Другая реальность — Журнал «Сибирская нефть» — №181 (май 2021)

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее

Другая реальность

«Газпром нефть» использует технологии Индустрии 4.0 во всех сферах бизнеса
Текст:
Фото: Виктор Молодцов, Роман Шаленкин, Стоян Васев
Другая реальность

Использование цифровых технологий — единственная возможность совершить настоящий прорыв в повышении эффективности бизнеса и сохранить конкурентоспособность в современном мире. В процессе цифровой трансформации «Газпром нефть» использует весь спектр технологий Индустрии 4.0

Без пилотов и водителей

Подсчитано, что применение современных беспилотных воздушных судов обходится в 2,5–3 раза дешевле пилотируемой авиации. В «Газпром нефти» определено более 70 различных сценариев применения беспилотных авиационных систем.

На Южно-Приобском месторождении компании в ХМАО-Югре успешно испытан беспилотник для перевозки проб нефти. На самом северном в стране Восточно-Мессояхском месторождении, расположенном в ЯНАО, тестовые полеты совершил беспилотный воздушный комплекс «Тайбер», предназначенный для доставки тяжелых и негабаритных грузов в условиях Арктики. Ежегодно на автономные нефтепромыслы наземным и воздушным транспортом компания завозит сотни тысяч тонн инженерного и бурового оборудования, строительных материалов, ресурсов для жизнеобеспечения центров нефтедобычи. Использование беспилотной авиации открывает перед нефтяниками большие возможности для оперативной и безопасной доставки на месторождение необходимых ресурсов.

Первый в России беспилотный воздушный комплекс, предназначенный для доставки тяжелых и негабаритных грузов в условиях Арктики. Фото: Виктор Молодцов, Роман Шаленкин, Стоян Васев Первый в России беспилотный воздушный комплекс, предназначенный для доставки тяжелых и негабаритных грузов в условиях Арктики

Беспилотные летательные аппараты могут служить не только воздушными грузовиками. Уже сейчас две трети трубопроводов компании (более 7 тыс. км) контролируются беспилотниками.

Летающие роботы используются и в геологоразведке. С их помощью компания получает первичную информацию о строении пород, что помогает спланировать последующие этапы исследования месторождений. Но дальность полета таких беспилотников не превышает 150 км. А в 2020 году «Газпром нефть» совместно с российской компанией «ДИАМ-АЭРО» провела в Ленинградской области успешные испытания беспилотного воздушного судна нового поколения с увеличенной дальностью полета — до 1200 км. Такие дальность и длительность полета позволяют с высокой эффективностью проводить геофизические работы на удаленных территориях при отсутствии наземной инфраструктуры.

На территории складского комплекса Московского нефтеперерабатывающего завода испытана другая автономная транспортная система — наземная. Здесь впервые вне технологической площадки завода-производителя тестировался бескабинный дистанционно контролируемый грузовой электромобиль КамАЗ «Челнок». Внедрение такого беспилотника позволит повысить оборачиваемость складских запасов и, как следствие, скорость работы производственных объектов, а также сократить затраты на топливо и другие издержки.

В сравнении с пилотируемыми аналогами беспилотные КАМАЗы позволяют на 10–15% снизить издержки при грузоперевозках

На Южной части Приобского месторождения внедрение беспилотных электромобилей уже перешло на стадию опытно-промышленной эксплуатации. Роботизированный транспорт перевозит грузы на производственные объекты по внутрипромысловым дорогам наравне с другими участниками движения. Электрические ГАЗели Next без водителя передвигаются по заранее оцифрованным маршрутам. Сотрудник склада оформляет онлайн-заказ на перемещение грузов и выбирает пункт назначения. Система автоматически определяет ближайший автомобиль, направляет его на погрузку и далее по маршруту. Выполнив задачу, беспилотник возвращается на склад или на место стоянки. Один диспетчер может контролировать движение сразу 10–15 беспилотников.

Как выяснили специалисты «Газпром нефти», беспилотные автомобили могут успешно работать и в суровых условиях Арктики. На Восточной Мессояхе успешно протестированы беспилотные грузовые КамАЗы. Автомобили без водителей продемонстрировали умение передвигаться по заданным маршрутам с высокой точностью, обмениваться информацией, распознавать препятствия за доли секунды и прогнозировать траекторию движения с учетом актуальной дорожной обстановки. Главное преимущество беспилотных транспортных средств — неограниченная работоспособность. Оснащенные системой автономного управления машины не устают и не ошибаются даже на сложных маршрутах, в условиях низких температур, метелей и плохой видимости. В сравнении с пилотируемыми аналогами беспилотные КамАЗы на 50% более безопасны и позволяют на 10–15% снизить издержки при грузоперевозках.

Капитанский расчет

Цифровые технологии позволяют кардинально повысить эффективность всей цепочки создания добавленной стоимости нефтяной компании. Бесперебойный вывоз нефти с арктических месторождений компании круглый год обеспечивает система управления логистикой КАПИТАН. Она консолидирует данные со всех объектов арктической логистической цепочки: танкеров, ледоколов, нефтеналивных терминалов и плавучего нефтехранилища «Умба», стоящего на рейде Мурманска. В онлайн-режиме система анализирует около 15 тысяч входных параметров, в том числе телеметрию с судов обеспечения и танкерного флота, грузовых резервуаров плавучего нефтехранилища и терминалов, информацию о погодных условиях, фактической и прогнозной ледовой обстановке, движении судов. Каждые 15 минут система пересчитывает график движения танкеров и отгрузок нефти с терминалов, выбирая оптимальное решение из более чем 66,5 млн вариантов.

Экономическая эффективность от внедрения КАПИТАНа за 2019–2020 годы составила 0,9 млрд рублей. Благодаря применению этой системы удельные затраты «Газпром нефти» на вывоз 1 тонны арктической нефти сократились на 12%. Такой эффект дала оптимизация расходов на работу танкеров за счет выбора лучших маршрутов, экономии топлива, снижения затрат на ледокольную проводку, сокращения времени простоя транспорта и максимизации количества вывозимой нефти.

Система КАПИТАН консолидирует данные со всех объектов арктической логистической цепочки, в том числе с плавучего нефтехранилища «Умба». Фото:Виктор Молодцов, Роман Шаленкин, Стоян Васев Система КАПИТАН консолидирует данные со всех объектов арктической логистической цепочки, в том числе с плавучего нефтехранилища «Умба»

Авиаблокчейн

Благодаря технологии блокчейн заправка оформляется в онлайн-режиме с помощью приложений на планшетных компьютерах. Фото: Виктор Молодцов, Роман Шаленкин, Стоян Васев Благодаря технологии блокчейн заправка оформляется в онлайн-режиме с помощью приложений на планшетных компьютерах

При реализации авиатоплива «Газпром нефть» первой в России начала использовать технологию блокчейн. Оператор авиатопливного бизнеса компании — «Газпромнефть-Аэро» — успешно завершил испытания собственной цифровой платформы Smart Fuel. Новая платформа позволяет моментально оплачивать авиазаправку, что сокращает время взаиморасчетов между поставщиком топлива и авиакомпанией с 4–5 дней до 15 секунд.

Заявка на заправку, оплата и обмен отчетными документами происходят в онлайн-режиме с помощью приложений на планшетных компьютерах пилота и оператора топливозаправщика. Благодаря технологии блокчейн данные о сделках гарантированно сохраняются в системе и доступны всем участникам процесса. Информация из системы Smart Fuel синхронизируется в электронный бортовой журнал авиакомпании и в цифровую систему учета авиатоплива на топливозаправщиках. Это позволяет полностью автоматизировать процесс заправки и обмена данными. Пилотный проект реализован в международном аэропорту Мурманска.

Цифровая заправка

Цифровые технологии делают гораздо удобнее заправки и клиентам сети АЗС «Газпромнефть». Для оплаты топлива водителю сегодня совершенно необязательно покидать автомобиль: это можно сделать не выходя из машины в мобильных приложениях «Сеть АЗС «Газпромнефть» и «АЗС.GO», а заправщик поможет залить топливо в бак.

В свою очередь, чтобы стать участником программы лояльности компании, ехать на АЗС тоже необязательно: достаточно установить мобильное приложение сети в смартфоне и бесплатно выпустить виртуальную карту. В 2020 году так поступили 42% новых клиентов АЗС «Газпромнефть». Управлять опциями в программе лояльности — активировать и объединять карты лояльности, находить ближайшую АЗС и узнавать цены на топливо — автомобилистам помогает чат-бот. В этом году у бота появятся новые навыки благодаря искусственному интеллекту, анализирующему запросы потребителей и обучающему робота.

Цифровая заправка. Фото: Виктор Молодцов, Роман Шаленкин, Стоян Васев

Смотрите также

Еще статьи из номера №181 (май 2021)

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц отправляем лучшие материалы. Это удобно!