ЕВРО+ — Журнал «Сибирская нефть» — №181 (май 2021)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее

ЕВРО+

Комплекс переработки нефти «Eвро+» на Московском НПЗ заменил пять устаревших установок

Фото: Стоян Васев, Наталья Гарнелис
ЕВРО+

Московский НПЗ — одно из старейших, а теперь и одно из самых современных предприятий российской нефтепереработки. После ввода в эксплуатацию в 2020 году комплекса переработки нефти «Евро+» завод расстался сразу с пятью старыми установками, повысив мощность, эффективность и экологичность производства

Строительство нового комплекса заметно повысило надежность, безопасность и экологичность Московского НПЗ. Для предприятия, расположенного в черте огромного мегаполиса, это особенно важно. Замена пяти устаревших установок на один современный комплекс снизила уровень воздействия завода на окружающую среду на 11%. Впрочем, убедиться в том, что МНПЗ стал безопаснее, теперь может любой желающий. Ведь за состоянием атмосферы на заводе следит автоматизированная система мониторинга воздуха (АСМВ), которая в онлайн-режиме передает данные московским экологическим службам и транслирует их на сайте МНПЗ.

Без преувеличения можно сказать, что «Евро+» — уникальный комплекс, в первую очередь — своей компактностью. На небольшой площадке разместилось полноценное производство, от первичной переработки нефти до получения готовой продукции: бензина, дизельного топлива, авиакеросина. При этом «Евро+» способен перерабатывать 6 млн т нефти: это больше половины мощности всего завода.

Что касается компактности, то она не только экономит площадь, но и повышает энергоэффективность. Уровень энергопотерь снижается за счет сокращения количества технологических, энергетических и инженерных коммуникаций. Кроме того, все элементы комплекса расположены рядом и увязаны между собой: продукты, которые необходимо остудить, отдают свою энергию сырью, которое необходимо нагреть. Благодаря высокой энергоэффективности нового комплекса Московский НПЗ более чем на 7% сократил годовое энергопотребление.

Еще одна особенность «Евро+» — новый комплекс максимально автономен. Воду для охлаждения продуктов и динамического оборудования ему поставляет собственный блок оборотного водоснабжения. Пар сверхвысокого давления, необходимый для работы установок, вырабатывают котлы-утилизаторы на одной из секций комплекса. Более того, «Евро+» имеет собственную электроподстанцию.

Замена пяти устаревших установок на один современный комплекс снизила уровень воздействия завода на окружающую среду на 11%

Цифровые технологии

Новые технологии — основа работы «Евро+». Еще при проектировании был создан цифровой двойник комплекса, который содержит инженерные данные, параметры всех конструкций, информацию об оборудовании. После запуска «Евро+» цифровой двойник стал важным элементом управления комплексом.

Более 15 тысяч датчиков передают автоматизированной системе управления информацию о параметрах технологических процессов и функционировании оборудования. Таким образом в режиме реального времени отслеживаются любые отклонения технологического процесса от нормы, отображается информация о работоспособности важнейших технологических элементов, а операторы установок оповещаются о срабатывании сигнализаций, блокировок и противоаварийной защиты.

Вся информация о работе комплекса доступна в режиме реального времени в Центре управления производством МНПЗ. Фото: Стоян Васев, Наталья Гарнелис Вся информация о работе комплекса доступна в режиме реального времени в Центре управления производством МНПЗ

В свою очередь более умная система — усовершенствованного управления технологическими процессами — автоматически выбирает наилучший режим работы установок, оптимизирует расход сырья, энергии, реагентов, катализаторов, управляет качеством конечных продуктов. Данные от систем управления поступают на единую цифровую платформу, которая оптимизирует производственные процессы на уровне всего предприятия: на основе анализа потребностей рынка и производственных возможностей формируется максимально эффективная корзина нефтепродуктов. Вся информация о работе комплекса доступна в режиме реального времени в Центре управления производством МНПЗ и едином Центре управления эффективностью «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге. За счет применения цифровых технологий в управлении комплексом задействовано меньше ста человек.

Инвестиции в развитие

В строительстве комбинированной установки переработки нефти «Евро+» приняли участие практически все крупнейшие российские производители оборудования, профильные научные институты и строительные компании. Генподрядчиком строительства выступил ведущий российский центр управления проектированием, поставками и строительством НИПИГАЗ. В рамках этого проекта «Газпром нефть» инвестировала в развитие отечественных предприятий разных сфер деятельности из 15 регионов более 60 млрд рублей.

Новые продукты

После запуска «Евро+» Московский НПЗ на 15% увеличил выпуск бензина, на 40% — дизельного топлива. Производство авиакеросина, крайне востребованного в столице, где действует несколько крупных аэропортов, выросло в два раза. При этом значительно повысилась гибкость производства: баланс выпуска авиатоплива и дизеля можно регулировать в зависимости от рыночного спроса. Это серьезное преимущество, ведь технологические особенности установок, которые заменил «Евро+», не позволяли также легко изменять объемы выпуска различных продуктов.

Кроме того, московский завод «Газпром нефти» получил техническую возможность выпускать новые востребованные высокотехнологичные виды нефтепродуктов. Например, уникальное зимнее дизельное топливо. Оно способно работать при температуре до —32 градусов и обладает улучшенными экологическими свойствами. Низкотемпературные характеристики нового дизеля обеспечиваются не добавлением присадок, как это делается обычно, а изменением самой структуры углеводородных соединений в ходе химической реакции. Благодаря более глубокой очистке сырья от серы топливо превосходит требования экологического стандарта выпуска топлива «Евро-5».

Еще одна новинка, появлением которой рынок обязан запуску «Евро+», — высокооктановый бензин G-Drive 100. Это высокотехнологичное топливо предназначено для самых современных автомобильных двигателей.

Благодаря запуску «Евро+» МНПЗ получил техническую возможность выпускать новые высокотехнологичные виды нефтепродуктов

Эффективность и производительность

В результате ввода в эксплуатацию «Евро+» показатель глубины переработки на Московском НПЗ достиг 85,8%. Кроме того, завод стал гораздо эффективнее за счет перехода с двухлетнего на четырехлетний межремонтный цикл. Это стало возможным не только благодаря именно запуску «Евро+», но и всей масштабной модернизации, которую проводит на МНПЗ «Газпром нефть».

Комплексную модернизацию МНПЗ компания начала в 2011 году. На первом этапе был обеспечен переход предприятия на выпуск топлива экологического класса «Евро-5». Для этого были построены установки изомеризации легкой нафты и гидроочистки бензина каталитического крекинга. Задачей второго этапа стало улучшение операционной и экологической эффективности производства. Главным новым объектом этого этапа стал комплекс «Евро+». Теперь «Газпром нефть» перешла к третьему этапу. Его задача — повышение глубины переработки нефти до 99%. Для этого планируется построить установку замедленного коксования, на которой будут перерабатываться тяжелые остатки. В результате предприятие полностью прекратит выпуск мазута.

Длинный путь в Москву

При доставке в Москву крупногабаритных конструкций «Евро+» использовались уникальные логистические схемы. Колонны атмосферной перегонки блока первичной переработки длиной 66 м и массой 385 т доставлялись из Петрозаводска по Волго-Балтийской транспортной системе. 25-метровые реакционные аппараты очистки сырья ехали 970 км из Волгограда по ночам на специальных грузовых тягачах.

Фото: Стоян Васев, Наталья Гарнелис

Смотрите также

Еще статьи из номера №181 (май 2021)

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц отправляем лучшие материалы. Это удобно!