Цифровые проекты в логистике и сбыте

В сбытовом сегменте главный фактор успеха – эффективное взаимодействие с потребителем, обеспечение его лояльности и получение максимально полной информации о потребностях клиента, так как на этих данных строится маркетинговая программа. Цифровые технологии позволяют успешно решить все эти задачи.

АЗС в мобильнике

Ритейл – один из основных бизнес-потребителей цифровых технологий, которые помогают извлекать максимальный эффект из взаимоотношений с клиентами. «Газпром нефть» выступила лидером процесса внедрения технологий Индустрии 4.0 в сфере топливной розницы.

Сегодня мобильное приложение сети АЗС «Газпромнефть» - одно из самых продвинутых на рынке. Единым пакетом в нем представлены такие востребованные услуги как управление участием в бонусной программе, информирование о ценах на топливо и его наличии на конкретных станциях, онлайн-консультации и формирование отзывов о конкретных АЗС. Таким образом, компания получила действенный инструмент прямого общения с клиентом, оперативную обратную связь и возможность управления лояльностью.

В ближайшем будущем в приложении будет реализована система бесконтактных платежей, которая позволит рассчитываться за заправку не выходя из машины. А использование таких технологий, как big data, машинное обучение и предиктивная аналитика, превратило приложение в эффективный инструмент маркетинга и продаж. За счет детального анализа пользовательской активности теперь можно индивидуально подстраивать под каждого клиента не только маркетинговые акции, но и ценовые предложения.

Мобильное приложение - лишь периферийное клиентское IT-решение на базе современных технологий. Сейчас цифровизация идет на более глубинных уровнях, а ее конечная цель — создание цифровой сбытовой платформы, к которой могут подключаться различные продукты и сервисы. Она будет состоять из ядра - набора технических решений и сквозных IT-систем, обеспечивающих функционирование любой модели бизнеса, - и периферии, разделенной на два основных контура — клиентский и топливно-логистический. В клиентском контуре будут сконцентрированы технологии для работы с потребителями, в топливно-логистическом предусмотрено внедрение систем для эффективного управления сетью и цепочками поставок.

«Газпром нефть» планомерно переводит свои АЗС в автоматический формат работы. Все автоматические АЗС управляются из единого диспетчерского центра, где в режиме реального времени контролируются все параметры оборудования и качества нефтепродуктов. Даже кофе-машины на АЗС «Газпромнефть» управляются из единого автоматизированного центра, который следит за соблюдением рецептуры и числом проданных чашек.

Цифровая авиазаправка

Для сервисных служб аэропортов главное качество – гибкость, ведь на их работу влияет множество различных факторов: от изменения пассажиропотока до задержки рейсов и поломки аэропортовой техники. Это относится и к авиатопливному сервису. Малейший сбой в организации заправки самолетов может повлечь серьезные экономические и репутационные потери для авиакомпании и поставщика авиакеросина.

С решением многофакторных задач машинный разум справляется лучше человеческого. Поэтому планирование и контроль обслуживания самолетов оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» - компания «Газпромнефть-Аэро» планирует передать электронной системе управления заправкой воздушных судов.

Получив заявку от авиакомпании, система обработает данные от диспетчерской о номере рейса, стоянке и времени начала заправки и выведет на планшет водителя топливозаправщика всю необходимую информацию. После авторизации с помощью смарт-карты, оператор должен будет ввести данные о необходимом количестве топлива и дозировании присадки. При достижении заданного количества топлива система автоматически прекратит заправку, распечатает расходный документ (чек), и с помощью GSM-модуля отправит отчет о заправке на сервер «Газпромнефть-Аэро» и в авиакомпанию.

В 2018 году «Газпромнефть-Аэро» и S7 Airlines разработали и внедрили совместные смарт-контракты, основанные на использовании технологии распределенных реестров (блокчейн). С ее помощью авиакомпания получает возможность моментально оплачивать топливо непосредственно при заправке в самолеты без предоплаты, банковских гарантий и финансовых рисков для участников сделки. Это первый для российского авиарынка подобный опыт.

Умная логистика

Фактически все сервисы, основная функция которых – транспортировка людей или продуктов, основана на принципах, по которым работают современные такси. То есть, все отношения поставщика и потребителя услуг - в режиме реального времени, через приложения и цифровые платформы. Примерно такую же систему управления логистикой строит и оператор битумного бизнеса «Газпром нефти» - компания

«Газпромнефть-Битумные материалы». Удобный веб-интерфейс позволит выбрать необходимый продукт и заказать его из любой точки мира, где есть доступ к интернету, при этом указав в какое время и в каком объеме нужен битум. Обязательные опции: постоянный доступ к информации, подтверждающей качество отгруженной продукции, и возможность отслеживания в режиме реального времени движения заказанной партии.

Впрочем, личный кабинет контрагента «Газпромнефть — Битумных материалов» практически все это позволяет сделать это уже сегодня: здесь можно отправить заявку, посмотреть паспорт качества конкретной партии любого продукта, отследить и факт отгрузки, и провести финансовые расчеты.

Впрочем, личный кабинет контрагента «Газпромнефть — Битумных материалов» практически все это позволяет сделать это уже сегодня: здесь можно отправить заявку, посмотреть паспорт качества конкретной партии любого продукта, отследить и факт отгрузки, и провести финансовые расчеты.

Цифровые технологии – ключ и к кардинальному повышению эффективности. Бизнес-процесс перестраивается таким образом, чтобы система сама рассчитывала, на каких активах какие объемы какого продукта хранятся, как оптимально распределить отгрузки, в какое время должна выехать машина, по какому маршруту и через какое время она приедет к потребителю, а также массу других параметров.

За счет этого клиент будет гарантированно получать нужный продукт в точно заданное время, перевозчик минимизирует простои и повысит утилизацию автотранспорта, а для битумного бизнеса эта поставка будет эффективнее с точки зрения планирования и выгоднее с учетом развития долгосрочных отношений с лояльными партнерами.

Цифровая академия

Рынок смазочных материалов заметно отличается от других рынков нефтепродуктов, в первую очередь, за счет огромного ассортимента, включающего в себя масла как для океанских лайнеров, так и продукты для дачных газонокосилок. Поэтому ключевой фактор эффективности сбытовой сети - высокая квалификация персонала.

Для формирования корпуса профессиональных продавцов своей продукции компания «Газпромнефть — смазочные материалы» создала единственную на российском рынке программу обучения в области смазочных материалов для сотрудников дистрибьюторских компаний, в основе которой лежат современные технологии.

Стратегия обучения в G-Energy Academy подразумевает только 10% очного обучения. Остальные 90% затрачиваемого времени приходится на освоение материала при помощи инновационных контент-систем.

Обучающие курсы предполагают использование таких достижений цифровизации, как диалоговая симуляция или очки виртуальной реальности, что особенно актуально для освоения навыков с высокими ценой ошибки и себестоимостью процесса. В структуру обучения включаются виртуальные экскурсии по производственным площадкам, тренинги для механиков на СТО и другие интерактивные коммуникации.