в том, что мы ранжируем портфель перспективной продукции, исходя из стратегических целей компании, рыночного спроса и технологических возможностей. В целом вся работа с портфелем продукции у нас построена вокруг понятия «продуктовый менеджмент». Это как раз и есть связующее звено между коммерческой потребностью и технической возможностью. После продуктового менеджмента — звено R&D, то есть непосредственная разработка. Дальше — постановка на производство и параллельная подготовка необходимых маркетинговых материалов. И наконец ввод продукта в ассортимент. После выхода с продуктом на рынок мы мониторим его успешность, при необходимости проводим корректирующие мероприятия. Получается полный цикл.

СН

Как работает этот цикл?

Н.Д.

Управление портфелем продукции строится на основе воронки продуктовых идей. Например, возникает коммерческая потребность в разработке нового продукта, отсутствующего в ассортименте. Сначала формируется первоначальный комплекс требований, описывающих концепцию потенциального продукта. После этого инициатива попадает в общий пул продуктовых идей, которые проходят через продуктовый комитет для оценки целесообразности инвестиций средств и усилий в новую разработку. Эксперты из разных подразделений измеряют инициативу несколькими линейками: насколько высока вероятность технического и коммерческого успеха; каков потенциал рынка для данного продукта; каковы риски, связанные с его разработкой и выводом.

После того, как решение о целесообразности работы с новым продуктом принято, концепт попадает в стадию проработки прототипа. Проводится сбор информации и анализ технологических альтернатив, оцениваются потенциальные рецептурные опции, которые могли бы удовлетворить требованиям, сформированным на предыдущем этапе. Таким образом появляется понимание компонентного состава и стоимости новой разработки. Далее при необходимости уточняются аспекты, связанные с рыночным позиционированием продукта, а также возможные вопросы производственного характера.

СН

Соответствие прототипа подтверждается лабораторными испытаниями?

Н.Д.

Обязательно, и нужно отметить, что это достаточно трудоемкая задача. Лабораторная отработка обеспечивает сбалансированность и производственную воспроизводимость рецептуры. Это кропотливый процесс, требующий нескольких итераций. Однако мы видим перспективу в том, чтобы часть физических лабораторных испытаний заменить цифровым моделированием, доверить эту работу алгоритмам машинного обучения. За счет этого можно сэкономить время, сократить затраты на испытания и при этом значительно повысить вариативность прорабатываемых рецептурных сценариев. При разработке продукта человек может перебрать десятки комбинаций в рецептуре, а искусственный интеллект — сотни тысяч за несколько секунд. У нас в компании сейчас реализуется такой цифровой проект.

СН

Каков дальнейший путь разработки нового продукта?

Н.Д.

Она снова проходит продуктовый комитет: подготовленный бизнес-кейс оценивается и получает рекомендацию для дальнейшей разработки либо же вопросы для дополнительного уточнения.

После полного завершения разработки, в том числе верификации результатов производителями оборудования и получения необходимых одобрений, происходит финальное подтверждение соответствия целевым параметрам продуктовой инициативы. Если цель полностью достигнута, то продукт ставится на производство и выводится на рынок. Если есть отклонения, связанные с техникой, или, например, стоимостью компонентов, то можно взять паузу и подумать, надо ли продукт выводить в таком виде или сделать шаг назад и доработать. Или, возможно, доработка уже вообще нецелесообразна.

СН

Такое бывает?

Н.Д.

Очень редко, но исключать этого не следует. У нас очень динамичная отрасль: изменяются технические спецификации, стоимость сырьевых компонентов, валютный курс. Необходимо постоянно следить за себестоимостью продукта и корректировать ценовое позиционирование, другими словами, бороться за конкурентоспособность. Иногда необходимо принимать решение вовремя остановиться и актуализировать свой курс, — это совершенно нормально.

СН

Ваш продуктовый цикл работает одинаково при разработке продуктов и для внутреннего, и для иностранных рынков?

Н.Д.

Логика и организация процесса одинаковы, однако есть особенности в портфеле продукции. Для потребностей зарубежных рынков у нас выведены локальные продуктовые линейки со своей логикой, начиная с нейминга и заканчивая техническими требованиями. Ожидания потребителей на рынке России и за рубежом обладают определенной спецификой. В России, например, для моторных масел часто обязательными атрибутами являются официальные одобрения конкретных производителей техники, — это воспринимается как символ качественного продукта. На европейском же рынке в ряде случаев достаточно соответствия общеотраслевой спецификации ACEA (фр. Association des Constructeurs Europeens des Automobiles — Ассоциация европейских производителей автомобилей — прим. «СН»). В таком случае гарантом качества выступает сам производитель, под брендом которого продукт попадает к потребителю. Существует целая система независимого мониторинга качества продукции в Европе, и наши масла неоднократно подтверждали свое полное соответствие.

Мы видим, что отрасль находится в переломном периоде. Грядут серьезные изменения в области технологий, позиции традиционного двигателя внутреннего сгорания явно изменяются

СН

То есть в этой сфере глобализации нет?

Н.Д.

Существуют определенные сложившиеся связи между рынками. Так, в силу территориальной близости и значительного присутствия европейских брендов в нашем автопарке, наиболее значимо для нас европейское отраслевое сообщество, которое объединяет не только европейских, но и глобальных производителей техники, смазочных материалов, топлив и нефтехимии. Соответственно, правила, по которым живет европейская отрасль, нам не просто очень близки, мы сами активно участвуем в выработке общего видения перспективных требований, являясь членом ATIEL (фр. Association Technique de L’industrie Européenne des Lubrifiants — Ассоциация европейских производителей масел — прим. «СН»). Так что при разработке новых продуктов мы должны ориентироваться не на сегодняшний, а скорее на завтрашний и послезавтрашний дни.

СН

Уже понятно, что изменится в ближайшем будущем?

Н.Д.

Мы видим, что отрасль находится в переломном периоде. Грядут серьезные изменения в области технологий, позиции традиционного двигателя внутреннего сгорания явно изменяются. Ведущие автопроизводители, ставя во главу угла требования зеленой повестки, переносят фокус R&D на новые технологические области: электромобили, альтернативные виды топлива.

Для обеспечения следующих поколений спецификаций понадобятся новые отраслевые методики испытаний перспективных агрегатов и материалов. Значит, нам нужно понять, каким образом сделать так, чтобы раскрученный маховик настроенных отраслевых взаимодействий продолжал вращаться, а технологически мы при этом мигрировали в актуальные развивающиеся области.

Сегодня мы активно участвуем в отраслевом диалоге, выдвигаем свои предложения, обсуждаем различные точки зрения с другими участниками.

СН

Кто участвует в этом отраслевом диалоге?

Н.Д.

Европейское отраслевое сообщество включает в себя несколько активных участников: ассоциация европейских автопроизводителей ACEA, ассоциация производителей присадок к нефтепродуктам ATC, ассоциация производителей смазочных материалов ATIEL, ассоциация нефтепереработчиков Concawe, Европейский координационный совет по разработке методов испытаний смазочных материалов и топлив CEC.

Сначала внутри ассоциаций вырабатывается общая позиция по вопросам актуальной повестки, а после начинается общеотраслевой диалог, цель которого — выработка общего консенсуса. Это важно, так как только совместными усилиями можно добиться того, чтобы используемые технологии приносили максимальную отдачу. Например, современные моторные масла могут обеспечить экономичность и экологичность автомобиля, за которые так бьются производители.

СН

Главная тема отраслевого диалога сегодня — технологическая миграция?

Н.Д.

Наиболее острые вопросы повестки связаны с дальнейшим развитием требований и способами их удовлетворения, различными организационными моделями, ролями отдельных участников и системы в целом. Многие из вопросов достаточно сложны и неоднозначны для всех участников, поэтому важно понять, в каком направлении развивать взаимодействие и чего ждать от отрасли после трансформации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ