«Биосфера» Московского НПЗ

Ключевые проекты компании по охране водных ресурсов — это создание комплексов очистных сооружений «Биосфера» на Московском и Омском НПЗ.

На Московском НПЗ комплекс «Биосфера» введен в эксплуатацию в 2017 году. В него включены не только системы механической и физико-химической, но и биологической очистки, фильтрации и ультрафильтрации, включая блок обратного осмоса с микропористыми мембранами. Запуск «Биосферы» позволил предприятию увеличить эффективность очистки сточных вод до 99,9 %, что превышает показатели лучших европейских НПЗ. Завод более чем в 3 раза сократил общий водозабор.

Более 75% очищенных стоков теперь возвращается в производственный цикл, что снижает нагрузку на городские очистные сооружения «Мосводоканала» и значительно уменьшает воздействие предприятия на окружающую среду.

В 2018 году проект вошел в число лауреатов независимой премии в области экологии, энерго- и ресурсосбережения Eco Best Award. Экспертное жюри отметило новые биологические очистные сооружения в номинации «Лучший инфраструктурный проект». «Биосфера» стала также един­ственным природоохранным проектом, вошедшим в число финалистов международной энергетической премии Platts Global Energy Awards 2018 в номинации «Технологический проект года».

Строительство новых очистных сооружений закрытого типа — важная часть и комплексной программы модернизации Омского НПЗ. Уникальный природоохранный проект «Биосфера» включен в комплексный план федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». Инвестиции в его реализацию составляют 19 млрд рублей.

В новой установке, разработанной российским институтом, будет применяться передовая система многоступенчатой очистки воды, включающая механическую, физико-химическую, биологическую очистку, а также угольную фильтрацию и обеззараживание ультрафиолетом. Благодаря этой системе до 75% очищаемой воды станет возвращаться обратно в производственный цикл предприятия, что снизит нагрузку на городские очистные сооружения.

«Биосфера» Московского НПЗ получила премию Правительства Москвы в области охраны окружающей среды
«Биосфера» Московского НПЗ получила премию Правительства Москвы в области охраны окружающей среды
Узнать больше
Инфографика: Комплекс биологической очистки «Биосфера»

Безопасность морской добычи

Максимальное снижение рисков негативного воздействия на окружающую среду — одна из важнейших задач при реализации первого на российском арктическом шельфе проекта добычи нефти — освоения Приразломного месторождения.

На морской ледостойкой стационарной платформе «Приразломная», с которой ведется добыча, применяется комплекс современных технологических решений для защиты окружающей среды.

Непосредственный контакт скважины с водной средой на «Приразломной» исключен, так как сооружение установлено прямо на дне Печорского моря, на глубине 19 м. Нефтехранилище находится в нижней части платформы в так называемом кессоне. Для устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из слоя плакированной стали толщиной в 4 см, трехметровое пространство между ними заполнено сверхпрочным бетоном, создающим совместно со стальными переборками эффект композита сталь-бетон. Такая конструкция способна выдержать столкновение практически с любым судном и даже торпедный удар. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты.

Для предотвращения аварийного выброса нефти на скважинах установлено специальное оборудование, способное в случае необходимости на глубине надежно перекрыть подъем нефти. В танках-нефтехранилищах применяется «мокрый» способ хранения нефти — они всегда заполнены либо нефтью, либо водой, что исключает риск образования взрывоопасной среды. Отгрузка нефти со специальных комплексов начинается только при единовременном соблюдении 30 необходимых условий. Линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая в случае необходимости позволяет остановить отгрузку практически мгновенно. Круглосуточный контроль состояния МЛСП обеспечивает специальная система датчиков, мгновенно реагирующих на изменения в ее работе.

Вероятность аварии непосредственно на танкере, в зоне ответственности компании «Газпром нефть шельф», также крайне невелика. Разгерметизация нефтехранилища на танкере возможна при столкновении с другим судном или при посадке на мель, что вблизи платформы практически невозможно. Тем не менее этот риск учтен в плане ликвидации аварийных разливов нефти. Готовность к реализации этого плана обеспечивается регулярным проведением специальных учений.